Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (817) → Отец Артемий Владимиров: Светлое Христово Воскресение

Отец Артемий Владимиров: Светлое Христово Воскресение

№16 (817) / 21 апреля ‘15

Беседы с батюшкой

Здравствуйте, батюшка. Христос Воскресе!

Благословите наших теле-зрителей.

Воистину Воскрес Христос. Да благословит нас Господь на радостное и светлое Пасхальное общение.

Закончился Великий пост, наступила Пасха. Расскажите, пожалуйста, попод-робнее, что мы отмечаем в этот день.

Отмечаем то, что звучит, чем струится, наполнены слова «Христос Воскрес!» – Он явился живым после того, как был снят бездыханным, изуродованным со Креста и был погребен во гробе. Он восставил свое телесное естество, вновь и навеки соединив душу и тело, при том, что они неразлучны с Богом. Христос тем самым ниспроверг, растоптал смерть, как можно растоптать старую ветошь. Любовь оказалась сильнее розни этого мира. Господь восстановил человеческую природу.

Для чего нужны были такие жертвы для искупления падшей человеческой природы?

Представьте, что первозданный Адам носил в своем чистом прозрачном сердце рай: чистоту, мудрость, смирение, кротость, любовь, радость. Как вы предлагаете вконец испорченное человеческое сердце, пленившееся через грехопадение духу нечистоты, печали, гнева, мнительности, раздражительности, как вы предполагаете возродить такое сердце, вновь сотворив его сосудом Божественной благодати?

Премудрое дело совершил Бог, Который соединил Свое естество, свободное от греха, с человеческой природой. Явившись от Девы Марии, Господь проходит земной путь и совершает непостижимое дело. Он берет ответственность за грехи, страсти, падения каждого из нас. Это мы обречены на казнь, а Он берет на себя все то, что каждый из нас в отдельности заслужил. Малого того, что с нас снимается ответственность, – Господь изнутри возрождает каждого из нас.

В таинстве Крещения мы таинственно сопрягаемся со смертью Христа и Его Воскресением. Таким образом, когда мы с верой принимаем Крещение, Дух Святой, оставивший Адама, даруется христианину и пребывает с нами. Следовательно, каждый из нас имеет все необходимое, чтобы с Божией помощью переродить свою душу. В мире остается место страданиям, вовсе не все представители человеческого рода воспользовались плодами искупительной Жертвы Христа.

Однако сегодня мы, смотря на крест, понимаем, что в нем наше спасение. Если ты повернулся ко Христу спиной, крест для тебя – дамоклов меч правды Божией. Крест говорит о том, что грех пригвожден ко Кресту, и ты в своей нераскаянности, озлобленности на правду Божию, останешься с ним один на один в час Страшного Суда. Но если ты, как Евангельская Мария, припадаешь ко стопам Христа, если ты каешься и молишь Небесного Отца, дабы Он умножил в твоей душе действие спасительной благодати, то она реально действует в этой жизни, и мы совершенно осязательно осмысляем ее присутствие в нас. Божия благодать «дезинфицирует» мысли, помогает сражаться с дурными привычками до полной и окончательной победы. Божия благодать отгоняет уныние, печаль, делает сердце мужественным, бодрым, радостным, динамичным – при том, что вы не приписываете это себе: «Господи! Сам я ничто, ноль, но с Твоей помощью я выполню Твою святую волю». И все это плоды Христова Воскресения в нашей жизни.

Грех был пригвожден ко Кресту, однако люди как грешили, так и грешат...

Позволю не согласиться с вами. Апостол Павел говорит сынам света, то есть людям, облеченным благодатью Христовой: будьте, как светила в этом развращенном мире. Речь идет не о фарисейской отгороженности от грешников, но о том, что всякий из нас православных христиан, живущих в лоне Церкви, носит в своем сердце великую благодать – премудрость радости, ведения, благочестия, страха Божия. Вот почему там, где собираются настоящие христиане, нет места раздражительности, нервозности, пошлости, нечистоты речи, но там витают ангелы.

Пришел праздник Светлого Христова Воскресения. Но для чего мы постились целых семь недель? Ведь мы и так хорошо отмечаем эти праздники...

Поститься нужно было, чтобы сразиться с лукавым. Мы помним, как Господь предупредил, что род сей, то есть лукавые духи, не уступит своего места, если только не поразить их молитвой и постом, не пригвоздить копием разумного воздержания.

Для нас пост был всеобъемлющей добродетелью, не правда ли? Ведь пост заключался не только в изменении режима питания, но в том, чтобы приобрести непрестанную молитву. Никто не может одновременно молиться и смотреть телевизор, гоняться в интернете за интернет-покупками. Пост был разумным ограничением земных забот и искусным обращением ума и сердца к Богу.

Мы постились, чтобы разглядеть хорошенько свою душу, увидеть ее слабые места, раны, нуждающиеся в исцелении. А как получить ее без помощи врача, то есть духовника, священника, который выслушает и благословит вас на Исповеди?

Вопрос телезрителя из Перми: «Откуда появилась традиция на Пасху кушать куличи?»

Думаю, что традиция достаточно давняя, но не удивлюсь, если кто-нибудь из знатоков-кулинаров скажет, что традиция корнями соприкасается с Западной Европой. В Англии мы угощались кексом, чрезвычайно напоминающим по своим ингредиентам и консистенции, наш пасхальный кулич.

Не будучи силен в кулинарии, расскажу о философии кулича. Это замечательное кушание, в котором множество всего: от миндаля до цедры, где все благоухает. Кулич – не что иное, как изображение преображенного Христом космоса: Неба и земли. Ведь Бог не создавал смерти, она вошла в мир через грехопадение Адама. Тление распространилось в мире через грех Адама.

Кулич есть символ освящения всех земных стихий: земли, огня, воды, воздуха. Кулич есть свидетельство полноты бытия, Божественной благости, победившей в этом мире. В какой-то мере наш кулич соотносится с тем хлебом, артосом, что сейчас красуется в каждом храме перед Царскими вратами и будет раздроблен на маленькие части к Светлой Субботе для раздачи верным христианам. Кулич – фантазия на тему артоса: артос – квасной хлеб, освященный в Пасхальную ночь, служит во исцеление души и тела всем употребляющим его с молитвой.

Что символизирует сам артос?

Артос – символ Самого Господа Иисуса Христа. Не будем только смешивать его с Хлебом таинства святой Евхаристии. С ним ничто несопоставимо. Артос – квасной хлеб, который, по Преданию, еще апостолы за своей земной трапезой приподнимали и прославляли за Господа Иисуса Христа.

Христиане вкушают артос во исцеление души и тела утром, когда они не причащаются Святых Христовых Таин. Все здесь соотнесено с Личностью Иисуса Христа, Который невидимо пребывает с нами на всякий день.

Вопрос телезрителя: «Откуда появилась традиция каждому желающему звонить в колокола на Светлой Седмице?»

Православный человек смотрит в корень, в глубь истории – что это за замечательная традиция «клепать в кампан»? Если мы поведем речь о колоколах, то придем в раннее Средневековье – к святому епископу Павлину Ноланскому (это православный епископ Западной Европы), которому Господь Бог во сне открыл, что медное изделие, выполненное в форме колокольчика с язычком, издает мелодичный звук. Проснувшись, он решил отлить по типу колокольчика изящное изделие из меди. Затем из Западной Европы эти изделия мало-помалу дошли до Святой Руси, и теперь посмотрите на наш Царь-колокол.

На Руси на Пасху по всей Руси звонили колокола – читайте об этом у Шмелева, вся матушка-Москва превращалась в колокольный симфонический оркестр или орган. Вы знаете, что колокольный звон не только бесов пугает, но и разгоняет вирусы? Звонарь звонит – и Русь еще живет, Русь поет.

Традиция колокольного звона появилась еще в раннее Средневековье, а Устав церковный, сформированный еще в VI – VIII веках, предписывает Пасхальным перезвоном на Светлой Седмице свидетельствовать и земле, и Небу, что Христос Воскрес. Потому и всякая тварь на земле, и птицы в небе, и цветы, и деревья с надеждой смотрят на нас: от нас благодать достается им; если мы с вами будем возрастать в Христовых добродетелях, то экологическая проблема будет решена. Человек, дышащий Духом Божиим, освящающий каждый шаг молитвой, является «несущей конструкцией» мира.

Телезрительница из Люберцев спрашивает, как Вы сами встречаете праздник Светлой Пасхи?

У нас есть традиция вечер Пасхального дня проводить всем приходом за пасхальным столом. Сегодня я праздную Пасху в прямом эфире телеканала «Союз». Ведь слово – это крылатое существо, оно летит, летит, и каждое, если исходит от сердца искреннего, является то бальзамом, то ланцетом, срезывающим застарелую рану. Всегда выбираю из пикников на приходской «обочине» возможность послужить людям. Поскольку чувствую через экран вас, дорогие телезрители, с которыми нас объединяет светлая радость Воскресшего Христа.

Вопрос телезрительницы: «Как сохранить Пасхальную радость, когда закончатся праздники и начнутся трудовые будни? У нас есть огородик, все натуральное, приезжайте к нам…»

Вы живете среди природы и можете видеть тайну Воскресения Христова в самой природе. Хозяйка находится на гребне счастья, вы приобщены к самой соли жизни.

Вопрос телезрительницы из Вологды: «Если на Пасху случается много искушений – к чему это?»

Искушения неотъемлемы от нашей жизни. Еще Иов Многострадальный говорил, что искушения – жизнь человеческая на земле. Сегодня без искушения нельзя совершить практически ни одного доброго дела. Надо не бояться искушений, а быть готовым к встрече с ними. Святые отцы не зря нас учат: «Жди искушения, пока оно постучится в ворота твоего сердца, и оно к тебе не придет».

Может ли лукавый спокойно перенести, что Русь православная не спит на Пасху, воспевая Христа, победившего ад и смерть? Одной милиции было выделено на охрану около ста тысяч, таким образом, и этот контингент приобщается к исконному православному празднику. Лукавому же позволено действовать лишь в ту меру, в которую мы бездействуем.

Впрочем, для наших христианок слово «искушение» стало «профессиональной» терминологией. Заболталась по телефону, а куличи и подгорели – «ой! бесы напали!» В этом смысле давайте будем помнить изречение «На Бога надейся, сама не плошай».

Вопрос телезрителя из Краснодарского края: «Христос даровал нам жизнь вечную, и дал все механизмы: Церковь, Священное Писание, Причастие, чтобы мы могли войти в нее и соединиться с Ним, однако, в обещании Второго Пришествия, Он говорит: «Когда приду в следующий раз, как тать ночью, найду ли веру на земле?» Не отнимает ли Он тем самым надежду на спасение?»

У вас, наверное, техническое образование, что вы, говоря о таинствах церковной жизни, оазисы, гейзеры механизмами. Вы, наверное, говорили о тех средствах, которые Господь Бог даровал нам для приобщения Божественной благодати?

«Когда приду, найду ли верующих в Меня?»… Разве в этом речении сказано, что не найдет?! Конечно, найдет, ибо Церковь – столп и утверждение истины, и Божественная литургия будет совершаться до конца дней. По вопросам из Краснодарского края я уверен, что Господь найдет там верующих, крепких, красивых и сильных духом православных христиан. И у меня нет никакого сомнения, что, несмотря на господствующий в этом мире дух растления и умножения беззаконий, любовь совершенно не оскудеет в верующих сердцах. И, может быть, благодаря телеканалу «Союз» Боженька найдет верующих в Него не только в Краснодаре, но и где-нибудь на Островах Зеленого Мыса, потому что сейчас телеканал «Союз» расширяет свое вещание.

Пусть вас не обескураживают слова Господа, ибо Он говорит о том, что надо много трудиться, чтобы сохранить золотник веры, и о том, что надо не только веровать, но и жить в соответствии с постулатами веры, являть благочестие, любовь. Вера, действуемая любовью, – вот modus vivendi православного христианина.

Пост закончился, наступил период торжеств. Получается, надо забыть обо всех подвигах?

Нет, дорогие друзья, не будем расслабляться. Просьба пристегнуть ремни и открыть форточки духовных иллюминаторов, мы находимся с вами на высоте десяти тысяч метров над этой грешной землей, поэтому сыновья чертога брачного откладывают строгую аскезу, покуда с ними Жених, – ведь Царские врата отверсты: мы ежедневно приглашаемся к Божественной Чаше. Но кто может приступать с чистой совестью из бросивших на поле брани щит и меч?

В отношении куличей и пасох тоже должно проявлять воздержание. Настолько обильная, калорийная пища, что если утрамбовать ею наше чрево, то мы станем добычей всяческих нехороших помыслов.

От дней поста мы получили такой импульс, что сейчас как бы движемся по инерции: набрав эту скорость, мы, как горные орлы, лишь слегка подрагиваем опереньем, и теплый ветер Божией благодати несет нас к острову спасения. Но проявлять осторожность, острозоркость, хотя бы чтобы не столкнуться на лету с соседом, мы должны. Поэтому христианин – это воин, который всегда начеку, всегда в дневном и ночном дозоре, всегда готов улыбнуться, готов помочь, выслушать человеку, но не готов сорваться в гнев, впасть в уныние, осуетиться.

Почему Царские врата открыты в эту неделю?

Открытые Царские врата говорят нам о том, что Воскресение Христово открыло доступ к Божией благодати. Ныне убрано средостение греха. Бог прошел путем новым и живым в обители Отца Небесного, откуда и льется через Царские врата на грешную землю Божественный свет человеколюбия, мира, радости. Всякий входящий в храм тотчас чувствует, что его душа распрямляется и начинает цвести, благоухать, потому что Божия благодать заквашивает сердце, ненасильственно влечет его в область Невечернего света.

Отверстые Царские врата приглашают нас участвовать в таинстве Причащения Тела и Крови Господня.

Вопрос телезрительницы из Орла: «Читается ли в Пасху утреннее и вечернее молитвенное правило, или оно заменяется другими молитвами?»

Читается Последование Пасхального часа. Найдите в печатном виде или в интернете. Трижды поем «Христос Воскресе», трижды «Воскресение Христово видевше», затем Пасхальные тропари, очень содержательные, сорок раз «Господи, помилуй» и опять «Христос Воскресе».

Если внимательно пропеть Пасхальный час… Это семь минут, но за эти семь минут Бог ниспосылает нам благодать мудрости, радости – вы ложитесь спать, а на душе у вас «торжественно и чудно».

Наша передача подходит к концу. Что бы Вы могли пожелать на прощание нашим телезрителям?

Чтобы наш прямой эфир никогда не кончался. Пусть сознание определит бытие – раздвинем пространство времени и будем оставаться в прямом в эфире нашей всегдашней молитвы друг за друга и готовности к новой встрече.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Расшифровка:
Юлия Подзолова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс