Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (819) → Протоиерей Владимир Волгин: Мы должны жить вокруг Божественной литургии

Протоиерей Владимир Волгин: Мы должны жить вокруг Божественной литургии

№18 (819) / 12 мая ‘15

Беседы с батюшкой

Что такое православное богослужение? В чем его смысл?

Терминологически сказано правильно – православное богослужение, потому что мы являемся прихожанами Православной Церкви, и каждый является прихожанином своего храма. Богослужение – это часть нашей жизни, которая в основном происходит в храме. Хотя богослужения могут совершаться и вне храма (к примеру, чин отпевания, таинство Соборования, таинство Причастия, освящение офисов, домов, квартир), богослужение сориентировано на церковь, и, говоря о нем, каждый христианин представляет его именно в храме. Православное богослужение отличается от католического: Божественная литургия служится на протяжении полутора часов (вместе с часами), а католическая месса в костеле совершается в течение 30-40 минут.

Православные христиане должны обязательно посещать всенощные бдения. В силу своей занятости (работа, обязанности в семье) хотя бы воскресное всенощное богослужение или всенощную перед великими праздниками каждый христианин посещать должен. Всенощное богослужение, которое состоит из вечерни и утрени, является подготовительным процессом перед Божественной литургией.

Литургия является центральной частью богослужения и вообще центром православного мировоззрения, всей православной жизни. Наша жизнь, как говорили святые отцы, должна быть евхаристичной: мы должны сосредотачиваться и жить вокруг Божественной литургии. Храм и Церковь существуют ради Божественной литургии. Учредителем Церкви является Сам Господь Иисус Христос, Который установил Церковь в последний день во время проповеди в Сионской горнице, на следующий день Его распяли. Господь совершил первый раз Божественную литургию Своими руками. В Пятидесятницу, в день Святой Троицы, день, который назван в устном лексиконе и в Предании днем рождения Церкви, Господь освятил Церковь, ниспославши Духа Святого на своих учеников в виде пламени огненных языков. С этого времени стала совершаться Божественная литургия.

Когда я служил в Курской и Белгородской епархии, старался совершать богослужения как можно чаще. Я спрашивал совета у отца Иоанна Крестьянкина о том, как мне служить, и он предложил мне служить в субботу вечером всенощное богослужение и на следующий день, в воскресенье Божественную литургию, а в будние дни – только часы и Божественную литургию. Вот старческий взгляд на Богослужение: центральным и главным является Божественная литургия и Евхаристия, а все, что совершается до этого, нас подготавливает, молитвенно настраивает на самое важное богослужение в нашей жизни, которое является ее центром.

Православное богослужение – очень стройное, красивое и глубокое богослужение. Единственным недостатком является то, что многие люди его не понимают. Некоторые считают, что нужно перевести богослужение на русский язык. Во-первых, Православная Церковь в лице священноначалия не намерена совершать этого перевода. Во-вторых, чтобы перевести это богослужение на русский язык нужны не просто тончайшие знатоки языков, как церковнославянского, так и русского, это должны быть люди святые, потому что при переводе они будут соприкасаться со святой тканью языка. Церковнославянский язык настолько богат разными нюансами, что для перевода на русский язык некоторых слов, нужно будет обязательно ввести еще несколько слов, чтобы передать смысловую многогранность слова. Кстати говоря, церковнославянский язык – это язык святой. Иван Киреевский говорил, что на церковнославянском языке не было написано ни одной книги безнравственного содержания. На русском же написано огромное количество таких книг.

С другой стороны, в Православной Церкви богослужение служится монотонно. Кто-то умеет читать хорошо, отделяя слово от слова, правильно расставляя ударения и смыслы фраз, а кто-то не умеет, а даже если и умеет, монотонное чтение в некотором смысле усыпляет сознание человека: очень трудно приспособиться к этому монотонному чтению и вникнуть в смысл звучащего. Считаю это важным замечанием, почему не нужно стремиться переводить богослужение на русский язык.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, обращаясь к народу Божиему, к интеллигенции: «Вот вы знаете по несколько европейских языков, а церковнославянский – корень нашего русского языка – не знаете». Нам имело бы смысл вникнуть в церковнославянский язык, по возможности постараться его изучить и понять, тем более что сейчас издается много словарей церковнославянского языка, в том числе составленный протоиереем Григорием Дьяченко, который вмещает в себя 40 тысяч слов.

Причины того, что люди не понимают богослужения, не только в языке и монотонности совершения богослужения, но и в том, что люди не понимают последовательности: что и за чем следует. Мне довелось участвовать в проекте о таинствах Церкви и Божественной литургии на канале «Союз». Я прочитал книгу преподобного Симеона о богослужении, в которой он благодарит своего друга за то, что тот обратился к нему с просьбой истолковать православное богослужение, благодаря чему он углубился в изучение православного богослужения и узнал очень много нового, за что поблагодарил своего друга, просившего истолкования. В свою очередь, я благодарю Любовь Сергеевну Акелину, которая предложила мне участвовать в передачах о таинствах Церкви и Божественной литургии. Благодаря тому, что я читаю разные книги об этом, узнал много нового, чего не знал, будучи священником, закончив семинарию и академию. Я узнал то, чего очень многие прихожане не знают: из чего собственно состоит православное богослужение, и в частности, таинство Божественной литургии.

Главным богослужением является Божественная литургия. Есть ли второстепенные богослужения, и какие?

Вечерня и утреня являются богослужениями, которые подготавливают нас к Божественной литургии. Молебны и панихиды тоже являются богослужениями, их называют требными.

Богослужением является таинство Елеосвящения (Соборования), которое многие стараются совершить в дни Великого поста. Некоторые боятся собороваться, полагая, что это таинство производится перед смертью – это неправильное представление. В таинстве Соборования (Елеосвящения) нет ни одной молитвы, касающейся смерти человека, наоборот, священнослужители, совершающие таинство, просят, чтобы Господь подал человеку здравие телесное и душевное. Во время таинства Соборования прощаются человеку те грехи, о которых он забыл. Мы совершаем грехи ежесекундно, их так много, что мы не можем все упомнить, чтобы вынести их на Исповедь. Грехи – как пыль на окнах оседающая. Эту пыль грехов мы приносим к таинству Соборования, во время которого она смывается, счищается с нашей души, и душа снова приобретает ту прозрачность, тот свет, который она должна была бы иметь.

Все таинства, совершающие в Церкви, являются богослужениями: таинство брака (Венчание), таинство Покаяния (Исповедь) и другие. Божественная литургия является таинством таинств, их средоточием.

Есть такие богослужения (таинство Священства), которые вплетены в структуру Божественной литургии – это рукоположение во диакона, рукоположение во священника, рукоположение (хиротония) епископское.

Раньше практически все таинства были вплетены в Божественную литургию: и таинство Венчания, и таинство Крещения. Не случайно в день Крещения перед чтением Апостола поется не Трисвятое «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Бессмертный, помилуй нас», а «Елицы во Христа креститися, во Христа облекохтися», потому что именно в день Крещения Господня во время Божественной литургии совершалось таинство Крещения над теми, кто прошли срок оглашения взрослых людей. Почему практически все таинства совершались во время Божественной литургии? Если присутствующая в таинствах благодать Божия скрепляет, соединяет, животворит, изменяет души человеческие, то во время Божественной литургии и в таинстве Евхаристии, мы становимся сопричастниками Тела и Крови Христа, приобщаемся Его Божества, Его света, Его живоносности, Его соли – когда Господь внутри нас, а мы внутри Господа. Так Господь говорит в Евангелии: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54,56). Ни в каком другом таинстве такого нет.

Чем отличается таинство от обряда? Обряд вдохновляет душу человека, а таинство изменяет ее. Все семь таинств, совершаемых в Церкви, изменяют душу человека. В таинстве Причащения происходит не только перемена души, не только соработничество благодати Божией, но Сам Господь входит в нас – мы становимся единым Телом с Господом, единым сердцем, единым Духом. Ради этого существует и была учреждена Иисусом Христом – Церковь.

Литургия в переводе с греческого языка означает «общее дело». Во время Божественной литургии христиане должны причащаться, но далеко не все присутствующие на ней приступают к Чаше. Получается, что это не общее, а частное дело?

К сожалению, в советское время были сломаны традиции, хотя этот процесс начался еще до революции. Раньше люди в России причащались один раз в году, велись специальные документы: если человек не причастился один раз в году, у него могли возникать негативные последствия на месте его служения. В начале XIX века у преподобного Серафима Саровского спросили, как часто нужно причащаться. Преподобный Серафим ответил: «Чем чаще, тем лучше». Конечно, этот вопрос должен решаться с духовником, который знает жизнь того человека, который получает рекомендации о частом либо более редком Причащении. «Простонародью полезно было бы причащаться хотя бы один раз в году», – говорил преподобный Серафим Саровский.

У нас, как мне кажется, практика редкого Причастия, утвердилась в советское атеистическое время, когда власть чувствовала и понимала, что в Причастии – жизнь и крепость Церкви, и совершала диктат над Церковью. В 60-70 годы XX столетия священники отказывались причащать людей на великие праздники (на Рождество, Пасху) по причине того, что народу было очень много, и они не успевали обслуживать людей. Эту проблему можно было бы решить, заранее исповедуя своих прихожан на всенощном богослужении или намного раньше, чем будет совершаться Божественная литургия, чтобы все приняли участие в таинстве Причащения. Святитель Иоанн Златоуст и древние отцы Церкви ратовали за частое Причащение. В одном из Слов святитель Иоанн Златоуст обращается к своим прихожанам: «Зачем же вы стоите в храме, если сегодня не причащаетесь во время Божественной литургии? Какой смысл вашего стояния?». Это православный литургический взгляд на жизнь человека. Все святые отцы всегда придерживались этого взгляда – как можно более частое Причащение. В древней Церкви причащались на каждое богослужение. В Деяниях апостолов сказано: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян., 2, 46).

Преломление хлеба – это совершение Божественной литургии. Как было не веселиться, когда Сам Господь в тебя вошел и ты сорастворился с Господом. Меня удивляет, почему многие прихожане во время Божественной литургии имеют унылые лица. Возможно, они вспоминают о своих грехах, подражая мытарю, стуча себя в грудь со словами «Боже, милостив буди мне, грешному», преисполнившись покаянных чувств. Но такого не должно быть. У человека должны быть слезы радости, ведь Евхаристия – это благодарение Господу за это величайшее таинство, за то, что Господь тебя вывел из плена: из тьмы – к свету, из тюрьмы – на свободу, за то, что Он дал тебе такие величайшие дарования, а ты вдруг сетуешь и плачешь, и имеешь унылое лицо. Неслучайно Господь Иисус Христос говорит, что во время поста не надо иметь унылых лиц, а наоборот, умыться, помазать свою голову елеем, чтобы все тебя видели благообразным и радующимся, потому что пост – это радость для христиан, обновление духовной жизни. Я сам долгое время не понимал смысла поста, и многие люди не понимают его.

Пост – это установление апостольское, установление Церкви, святых отцов, а все мы являемся послушниками Церкви. Я раньше объяснял, что смысл поста в воздержании, в умении руководить своими страстями. Святые отцы говорили, что мясная и скоромная пища утучняет человека, склоняет его к страстям. В Евангелии сказано: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф, 17, 21), Господь говорит: «Но придут дни, когда отнимется от них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк, 2, 20, Лк, 5, 35). Анализируя смысл поста, понял в чем, кроме всего прочего, заключается его добродетель – в том, что человек может управлять своими страстями, своими желаниями. В жизни всегда так происходит: одолевает тебя какая-то страсть, ты следуешь ей, и вот, стоишь над пропастью – именно навык поста располагает к тому, чтобы вовремя остановиться, не улететь в эту бездну, научает тому, что ты можешь себя в какой-то момент удержать, запретить. Есть и другие добродетели поста: к примеру, утончается плоть. Если в советское время поститься было трудно, продуктов было мало, то сейчас поститься – одно удовольствие. Отец Иоанн Крестьянкин в монастыре, выбирая из разносолья, говорил: «У нас – ресторан, пойдите, пообедайте в нашем ресторане».

Для людей пост – это очень полезная практика воздержания, нашего приближения к Богу. Когда мы просто ограничиваем себя в пост в пище и питии – это хорошо, но главное, как можно больше стараться делать добрых дел, быть постоянным в них и в хождении по Богу.

Вопрос телезрительницы: «Как часто можно причащаться? Мне 40 лет, в этот Великий пост я исповедовалась три раза и два раза уже причастилась. Я бы хотела причаститься еще раз до Пасхи, но можно ли делать приступать к Чаще так часто? До этого поста я вообще ни разу не исповедовалась и не причащалась».

Повторюсь: святые отцы советовали частое Причащение. Русская Православная Церковь в лице священноначалия и Архиерейского Собора постановили и рекомендовали нам, прихожанам, членам Православной Церкви причащаться как можно чаще. Если раньше на священников, проповедующих частое Причащение, смотрели как на сектантов, то теперь взгляд на таких священников должен измениться, и священники не будут осуждать друг друга, если кто-то причащает свою паству редко, а кто-то чаще.

Я вижу, какие изменения происходят с людьми во время Причащения: как только лжица касается уст человека, видно, как его лицо вспыхивает каким-то благодатным пламенем. Вот как прикосновение одной лишь лжицы с Телом и Кровью Господа изменяет лицо человека. Когда Господь входит в человека, с ним происходят великие перемены. Человека, который правильно и полностью исповедовался во всех своих грехах Богу через священника, и причастившегося Святых Христовых Таин, можно вставлять в иконостас, потому что на этот момент он является святым человеком, богоподобным. Это я говорю, конечно же, теоретически, образно.

Есть священнослужители, которые считают, что частое Причащение может привести человека к Причащению ради спортивного интереса, к Причастию ради Причастия.

Приведу такой пример: обычный человек перед уходом на свое служение завтракает. Иногда бывает такое настроение, что кушать не хочется, но из некоторого прагматизма мы заставляем себя позавтракать, потому что знаем, что на службе в течение нескольких часов до обеда нам потребуются силы, которые заключены в пище и питии, которые человек принимает во время завтрака. Из-за этой прагматики человек садится и завтракает.

К Телу и Крови Господней невозможно привыкнуть: это наше истинное брашно и истинное питие. Можно только причаститься в суд и в осуждение, но привыкнуть к Телу и Крови Господней – невозможно.

Что дает служение Божественной литургии в глобальном масштабе: освящаются ли стены храма и территория, на которой находится храм, сходит ли Дух Святой на это место? Или это из области фантастики?

Мне говорили люди, которые в советское время наблюдали за разрушением храмов, что в том месте, где была разрушена церковь, сразу же возрастала преступность. В моем первом приходе в Белгородской епархии была большая деревня и храм, и у нас было спокойно. В пяти километрах от нас находилась маленькая деревня, где не было храма – там было хулиганство.

В здании телецентра «Останкино» уже пять лет существует Храм во имя Святого Мученика Порфирия, 28 сентября этого года мы будем отмечать его 5-летие. Божественная литургия в нем служится пять раз в неделю. Я наблюдаю за процессами, которые происходят на телевидении: если до существования храма некоторые каналы не показывали религиозных передач, то сейчас такие передачи появились. Я глубоко убежден, что это происходит благодаря Божественной литургии. Благодать Божия пробила не только бетонные стены телецентра, но и стены душ человеческих. Прихожан в этом храме становится все больше и больше. Я всегда верил, что этот храм обязательно наполнится людьми. Сейчас процессы, которые происходят в нашем храме меня радуют. Он открыт сутками, и люди могут прийти и помолиться Господу.

Вопрос телезрительницы: «Как вести себя в следующем случае: на воскресной Литургии в нашем храме во время евхаристического канона никто из прихожан не кладет земной поклон. Мне очень хочется упасть на колени, но боюсь обидеть своею просвещенностью остальных православных. Как лучше поступать?».

Канонически по Уставу в воскресные дни земные поклоны не кладутся. Хотя мы и совершаем земные поклоны во время евхаристического канона, когда священник произносит слова «Благодарим Господа» или уже после благословления Святых Даров – хлеба и вина, которые преобразуются в Тело и Кровь Христа.

Если у человека возникает желание совершить земной поклон, он должен его совершить. Если во время великого праздника человек по незнанию совершит земной поклон, в этом нет ничего страшного. В будние дни мы можем, не обращая внимания на других прихожан, совершать земные поклоны по звучанию своего сердца. Поклоны в воскресный день по Уставу не положены, также как и в великие праздники.

Вы долгие годы окормлялись у отца Иоанна Крестьянкина. Как он относился к богослужению, что говорил об этом?

Все святые люди очень трепетно относились к богослужению и старались спешить на каждое, которое совершалось в богослужебном круге в монастыре. В молодые годы, когда я приезжал в Псково-Печерский монастырь, отец Иоанн Крестьянкин иногда говорил, что не успевает вычитывать молитвенное правило. Он всегда был занят: отягощен большим количеством людей и послушаний в монастыре.

Чтобы православные христиане не унывали, скажу: когда объективные обстоятельства мешают нам исполнить молитвенное правило, когда мы загружены работой и после всех дел не в состоянии даже стоять, а хочется упасть и предать себя в руки сна, тогда можно читать молитвенное правило преподобного Серафима Саровского.

Все старцы очень строго относились к уставному богослужению в монастыре. Я помню старца архимандрита Серафима (Тяпочкина), который совершал весь суточный круг богослужения, и если сам не служил всенощное бдение, его можно было видеть сидящего за столом с открытой Минеей и горящей свечой. Его специально с внешней стороны запирали на замок, чтобы люди, жаждущие встречи с ним, не могли проникнуть и отвлечь его от этого богослужения. Он каждый день вычитывал все, что полагалось вычитывать во время богослужения.

Богослужение – это молитва. Молитва нас приближает к Богу. Мысли, выраженные в богослужении, связанные с подвигами святых, с подвигом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, настраивают душу на высокий лад, отгоняют бесов, отгоняют рассеянность, помышления о мирском и привлекают благодать Святого Духа. Они размягчают душу человеческую, помогают стяжать мир, углубить, расширить и возвысить ту любовь, какой всегда сияли старцы, любящие молитву и православное богослужение.

Расшифровала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс