Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (821) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Благоговение и рассудительность

Протоиерей Димитрий Беженарь: Благоговение и рассудительность

№20 (821) / 26 мая ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №19 (820)

Очень важный момент: когда возникает совершенно естественное желание защитить святыни, то диавол расставляет для нас, неопытных, силки, капканы и очень ловко прикрывает их, чтобы мы не заметили, и при этом тонко играет на человеческом тщеславии, как бы говоря: «Не спеши осуждать, надо сначала узнать о театральной постановке, кощунственном фильме, о книге, богоборческой статье, вызывающей резкую, негативную реакцию. Нет, сначала ты сам почитай, сам посмотри. Не спеши осуждать, надо вступить в диалог с тем человеком, понять, что он хотел сказать, что он имел в виду…».

Вспоминается один случай: несколько лет назад трое девочек-подростков поиздевались над своей сверстницей, искалечили ее, и она оказалась в больнице. В интернете была буря комментариев по поводу этого происшествия. Все оправдывали этих трех малолетних садисток, говоря: «Не спешите их осуждать. Та, которая оказалась в больнице, пострадавшая жертва, сама виновата. Надо с девочками поговорить, надо узнать, а что они хотели: ее убить или только поиздеваться. Надо понять их мотивы». И таким образом из этих, прощу прощения, сопливых садисток делают героев. Весь интернет бурлит: их имена, фамилии, фотографии. Вместо того чтобы общественность осудила эту подростковую жестокость, их делают героинями.

Когда уже нет никаких нравственных норм, можно осквернять святыни, оскорблять чувства верующих, и с этим человеком нас призывают вступать в диалог. То же и с кощунственным спектаклем в новосибирском театре. Находятся деятели, которые говорят: «Надо пообщаться с режиссером, художником, узнать, что они имели в виду. Должно быть, у тебя своя точка зрения, не спеши осуждать».

Мы не осуждаем человека, потому что его будет судить Бог, но есть предосудительные поступки, слова, дела, выступления, книги, статьи. Все здравомыслящее общество должно реагировать на негативные поступки и совершенно однозначной должна быть последовательная реакция на проявление жестокости, кощунства, осквернения святынь, то есть на поступок, а не на людей (их будет судить Господь), но за людей надо помолиться. Когда говорят: «Не спеши осуждать, противодействовать», – не надо дискутировать с такими людьми. Есть люди, которые, став орудием врага рода человеческого, не способны к диалогу. С ними говорить просто не о чем, нет платформы, общего знаменателя. Есть люди циничные, с которыми тоже не о чем говорить, они в ответ вам будут улыбаться: «А это искусство, а это самовыражение, мой художественный замысел».

Может быть, вообще не стоит обращать внимание и, допустим, на один такой циничный спектакль сделать десять благоговейных? Если вступать в борьбу, как бы это ни было еще раз подтверждением силы этого человека, еще большим разжиганием этого пламени? Может быть, оставить это в стороне, свою борьбу выявить, проявить протест не по направлению к этому человеку, а на своем месте сделать что-то, что было бы противовесом случившемуся?

Вы понимаете, что не напрасно диавола еще называют обезьяной Бога. Есть такое выражение, оно достаточно широко распространено. Его задача – всю гармонию Божия мира исковеркать, изуродовать, как в известной сказке Андерсена, создать кривое зеркало, которое искажает реальность, чей-то образ. Поэтому стараться опередить диавола или соперничать с ним в его искусстве искажать – бесполезно.

Самое главное, что и вступать в диалог с людьми, которые стали орудиями его злой воли, бессмысленно, потому что они закрыты для диалога. За таких несчастных людей Святая Церковь всегда молится во всем мире. Когда мы стоим на богослужении, то слышим, что диакон возглашает: «О плавающих, путешествующих, о недугующих, страждущих», страждущих в том числе от своих страстей, из-за которых люди стали орудием врага нашего спасения, диавола. Молитва Церкви распространяется за всех, а дальше Господь Сам решает.

Сознательное, разумное и последовательное противодействие злу должно быть; ему надо противодействовать в рамках закона и грамотно, но в то же время четко и последовательно. В чем один из капканов, скрытых на пути всякого человека, который хочет бороться за истину и справедливость? Это очень тонкая игра на тщеславии: «Не спеши противодействовать, ознакомься с произведением, почитай книгу, встреться с кощунником, который статью опубликовал, поговори с ним, что он думает…». Это равносильно тому (уж простите меня, дорогие друзья, что я приведу резкий пример), что вы идете по улице, видите мусорный контейнер, а враг внушает: «Это не мусорный контейнер. Может, это сундук с сокровищем? Ты не верь своим глазам, ушам, а сначала открой его, залезь туда с головой, вдруг там какое-то сокровище, на дне песчинка золота. Залезешь – перепачкаешься, пропахнешь, и тогда ты сам сделаешь свой собственный вывод, а не пойдешь на поводу у каких-то клерикалов». Вот она, ловушка.

А для человека верующего, благоразумного, рассудительного достаточно того, что мы узнали, что где-то произошло явление кощунственное, богоборческое, человеконенавистническое, и мы узнали, что здравомыслящая общественность в том городе выразила свой протест. Нам с вами не обязательно этот сюжет, спектакль, книгу самим читать, окунаться нет необходимости. Если мы все живем в русле церковного Предания, мы видим: там православная общественность, здравая часть общества высказала свой протест, мы присоединяемся к нему, а вступать в диалог с теми людьми, кто это делает, – значит создавать им рекламу.

Как высказывать протест: резко, негативно – или просто обозначить свою позицию и этого достаточно? Вступать ли в какое-то противостояние?

Наше противостояние злу здесь проявляется с самого факта рождения в этот мир и принятия таинства Крещения. С этого момента младенец, когда священник из купели его подымает, уже крещен, он воин Христов: среднего не дано. Конечно, пока он младенец, он еще этого не осознает, так как крещаем только по вере родителей, восприемников. Но он уже воин и с одной стороны стоит на поле боя. Он будет противодействовать злу, а методов здесь огромное количество: молитва о мире, добрые дела. Противодействие злу – творить добро, которое всегда сильнее зла. Есть один нюанс, на который современные люди попадаются: им кажется, что если написана кощунственная статья, то мы напишем более резкий ответ. Мне приходилось слышать: «Создан какой-то фильм откровенно кощунственный, а мы давайте создадим суперблагочестивый православный фильм». Не надо становиться на те же рельсы, на которых действует враг: мы не можем обогнать его, действуя его же методами.

Но, снимая благоговейный фильм, мы не становимся на эти рельсы, мы с них уходим. Это и есть лучший способ противодействовать злу.

Совершенно с вами согласен.

Вопрос от телезрительницы из г. Челябинска: «Добродетели бывают врожденные и приобретенные. Может ли быть добродетель благоговения врожденной, или все же она приобретается? Приобретенные добродетели Бог награждает, а, если это добродетель врожденная, какая будет награда?»

Какой мудрый вопрос! Приветствуем всех трудолюбивых челябинцев, которые такие мудрые вопросы задают. Добродетели в нас вложены Богом изначально, еще во время сотворения, но если родители ведут христианский благочестивый, аскетический образ жизни, то их предрасположенность к каким-то добродетелям, например к молитве, милостыне, нам передается. В пример приведем преподобного Силуана Афонского, когда он неоднократно в своих писаниях вспоминал отца, насколько он был щедрым, милостивым, нестяжательным. Естественно, живя в условиях, когда отец ведет себя так, и видя этот живой пример, ребенок будет больше иметь предрасположенность к добродетели милосердия, снисходительности, трудолюбия.

Дети, видя маму, как она при мерцании лампады каждый вечер кладет поклоны, молится со слезами за них, за папу, за ближних и дальних, запомнят это. Этот пример молитвы останется благодатным следом в их душах. Родители детям передают также и предрасположенность к страстям. Как вы изволили выразиться, Бог награждает за приобретенные добродетели, а за другие нет. Господь хочет нас спасти и за все наградить: и за добродетели, которые мы приобретаем своим трудом, понуждением себя, и за те предпосылки, которые мы имеем от родителей, если мы последовательно продолжаем эту линию. Ну, конечно, в очах Божиих (об этом сказано у преподобного Иоанна Лествичника) большую цену имеет та добродетель, которую человек своим трудом приобрел. Вот классический пример: родился ребенок в семье откровенно выпивающих людей, хронических алкоголиков. Если он, превозмогая себя, скажет в сердце: «Господи, помоги, я не хочу такой образ жизни вести – мне жалко моих родителей, я буду за них молиться, но пить не буду никогда, зарок себе дам ничего алкогольного никогда не принимать». Если этот ребенок станет целомудренным, добродетельным подвижником, который никогда не возьмет в рот ничего спиртного, естественно, в очах Божиих именно такое самоотвержение и желание стяжать эту добродетель имеет большую цену, да и среди людей такой человек будет пользоваться большим уважением.

А вот благоговение можно стяжать, общаясь с благоговейным человеком, видя, как он себя ведет в храме и вне его, как он разговаривает, как к святыне, Евангелию, крестику относится. Сейчас, к сожалению, и такое бывает: в светской газете изображение иконочки о празднике, но газета-то светская, поэтому в другом месте гороскоп, на следующей странице – реклама оккультных услуг, но и здесь иконочка. Человек благоговейный никогда не выбросит эту газету, он аккуратно вырежет изображение иконочки, поцелует. В таких условиях ребенок видит, что родители благоговейные ко всему, даже к мелочам: хлеб упал со стола – отец поднимет хлеб, поцелует, положит на стол. Так в древности на Руси и было: никогда хлеб не валялся, чтобы можно было его попирать. Дети, видя такое, начнут научаться благоговению. Если, наоборот, мама сбрасывает все крошки на пол, смотришь, уже и дети крошат. Любую добродетель можно приобрести, научившись примером.

Вопрос от телезрителя из Молдавии: «У Фомы Аквинского есть изречение, что молиться надо так, словно все зависит от Бога, а делать надо так, словно все зависит от тебя. Как можно отличить, что зависит от Бога, а что зависит от меня?»

Это как раз тоже по нашей теме рассудительности и благоговения. Скажу словами современного рассудительного, духовноопытного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (преставился в 2006 году), известного всей России и православному миру. У него есть кратенькая молитва: «Помоги мне, Господи, в том, в чем есть мои силы что-то сделать, укрепи меня смиренно принять то, что я сделать не могу, то, что выше моих сил, и дай мне рассуждение отличить одно от другого». Надо только у Господа просить рассудительности. Поэтому можно только одно посоветовать, уважаемый наш собеседник, – просите у Бога дара рассудительности, тогда Господь поможет определить, почувствовать в каждой ситуации: надо сделать замечание сейчас, иначе ситуация выйдет из-под контроля. А есть ситуации, когда надо смиренно промолчать, чтобы ситуация умиротворилась, людей не озлоблять. Если мы будем движимы страстями, мы и там и там поступим неправильно, а человек, который стяжает рассудительность от Бога, знает, где и в какой ситуации поступить, поэтому надо просить у Бога смиренно и постоянно дара рассудительности и благоразумия: «Господи, виждь смирение и труд мой и остави вся грехи моя. Помоги мне, Господи, дай мне рассудительность и благоразумие». Господь, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины, смиренное, сокрушенное сердце никогда не оставит без ответа и обязательно поможет.

Каковы черты благоговейного человека?

Благоговейный человек всегда в любом месте ощущает себя внутренне в присутствии Божием. Такой человек не думает: «Меня сейчас никто не видит, можно украсть или взять то, что плохо лежит, сказать что-то не то, посмотреть по телевизору что-то не то, раз меня никто не видит». Он осознает, что он пред очами Небесного Отца всегда. Внутренняя скромность, стеснительность в лучшем смысле этого слова всегда отличает благоговейного человека. Его видно. Тут, кстати, тоже очень важная грань, такое бывает, что для людей невоцерковленных или людей, которые серьезную, духовную жизнь не вели или, может быть, еще не начали вести, конечно, поведение благоговейного человека может чем-то смутить или показаться непонятным: «А почему он там крестится? Ведь можно сидеть, а он стоит всю службу? Почему он взял Евангелие, почитал, поцеловал, аккуратно положил?» Может, кто-то соблазнится, скажет с иронией: «А мы его знаем, кем он был в прошлой жизни, пришел в храм, святым стал, праведным». Но причина не в поступках того человека, а во внутренней испорченности и духовной неопытности тех, кто этим соблазняется. А благоговейный человек другого благоговейного сразу видит и никогда не соблазнится.

Я думаю, все наши дорогие телезрители согласятся со мной: я хочу вас, Дионисий, поблагодарить за мудрые вопросы: не было бы ваших вопросов – не было бы наших ответов, а многие ваши вопросы – это стимул для размышления. Сейчас буду ехать домой и обдумывать их. Храни вас Господь, дорогие братья и сестры.

Расшифровка:
Наталья Маслова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс