Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (821) → Протоиерей Игорь Петров: О Георгии Победоносце, святых воинах и воинской святости

Протоиерей Игорь Петров: О Георгии Победоносце, святых воинах и воинской святости

№20 (821) / 26 мая ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №19 (820)

Расскажите о святом Серафиме Вырицком.

Третий известный святой, который связан с Рыбинской Ярославской землей – это преподобный Серафим Вырицкий, удивительный человек, которого можно поместить в элиту российского общества. Он был одним из богатейших людей в нашей стране, который на пике своего земного материального благополучия имел богатую пушную торговлю, торговые площадки практически во всех европейских столицах, даже в Нью-Йорке. При этом с детства он желал принять монашество и обращался с этой просьбой к старцам Александро-Невской лавры, которые его не благословили, сказав, что у него другой путь: он должен жениться, родить детей, и тогда Господь укажет ему путь. Он очень быстро добился земного успеха.

Существует обывательское мнение, что в Церкви находятся только ущербные люди, не способные больше ни к чему и только там находящие реализацию. Конечно, это не так (пример Рыбинских святых, в частности, об этом говорит). Многие святые – высокопоставленные военные, к примеру великомученик Георгий Победоносец, блестящий офицер с блестящей карьерой, – выбирают верность Христу, а не погоны и временную воинскую славу.

Будучи молодым человеком 16-и лет, Серафим Вырицкий становится старшим приказчиком (говоря современным языком – старшим менеджером). Благодаря большому уму, блестящей памяти, эрудиции, энергии он становится компаньоном, достигает высот в бизнесе. При этом являет из себя человека, который любит Бога, является церковным человеком. Его духовником был известный старец, прославленный в лике святых, Варнава Гефсиманский, насельник Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры.

Вспоминается повесть известного философа Владимира Сергеевича Соловьева «Три разговора», очень интересная, и я советую всем ее прочитать. В ней есть сюжет об антихристе примерно следующего содержания: князь мира сего предлагает православным музей, в котором будут собраны все иконы, древние книги, из Церкви будет устроена лавка древностей, национальный музей, и поместят туда всех православных. Якобы Церковь не актуальна, а является местом, где происходят всякие фольклорные мероприятия на непонятном для современного человека языке. Вот такую мысль проводит антихрист, а старец в повести на это говорит, что больше всех нам дороже Христос.

Вера влияет на нашу повседневную жизнь. И таким великим святым, как преподобный Серафим Вырицкий, вера не мешала, а, наоборот, давала силы. Опять вспомним слова апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Чему мы должны подражать? Не только внешнему благочестию, но и внутренней жизни святых. Для современного человека, живущего в мегаполисе среди бесконечных суетных событий, огромного количества информации, меняющихся обстоятельств, когда нужно быстро принимать те или иные решения, нужна очень серьезная внутренняя жизнь. Человеку нужно учиться не рефлектировать на внешние обстоятельства, а иметь жизнь в себе, внутренний стержень, внутреннюю энергию, направленную в себя. Это то, что Церковь называет трезвением, умным деланием.

И вот перед нами Серафим Вырицкий, который, с одной стороны, был очень занятым человеком, крупным бизнесменом, с другой стороны, был делателем Иисусовой молитвы и духовным сыном великого старца. Живя в мегаполисе и занимаясь огромным количеством дел, он читает краткую молитву, ходит в присутствии Божием, старается в сердце своем соблюдать Господни заповеди. Ученик Григория Богослова Исихий Иерусалимский говорит, что если человек не соблюл Господни заповеди в сердце своем, то как он их соблюдет на практике?

Практика умного делания, краткой молитвы, которую мы можем совершать где угодно (в общественном транспорте, в гипермаркете, в метро), понуждение себя ходить в памяти Божией – вот в этом мы должны подражать адмиралу Ушакову, преподобному Феодору Санаксарскому, преподобному Серафиму Вырицкому и всем нашим святым. Нужно научиться жить в себе и в той благодатной силе, которую дает нам Бог; научиться управлять своими мыслями, чувствами, желаниями. Почему адмирал Ушаков мог управлять воинскими соединениями и при этом одерживать блестящие победы с минимальным количеством жертв? В том числе потому что умел управлять собой: своими страстями, мыслями, чувствами, помыслами, к чему и призывает нас Господь в Евангелии. То же и преподобный Серафим: внешне был на бирже, но прежде всего находился у ног Господних.

Каждый из нас должен научиться, где бы мы ни были, чем бы ни занимались, ходить в памяти о присутствии Божием, жить духовной жизнью. Это не только не мешает нашим земным делам, но и, наоборот, помогает очистить свой ум от ненужных мыслей, чувств, желаний. В отличие от либеральной модели человека, христианство нам говорит о том, что в человеке живет зло, первородный грех, который постоянно источается в нас. Поэтому мы должны учиться управлять собой: сознанием, мыслями, чувствами, желаниями.

Отец Игорь, Вы занимаетесь патриотическим воспитанием молодого поколения. Сейчас мы празднуем 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Как Вы думаете, не становится ли праздник Победы менее актуальным: чем дальше он от нас по времени, тем он менее важен для молодого поколения?

Думаю, что он становится все более и более важным, потому что мы видим сегодня ту беспрецедентную ложь, те двойные стандарты, которые являет нам Запад, начиная с прямой лжи и прямой фальсификации фактов Второй мировой войны и кончая более тонкими лживыми моментами. Наша победа оболгана, очень многое сокрыто, что-то профанировано. Многие образованные люди часто позволяют себе высказывать такие суждения, которые сформированы явно под воздействием западных фондов. Достаточно много издается исторически лживых книг, поэтому сегодня особенно важно знать свою историю, в том числе Отечественной войны. Нет такой семьи, где бы не было воинов. Святитель Филарет Московский говорил: «Человек, неверный земному Отечеству, как может быть верен отечеству Небесному?» Как можно, не научившись любить ближнего, научиться любить дальнего? Один из французских свободолюбцев сказал: «Сегодня никто не любит ближних, все любят негров» (я не хочу профанировать афроамериканцев, тем более там очень много замечательных христиан). Очень важно знать историю войны, читать серьезные книги, труды, рассказывать это детям. Сегодня это особенно актуально, потому что идет борьба против нашей Родины (об этом сказал и Президент), в частности попытка уравнять нацизм с советской властью, что абсолютно недопустимо. Все это тесно связано, и всем нам надо в этом разобраться.

Часто можно услышать такое мнение: «за что любить свое Отечество, если здесь бардак, дураки и дороги?»

Да, приходится порою такие вещи слышать, казалось бы, от образованных людей. Хотя слово «образование», может, и не совсем к ним относится. В русской традиции образование подразумевает не сумму знаний, а формирование духовно-нравственной личности, образа и подобия Божия. Поэтому первым в таких случаях мне вспоминается Смердяков – ужасный персонаж из романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы», который выдвигает такую мысль: «Как было бы хорошо, если Наполеон завоевал Россию, было бы чудесно и прекрасно». Очень замечательно это звучит – в устах Смердякова.

Мы видим, что происходит сегодня в мире: известные страны под видом демократии (а мы знаем, что «корысть играет любые роли и рядится в любые одежды, и прежде всего в одежды без корысти»), на самом деле несут зло. Происходит хаос, гражданская война, дробление стран на более мелкие, что позволяет Западу выкачивать оттуда человеческие, материальные, природные ресурсы. Для всей истории Британской империи это характерно, когда были ужасные войны в Китае, когда людей заставляли употреблять наркотики, когда были уничтожены десятки миллионов индейцев в Северной Америке, уничтожены десятки миллионов аборигенов в Австралии. Вот кто перед нами.

Мы видим, что происходит на Украине сегодня: под видом демократии сеются хаос, цинизм, двойные и тройные стандарты. Предатель – он всегда предатель, в очах любого человека. Вся наша история говорит об обратном. Есть такие замечательные слова у Александра Блока, которого сложно назвать консервативным человеком, скорее, он был человеком либеральных убеждений, свободных, тем не менее, он любил Россию: «…Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне».

Если Господь Бог создал меня здесь, в России, соткал во чреве матери моей (как мы читаем в Псалтири), поместил меня сюда Промысл Божий, естественно, я должен жить соответствующим образом. Здесь сталкивается христианское мировоззрение и нехристианское. Христианское мировоззрение – это жертвенное служение, Христос говорит: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 39). Когда мы научаемся жертвенно служить своей Родине, своему ближнему и Богу прежде всего, тогда мы обретаем удивительные сверхъестественные силы, энергию, и жизнь Христова течет в нас. Если мы живем эгоистично, только для себя, то мы рано или поздно теряем энергию, впадаем в депрессию, потому что не имеем жизни в себе. «Мы Богом живем, движемся и существуем», – читаем мы в Писании (Деян. 17, 28). Бог неизреченно близок к нам. Замечательно написал митрополит Антоний Сурожский о том, что каждый из нас должен быть эластичной резиновой хирургической перчаткой на руках врача, чтобы Бог при помощи этой перчатки мог совершать нужные действия, операции, очень тонко повторять движения человеческой руки. Каждый из нас должен быть таким орудием Бога.

Вспоминается цитата из Священного Писания, когда Господь говорит: «Лицемер, как ты говоришь, что любишь Бога, Которого не видишь, если не любишь брата своего, которого видишь?» (1 Ин. 4, 20). Когда мы говорим о том, что любим все человечество, мы обманываем себя. Если мы не научились любить свою мать, Родину, Отечество, не научились понимать, терпеть всех людей, быть добрыми по отношению к тем, кто рядом, как мы можем говорить о любви к каким-то абстрактным человеческим ценностям? Консерватизм, традиционное мышление говорит нам именно об этом. Любовь к Родине является основной, базовой истиной и является показателем духовно-нравственного состояния любого человека. Это не мои вымыслы, я просто цитирую русскую литературную духовную традицию. Мы знаем, как Федор Михайлович Достоевский любил Россию, сколько замечательных слов им сказано о Родине. Либеральные русские писатели – И.С. Тургенев, И.А. Бунин – тоже любили Россию. Нам нужно учиться у них этой любви.

Вопрос телезрителя из Нижнего Новгорода: «Митрополит Филипп обвинил Иоанна Грозного во всех совершенных им преступлениях. Иоанн Грозный ему сказал: «А не лучше ли тебе быть с нами одних мыслей?», на что Филипп ответил: «Боюся Господа единого; где же моя вера, если я буду молчать?» После этого Филипп был казнен. Митрополит Филипп принадлежал к «пятой колонне»?»

Не очень понимаю такой вывод. Нет, конечно, он не принадлежал к «пятой колонне». Это даже кощунственно предположить. Митрополит Филипп очень любил Россию, и он не выступал против всех начинаний Иоанна Грозного. Мы знаем, что Иван Васильевич сыграл огромную роль, знаем все его заслуги по формированию централизованного Российского государства, по борьбе с сепаратизмом, боярским олигархическим засильем.

При этом мы знаем, что были и тяжелые ошибки, в частности опричнина, в чем государь каялся. Святитель Филипп выступал против этих крайностей, против опричнины, когда страна была разделена на опричнину и земства. Он выступал за милостивое отношение к людям, христианство на уровне государственной политики. В годы государя Ивана Грозного многие из этих принципов попирались, были неоправданные тяжелейшие репрессии, в частности с покорением Новгорода, когда он казнил большое количество людей в Пскове и в Новгороде.

Известна история, когда самодержца в Новгороде встречает местный юродивый Николай и предлагает вкусить кусок сырого мяса, на что государь сдержанно ему отвечает, что он христианин и мясо в пост не ест. Ответ юродивого был смелым: «Мясо ты в пост не ешь, а кровь человеческую пьешь!» – святые отцы нам говорят: «Все ешьте, людей не ешьте». Именно против этого выступал митрополит Филипп, а отнюдь не против государственного устройства и власти государя; наоборот, помогал ему в укреплении единоначалия, понимал всю пагубность олигархического правления, существовавшего тогда в стране.

С Великим Новгородом все непросто: «300 золотых поясов», которые управляли городом и заводили толпу людей, называвшихся вече. Это была мнимая демократия, потому что олигархи стояли за спиной этих людей. Было решение уйти под власть польского короля. Конечно, Москва не могла не отреагировать на подобного рода сепаратистские проявления. Не прав был государь в таких страшных вещах, которые совершались. Об этом и говорил митрополит Филипп.

Я думаю, что он не хуже нас понимал пагубность «пятой колонны» для страны и являл себя великим сыном Небесного отечества, и это помогало ему быть настоящим великим сыном земного Отечества. Он явил нам пример жертвенного мученического служения Царю Небесному и царю земному, претерпев страшную смерть: был не казнен, а подло убит. Казнь подразумевает собой определенные государственные акты, процедуру, а в данном случае было подлое убийство. Дерзну предположить, что государь это тоже понимал.

Хочется опять же заметить, что Запад всячески демонизирует Ивана Грозного. При этом в те времена в Западной Европе просвещенные короли казнили людей в десятки-сотни раз больше: и британская королева, и французский король Генрих VIII, который лично стрелял из мушкета в Варофоломеевскую ночь (тогда было вырезано огромное количество протестантов, гугенотов). Но никто почему-то о них не говорит как о кровавых убийцах и преступниках. Государь Иван Грозный демонизируется либеральной общественностью – это серьезный вопрос, в котором нужно разбираться. Не нужно здесь руководствоваться каким-то клише, упрощать, что часто бывает вредно и опасно, а нужно руководствоваться христианским мировоззрением, помогающим нам отделить великого государя от человека, который потворствовал палачам, беспределу опричнины. В русской литературе это отражено в произведении «Князь Серебряный» А.К. Толстого. Никаким диссидентом святитель Филипп, конечно же, не был.

На чем зиждется любовь к земному Отечеству?

Любовь к земному Отечеству зиждется на любви к отечеству Небесному, любви к Богу, Который сотворил землю, нашу Родину, сотворил наших отцов, благодаря которым мы сегодня обладаем такой замечательной страной. Мы любим ее.

Вообще, наша земная жизнь, как сказано в Писании, – «юдоль плача»; никто нам не гарантировал счастливое детство. Прогресс – это отнюдь не то, что завтра будет лучше, чем вчера. Не должно быть дешевого оптимизма или депрессивных состояний. Мы должны являть себя воинами. В мире живет зло; живет оно и рядом с нами, и в нас, поэтому каждый православный человек, служа Богу, не может не служить своей земной Родине, земному Отечеству. Нужно любить Отечество, его историю, его великих сынов, ощущать свою ответственность перед ними, зная о том, что они живы. Мы должны являть себя служителями Христа, Который любит Россию, знает ее, заботится о ней. Россия – особенный удел Божией Матери, поэтому давайте будем подражать святому праведному Феодору Ушакову, великому князю Александру Невскому, преподобному Серафиму Вырицкому, преподобному Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому чудотворцу и всем тем дивным сынам и дочерям нашей Родины, которые положили жизнь свою за други своя. Мы реализуемся, только отдавая себя Богу, Царю и Отечеству, как замечательно сказал граф Уваров.

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс