Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (816) → Митрополит Волоколамский Иларион: Духовная радость – самое главное и лучшее, что может дать Церковь

Митрополит Волоколамский Иларион: Духовная радость – самое главное и лучшее, что может дать Церковь

№15 (816) / 14 апреля ‘15

Церковь и мир

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о религиозности внешней и внутренней. У меня в гостях – руководитель исследовательской службы «Среда» Алина Багрина. Здравствуйте, Алина Юрьевна!

А. Багрина: Здравствуйте, Владыка.

Каждый год во время Великого поста мы видим, как в православных храмах увеличивается число прихожан и так называемых «захожан». Мы можем судить об этом явлении как чисто внешнем. Но точно так же мы видим и большую требовательность к себе.

Меня пригласили как руководителя исследовательской компании. Зачастую исследования малоинформативны, потому что нам очень легко говорить о внешней религиозности. Это факты, их хотелось бы уважать. То, что мы видим, безусловно важно, но то, что внутри, особенно значимо для всех.

Владыка, расскажите, пожалуйста, о Вашем первом Великом посте. Что Вы о нем помните?

Митрополит Иларион: Это воспоминания, связанные с моей ранней юностью. Меня крестили в 11 лет. Не могу точно сказать, какой Великий пост был первым, но я помню, что вскоре мы начали соблюдать пост. Время было советское. Жили мы с бабушкой, которая не была верующей. Она нам готовила, и, конечно, очень удивлялась всем этим внезапно возникшим диетическим рестрикциям. И, тем не менее, желание соблюдать пост у нас было. Я помню, что даже в школе, когда нам давали комплексные обеды, я отказывался от каких-то видов пищи, потому что у меня было очень горячее желание соблюдать пост.

Все это было связано с общим ощущением Церкви, которая достаточно неожиданно, но очень ярко вошла в мою жизнь. В конечном итоге Церковь перевернула всю мою жизнь. Я занимался музыкой, и думал, что буду профессиональным музыкантом. Но где-то уже к пятнадцати годам я понял, что самая главная любовь моей жизни – Церковь. В Церкви я полюбил все: весь жизненный церковный уклад, удивительную атмосферу, церковное богослужение, в том числе и посты.

Я думаю, что Церковь создала свое бытие, свой мир таким образом, что в нем все взаимосвязано. И поэтому мне трудно представить, как человек может, например, что-то в Церкви любить, а что-то нет, одно считать правильными, а с другим не соглашаться. Ведь здесь все в комплексе. Это как, допустим, оздоровительная диета, которую вам предлагает врач, и в ней 20 разных пунктов. Если вы скажете: я буду соблюдать только 8 из 20, то эта диета может и не дать положительного результата.

А. Багрина: К сожалению, сейчас институты и организации, проводя исследования, больше делают акцент на внешнем, и часто оставляют в стороне чувства, эмоции тех людей, которые свято чтут традиции, соблюдают те или иные правила. Но ведь в Евангелии сказано: «Когда поститесь, не будьте унылы как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться постящимися. <…> А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое» (см.: Мф. 6, 16–17). И сейчас мы иногда видим, что внешнее соблюдение православных традиций не всегда вызывает одобрение окружающих.

Вызовы есть как внутри, так и снаружи. Но когда есть внутренняя духовная жизнь, которая неизменно сопровождается радостью, – это признак настоящей религиозности, не напускной, подобно фарисейству, а живой веры, когда ты любишь Господа и чувствуешь, что любят тебя, и через любовь к ближним ты стремишься приблизиться к Богу.

Во время опроса мы задавали вопрос: «Почему вы соблюдаете пост?» Отвечая на него, примерно треть респондентов заявили, что пост – это телесная практика, воздержание, диета, и столько же говорили о душевных составляющих – душевное очищение, покаяние, приближение к Богу. Остальные затруднились ответить.

Это достаточно стабильная картина. Но есть небольшое приятное исключение. Вопрос о смысле Великого поста, о мотивах тех, кто постится, достаточно регулярно задается разными компаниями. С 2008 года мы видим, что важность телесной составляющей потихоньку уменьшается, то есть сейчас больше говорят о душевном и духовном смысле поста. И это представляется достаточно здоровой тенденцией. Хотя и здесь есть определенное лукавство. Казалось бы, такой простой вопрос: «Почему вы соблюдаете пост?» Поскольку пост чаще всего соблюдают женщины, то многие отвечают: «Для того, чтобы похудеть». И здесь возникает некая ловушка, ведь если человек действительно соблюдает пост только для того, чтобы похудеть, ему будет неловко в этом признаться. И он как раз про это не скажет. Он придумает что-то другое, скорее всего, назовет духовную причину.

С другой стороны, напротив, обратная картина. Во время поста чувства человека не получают своей привычной пищи, их жизнедеятельность останавливается, тело успокаивается, и на свет проявляется душа. Пост является неотъемлемой частью духовной жизни человека, и для него это очень интимно. Поэтому он думает, поймет ли его интервьюер, если назвать настоящую причину поста? Может, легче сказать, что цель поста заключается в том, чтобы просто оздоровиться? И верующий человек может сказать, что соблюдает пост только для того, чтобы просто стать здоровее.

Еще один момент (Вы его затронули, рассказывая про Ваш первый опыт поста) – это советское прошлое. На самом деле оно имеет колоссальное значение для страны и для традиции в России. Пост неразрывно связан с великим событием Пасхи. Но занимаясь наблюдениями и проводя исследования, социологи обнаруживают как бы две «пасхи». Одна Пасха – христианская, православная, а другая, если можно ее так назвать – символическая, обрядовая. Ведь даже в советское время красили яйца, пекли куличи, тайно святили их в церкви. То есть все годы, когда Церковь была в гонениях, отдельные составляющие Пасхальной традиции не уходили. (Окончание следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс