Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №17 (818)
О. Жаров: О деревне часто говорят как о территории, которая, особенно в Центральной России, считалась «зоной рискованного земледелия». Этот термин был придуман в советские годы, если вы помните. Я могу привести и другие дореволюционные примеры. Та же территория Ярославской губернии. В селе Вятское, где находится историко-культурный комплекс, территория славилась своими солеными огурцами. Она и называлась огуречной столицей России. Этот промысел приносил колоссальную прибыль для местного населения, то есть это был бюджетообразующий сегмент. В самом деле, когда я приехал в это село, то был поражен тем, что огурцы там растут как сорняки. Местное население не знает, что такое парники, что такое полоть и поливать огурцы – они растут сами.
Митрополит Иларион: То есть там микроклимат.
О. Жаров: Да, свой микроклимат, своя среда, и почему бы на этой территории не развивать те отрасли растениеводства, которые здесь испокон веков культивировались? Я не знаю, правильно это или нет, но мне кажется, что нужно обратиться к своим истокам, к своей истории и через это возрождать сельское хозяйство, деревню, село.
Митрополит Иларион: Я присутствовал на церемонии, когда Президент Российской Федерации вручал вам Государственную премию. Было сказано много теплых слов в ваш адрес и в адрес того дела, которому вы посвятили жизнь.
Мы слышим много негативного о деревне, наблюдая на многих примерах, как деревня вымирает. Я своими глазами видел деревню в Псковской области, где практически не осталось жителей. В деревнях остаются либо одни старики, либо две-три семьи тяжело пьющих людей. Это жуткое зрелище.
Но есть и другие примеры. ваш пример, который вы подаете, в том числе и нашим предпринимателям, должен вдохновлять многих людей. Ведь вы, наверное, вложившись в эту деревню, в итоге все равно ничего не потеряли. В селе снова поселились люди, которые стали о нем заботиться; сейчас в Вятское приезжают на экскурсию сто тысяч человек в год, чтобы просто посмотреть на это чудо. Все затраты в конечном итоге окупаются. Было бы замечательно, если бы наши предприниматели увидели, что в Россию можно не только вкладывать, но и получать прибыль, и ее реализовывать, то есть возделывать свою землю, как Господь заповедал Адаму в самом начале бытия человечества, сказав ему: «Я даю тебе эту землю, чтобы ты ее возделывал» (см.: Быт. 2, 15).
Мы знаем, что великий русский поэт Сергей Есенин называл себя последним поэтом деревни. Совсем недавно скончался известный писатель и публицист Валентин Распутин, которого можно назвать последним писателем деревни. Он посвятил свое творчество русской деревне, болезненно переживая ее упадок и умирание. В повести «Прощание с Матерой» Распутин описывает затопление деревень, гибель сельского уклада жизни, рассказывает о людях, насильно выселяемых с родных мест, о великом значении традиции в жизни человека. Это своеобразная драма народной жизни – то, что происходило с нашей деревней, с нашим селом и при Сталине, когда раскулачивали, и позже, когда, по сути, все внимание было уделено городам, а села и деревни постепенно погибали, за исключением, разве что, особенно плодородных земель, например, черноземных.
Возвращаясь к вашему примеру, очень хотелось бы верить, что ему последуют и другие наши предприниматели.
О. Жаров: То, что я делаю, я для себя определил так: это все равно, что купить билет в один конец. От ответственности, которую я взял на себя, уже не уйдешь, на какие-то объективные обстоятельства не сошлешься. Но радует то, что молодежь, которая живет в селе Вятское, стала совершенно другой. Она участвует во всех наших мероприятиях, которые мы организовываем. Многие молодые люди после школы работают у нас экскурсоводами. В летние каникулы они устраиваются на какие-то другие места и с удовольствием участвуют в нашей повседневной жизни. Они – наше будущее, наша надежда на то, что следующее поколение будет достойно представлять и свою малую родину, и нашу страну в целом. Это дорогого стоит – ощущение, что ты на самом деле кому-то нужен.
Митрополит Иларион: Хотел бы отметить еще один важный аспект сельской жизни, который полностью игнорировался в советское время: в каждой деревне должен быть храм, должен быть священник, ведь люди объединяются вокруг храма. Вы своими силами восстановили не только дома, но и деревенский храм. Восстановление сельских храмов имеет и миссионерскую направленность. Храм – это серд-це деревни. Ведь мы в больших городах, когда, например, приезжаем в Рим, в первую очередь идем смотреть собор Cвятого Петра. В Париже – собор Парижской Богоматери. А приезжая в село Вятское, мы идем смотреть, прежде всего, местную церковь, а потом уже ходим по музеям и знакомимся с архитектурой села.
Святейший Патриарх Кирилл уделяет особое внимание духовному возрождению деревни. Именно поэтому он инициировал масштабную реформу в церковном управлении. Сейчас все наши крупные российские епархии преобразованы в митрополии и поделены на несколько епархий. В более мелких епархиях появились свои архиереи, чтобы теперь епископ мог не только обращать внимание на крупные города, но и ездить по деревням; чтобы в каждой деревне был свой храм, открывались новые приходы.
Многие из сельских храмов не являются прибыльными, ведь если в деревне живет 50 человек, они не смогут своими силами содержать этот храм. Такие храмы являются дотационными, но мы не смотрим на возможную финансовую выгоду. Для нас, в первую очередь, важно духовное благосостояние людей. Именно поэтому мы должны возрождать жизнь на селе не только с точки зрения материальной, что, как показывает ваш опыт, вполне возможно и очень востребовано, но и с точки зрения духовной.
О. Жаров: Когда я приехал восемь лет назад в Вятское, то первыми объектами, которыми мы занялись, как раз были объекты культового назначения – это храм Воскресения Христова и часовня-купель в честь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Вы, наверное, знаете, что эта купель сегодня пользуется колоссальной популярностью среди паломников. На Крещение и в последующие дни в село приезжает 10–15 тысяч человек. Это потрясающе: объект, который, наверное, не предполагался как объект показа, совершенно неожиданно стал настолько популярным среди туристов и паломников.
Должен сказать, что возрождение села возможно только при сохранении всех духовных ценностей. В пример могу привести последний музей, который у нас был открыт – Музей возвращенной святыни. Он планировался как музей одного экспоната. Где-то около полугода назад мне позвонил один из моих знакомых и сказал, что нашел у одного антиквара Евангелие 1750 года, которое когда-то принадлежало Воскресенскому храму. Была найдена передаточная ведомость, в которой говорилось, что митрополит Костромской и Галицкий 29 мая 1750 года передает это Святое Евангелие в храм Воскресения Христова, что в селе Вятском.
Митрополит Иларион: Храм в вашем селе посвящен Воскресению Христову, так что на Пасху у вас еще и престольный праздник. Я хотел бы сердечно поздравить с этим праздником вас и в вашем лице всех жителей села Вятское, а также поздравить с праздником Воскресения Христова всех наших телезрителей, и пожелать, чтобы в нашей жизни было много хорошего, много светлого, и чтобы Воскресший Христос благословлял наши труды.
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.