Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (813) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Самая редчайшая добродетель – благоговение

Протоиерей Димитрий Беженарь: Самая редчайшая добродетель – благоговение

№12 (813) / 24 марта ‘15

Беседы с батюшкой

Что такое благоговение?

Это особая духовная чуткость. Страх Божий в самом лучшем, высшем смысле этого слова. Человек внутренне всегда чувствует себя в присутствии Бога и воспринимает свое тело как храм Духа Святого. Все его движения, реплики и поступки украшены особенной, неповторимой скромностью. Нет никакой наигранности, актерства. Когда такой человек приходит в церковь, заметно, что он крестится, прикладывается к святыням, разговаривает благоговейно. Его сразу можно почувствовать.

Святые отцы эту добродетель во все времена считали редчайшей, не говоря уже о наших днях, когда добродетели оскудевают, высмеиваются и мир с огромной скоростью стремится далеко не к той цели, к которой надо, все дальше уходя от Христа.

То есть это качество, которое распространяется буквально на все, с чем такой человек соприкасается?

Да, из-за того, что он чувствует присутствие Божие. Если благоговейный человек сидит за трапезой, он внутренне ощущает рядом своего ангела-хранителя. И не допустит лишних разговоров, непристойных шуток, насмешек. Вот почему эта добродетель так украшает душу.

Преподобный Паисий Святогорец, прославленный в лике святых 13 января этого года, считал благоговение самой необходимой добродетелью и для монаха, и для мирянина: она больше всего привлекает благодать Божию. Старец даже отличал благочестие от благоговения: первое – выполнение каких-то внешних форм, когда человек далеко не всегда понимает, что или для чего делает, а благоговейный человек совершает что-то, так как внутренне думает, что именно так и нужно. Общение с ним доставляет радость. Причем это общение не такое, как у нас, – только разговоры: поговорили и разошлись с пустотой внутри. С таким человеком можно просто находиться в одном помещении некоторое время, и получить благодатную помощь, прилив душевных сил.

В качестве примера назову благоговение православных бабушек, которые трудятся в храмах на самых непочетных, с точки зрения мира сего, должностях: уборщицами. По тому, как они протирают иконки, стараются навести в церкви порядок, чувствуется, что им это все в радость. Не помышляют об усталости, себя не берут в расчет совсем и считают великой честью, что Господь сподобил их убираться в храме.

К сожалению, современный мир, особенно околоцерковная интеллигенция, слишком грамотные люди, много читающие (но никогда не читающие то, что нужно, или читающие то, что необходимо, но не до конца), думают, что благоговение и благочестие отжили свой век. Поэтому не каждый может почувствовать и оценить благоговейного человека. Надо самому иметь к этому предпосылки, стремление к такой же добродетели.

Как можно воспитать в себе благоговение в наше время, при таком высоком ритме жизни?

Святые отцы именно об этой добродетели говорили, что ей можно научиться, общаясь с благоговейными людьми. Только личным примером, мягко, ненавязчиво, незаметно. Другие добродетели, с Божией помощью и при нашем желании, мы можем стяжать, читая духовную литературу, жития святых, стараясь, по мере сил, прочитанное применять к себе.

А присутствие на службе может как-то помочь взрастить в человеке благоговение?

Здесь много нюансов. Преподобный Паисий Святогорец говорит, что в каждом случае много подслучаев. Даже в одном и том же храме люди ведут себя по-разному. Кто-то приходит в церковь послушать, как поют, – этот человек находится в мире звуков. Кто-то – насладиться красотой, росписью. Кто-то – послушать батюшку, если тот хорошо проповедует. Причем если после проповеди спросить, о чем священник говорил, далеко не всегда этот человек сможет воспроизвести сказанное. А иногда и не собирается применять услышанное к себе, думая, что батюшка говорил не о них, а о других людях: «Я же добродетельный, мне это совсем не надо».

Поэтому в храме можно благоговению и не научиться. Нужно желать стяжать страх Божий, целомудрие. Тогда Господь дарует нужного человека, который будет вам примером.

А с чего следует начать?

С внимательности к себе. Необходимо помнить, что мы находимся пред очами Божьими всегда и везде, а не только в храме, и каждое мгновение приближает нас к жизни вечной, где придется дать за все ответ. Обратно уже ничего не вернуть. Мы не знаем, какой отрезок времени нам отмерян: кто-то живет 80 лет, кто-то 20.

Расскажите о благоговении к храму, к иконам, к церковным таинствам.

Едва ли у благоговейного человека иконный уголок дома будет в пыли. Он никогда не допустит, чтобы просфоры заплесневели, никогда не положит Священное Писание или святоотеческий труд на кресло или на диван, где привык сидеть или лежать. Благоговение начинается с мелочей. Верный Богу в мелочах может быть верен во многом.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Как исполнять пятую заповедь и почитать мать, от которой в детстве не получил любви, а видел одни страдания и унижения?».

Непростая ситуация, наверно, характерная в наше время, так как в эпоху разрушения самого института семьи, как говорят современные люди, мамы нередко сами в детстве не получили материнского тепла и любви. В психологии даже существует такой термин: «безмамные мамы». Когда такая девушка выходит замуж, у нее появляется ребенок, ей нечего вспомнить в качестве примера. А следующее поколение находится в еще более худшем положении.

Если вы верующий человек, то должны понимать: у православных есть задача любить своих матерей, ведь они соработники Бога. Господь через них даровал нам жизнь. Поэтому, какой бы ни была мама с нашей точки зрения – невнимательной, грубой, излишне требовательной, не такой, какой нам бы хотелось ее видеть, – ради Христа Спасителя, ради Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Которая является Матерью всех христиан, надо маму любить, почитать и молиться за нее.

Некоторые матери (и вообще современные люди) далеки от Бога и смеются над верой своих детей. Мудрые люди советуют при этом держать разумную дистанцию, не давать им повода постоянно брать грех на душу. Можно сказать: «Не трогай веру, если ты чего-то не понимаешь – твое дело, я тебе ничего не навязываю, но пожалуйста, не оскорбляй мои убеждения».

Архимандрит Рафаил (Карелин) утверждал, что если человек молится за родителей, то хотя бы в финале их жизни Господь его утешит. Увидите, как она изменится, может, сама обнимет вас и скажет: «Доченька, прости меня, я действительно была не права, не дала тебе то, что нужно». Поверьте, это утешение компенсирует всю вашу боль, все обиды, которые накопились.

Вы сейчас говорили о благоговении к родителям, к живым родственникам. Как проявить его по отношению к усопшим?

Мы должны любить и почитать усопших так же, как и живых. В этом состоит заповедь Божия. Для нас, по святоотеческому учению, подлинными Отцом и Матерью является Пресвятая Троица, но Господь как соработников Своего Промысла использует наших ближних, наших предков, которые предшествовали нам на земле, по-своему за нас молились, пусть даже будучи далекими от веры, желали нам добра. Это должно как-то отозваться в сердцах потомков. Мы должны платить им благодарностью. Поэтому если наши сродники перешли в вечность, наш долг – их помнить и молиться, чтобы Бог упокоил их во Царствии Небесном, простил все грехи. В народе есть поговорка: об усопших плохо не говорят. Нужно стараться все негативное стереть из памяти.

Как проявить благоговение к тем людям, которые негативно относятся к человеку? Например, к злому начальнику?

Это более сложный вопрос. Он принуждает христианина к подвигу стяжания любви к врагам своим. Я не думаю, что начальника, если он строгий, жестокий, требовательный, можно сразу отнести к категории врагов, но наша греховная природа такова, что мы такого человека сразу записываем в список недругов. Хотя на самом деле, со святоотеческой точки зрения, он наш благодетель: помогает «обтесать» угловатости нашего характера. Господь использует злых начальников как орудие для очищения нашей души от гордыни – это болезненно, но таков наш путь. «Молитесь за обижающих вас, …за творящих вам напасть» (Мф. 5, 44). Легко говорить, – а как это тяжело воплотить на практике! Это цель, может быть, далекая, но вполне достижимая. Если бы она не была достижимой, Господь не дал бы такой заповеди. Даже в Евангелии Христос говорит: «Заповеди Мои не тяжки». Он не ставит непосильных задач. Любить врагов возможно, и в истории Церкви немало таких примеров.

Надо начать с малого: не спешить сразу же воздавать злом за зло, бороться с внутренним протестом, найти смягчающие обстоятельства в поступках или словах начальника, оправдать его: «Как ему с таким негодяем, как я, тяжело работать! А ведь я не один такой у него. Я бы уже давно на его месте всем снес голову». Начинаешь жалеть, – и постепенно возникает к нему чувство симпатии.

Вопрос от телезрительницы из Сергиева Посада: «Как рассказать нецерковным людям о необходимости правильно, по-христиански, а не языческими способами поминать наших умерших родственников? Как почитать усопшего благоговейно и с пользой?».

Богом установлено, что смерть – это та единственная епитимья, не от нас зависящая, которую каждый христианин должен сознательно, с мужеством принять от руки Божией. Никто из живущих ее не избежал. Смерть – насильственное разлучение бессмертной души с телом. Душа в том состоянии, в котором она к порогу смерти подошла, перейдет в вечность, автоматически изменить внутреннюю ее направленность нельзя.

Поэтому если наши усопшие сродники не успели покаяться, то они особо нуждаются в милости Божией и наших молитвах. Покаяние по исходе души от тела невозможно, так как это уже не цельный человек: тело остается на земле. А душа сама себе помочь не может. Мы должны помнить, что Господь предоставил нам уникальную возможность помочь нашим усопшим близким. Наша молитва может изменить их посмертную участь.

Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Самая лучшая панихида по усопшим – исправление собственной жизни». Тогда наши молитвы будут более богоугодными, будут приносить больше пользы. Собственное исправление делает душу восприимчивее к благодати Божией, дает Господу больше прав вмешаться и помочь.

Большинство околоцерковных людей думает, что если прийти, подать записку, поставить свечу, небрежно перекреститься и уйти, то долг исполнен. Иной раз и сами не идут: просят соседку или родственника. Мы сами перейдем когда-то в вечность и будем нуждаться в молитве. Так что нужно исправлять свою жизнь.

Известно, что отношение к священникам со стороны прихожан не всегда благоговейно.

Священник – человек, который всегда во всем виноват и всем все должен. Существует грустная закономерность: когда батюшка больше всего устанет, например, после совершения таинства Соборования, после преподавания, обязательно кто-то позвонит. Есть такая категория граждан, мыслящих масштабно, которые переживают за судьбы мира, и России в частности. И вот в этот самый момент они и позвонят: «Помните, я Вам говорил вот об этом, о чем Вы должны были думать каждый день? Вы претворили это в жизнь?». Батюшка говорит: «Да, что-то такое припоминаю. Нет, не успел, только пришел с Соборования». И этот человек отвечает: «Опять не успели! То у вас отпевание, то миссионерское служение, то преподавание. Батюшка, вы постоянно какой-то ерундой занимаетесь!». Мой опыт показывает, что нужно сделать паузу минут на 30–40, дать человеку выговориться. Отвечать что-то бесполезно: собеседник тебя не слышит. Он слышит только себя, потому что у него глобальные планы. Остается только молиться: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». И в конце беседы сказать: «Да, я постараюсь в будущем воплотить все ваши прекрасные идеи».

Пользуясь возможностью, я бы хотел обратиться к носителям замечательных планов по переустройству мира. Прежде чем звонить батюшке, семь раз подумайте: «А может ли он реально претворить в жизнь то, что зародилось в вашем талантливом уме и любвеобильном сердце? Или лучше обратиться в те организации, к тем людям, которые действительно могут вам помочь?».

У меня тоже был такой случай: один человек часто звонил мне с глобальными идеями, когда я больше всего уставал. И я ему однажды сказал: «Давайте мы поменяемся. Я вам дам облачение, скажу адрес, по которому нужно будет поехать и поисповедовать, пособоровать и причастить умирающего от онкологии. Ведь это такая ерунда по сравнению со спасением мира! А я буду воплощать ваши идеи». Он подумал и отказался. Слава Богу, у него хватило благоразумия. Пусть каждый делает свое дело. Если все священники, епископы, монахи не будут молиться, совершать богослужения и таинства, то большой вопрос, успеете ли вы все свои планы претворить в жизнь? Для умирающего Исповедь, Соборование и Причастие – совсем не мелочь. Поэтому к батюшкам надо иметь хотя бы снисхождение, я уже не говорю о благоговении.

Благоговение начинается с мелочей. Такая устремленность в будущее, глобальные планы – это не свидетельства его отсутствия? И к чему может привести недостаток благоговения?

Паисий Святогорец в третьем томе своих творений вспоминает, как его знакомый священник во время Шестопсалмия (особая часть богослужения на утрене, шесть псалмов, которые символизируют наше предстояние на Страшном Суде, поэтому не совершаются ни поклоны, ни крестное знамение, хождение по храму прекращается, все стоят в тишине) сидел в стасидии. Старец подошел к нему и сказал: «Сейчас Шестопсалмие, что же ты не стоишь?». А он, закинув ногу на ногу, ответил: «Я так лучше воспринимаю». Паисий Святогорец спокойно отошел.

Спустя какое-то время преподобный снова встретил этого батюшку. Тот рассказал ему, как дома клеит на деревянную основу иконки. Старец Паисий сам был плотником, поэтому спросил, как священник это делает. Оказалось, что он наклеивал бумажные иконы на дерево, ставил их одну на другую и затем садился на них сверху. Преподобный писал, что у него даже волосы дыбом поднялись: как можно садиться на иконы?

Это довольно резкий пример, может быть, он кого-то даже смутит, но это реалии жизни. Благоговение можно и растерять. Голос совести заглушается, человек не воспринимает здравые советы других, укоры и думает, что прав.

Вопрос телезрительницы из Подольска: «Читаю молитвы – в голову сразу начинают лезть ненужные мысли. Как бы я ни старалась, сосредоточиться не получается. Что делать?».

Это достаточно распространенная среди христиан ситуация. Апостол Петр пишет: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (Петр. 5, 8). Работа врага не прекращается. А Симеон Новый Богослов говорит, что после падения наших праотцев сатана получил возможность колебать мыслительную природу души. Поэтому когда мы становимся на молитву, он начинает мешать нам. Только что ты был сосредоточен, а тут сразу появляется суета. Лукавый делает свою работу, а мы, с Божьей помощью, должны делать свою: постоянно возвращать ум к словам молитвословий. Надо неукоснительно читать утреннее и вечернее правила.

Старец Николай Гурьянов, известный подвижник нашего времени, считал, что есть минимум, от которого отступать нельзя: утренние и вечерние молитвы, молитвы перед едой и после нее. Все остальное – по силам, по благословению духовника: каноны, акафисты, Псалтирь.

В патерике описывается такой случай: к авве подошел ученик и признался, что сколько ни читает Священное Писание, забывает прочитанное. Авва попросил его принести два стоявших неподалеку пустых кувшина. Один из них он сказал оставить, а в другой каждый день вливать масло и выливать его. Ученик так и поступил. Придя к авве через несколько дней, он увидел, что кувшин, в который он вливал масло, а затем выливал, более чист, чем тот, в который не наливалось ничего. Дно незадействованного кувшина было покрыто слоем пыли.

Читая Священное Писание и молитвы, мы все равно очищаем и просвещаем душу. Даже если нам кажется, что мы ничего не запомнили. Поэтому молитесь и не унывайте, не сдавайтесь.

Бывает ли благоговение ложным? Как его отличить от истинного?

Бывает. Как и любое проявление фарисейской духовности. И это тоже сразу заметно, как и подлинное благоговение. Человек, подходя к храму, смотрит: видят ли его, замечают ли. И тут же начинает креститься. И делает это так, будто гвозди заколачивает. А если падает на колени, то с грохотом. И лбом обязательно об землю. Прикладывается к иконам так, чтобы все зазвенело.

Взрослые, в силу воспитанности, могут и не показать, что заметили ложное благоговение. А дети, как правило, сразу смеются. Они чисты и просты, видят любую фальшь.

Ложное благоговение – порок, который еще больше удаляет человека от Бога.

Чего следует опасаться человеку, который хочет стяжать добродетель благоговения?

Одним из препятствий к постижению благоговения является постоянное сомнение во всем. Сомнение коренится в неверии. Например, человек прочитает какой-то отрывок из Священного Писания и вместо того, чтобы применять прочитанное к своей жизни, говорит: «А может, это неточный перевод? Ведь Евангелие писалось на древнегреческом». Святоотеческую книгу возьмет, Иоанна Златоуста, к примеру, откроет, почитает, а потом подумает: «Кто знает, может быть, этот труд Иоанну Златоусту не принадлежит». Или на таинстве Соборования, когда священник скажет, что на таинстве прощаются все грехи: забытые, сделанные по неведению, – ответит: «А где это написано? Я сколько читал, нигде этого не видел, соборовался – и ничего не почувствовал. И вообще этому батюшке доверять не стоит». Видит, что человек подал милостыню нуждающемуся, и отмечает, что тот сделал это не по милосердию, а по тщеславию. Паисий Святогорец говорил, что даже добродетели ближних раздражают того, кто всегда во всем сомневается. Такие люди сомневаются в самих себе.

У каждого человека есть какие-то добродетели и предрасположенность к ним. Но постоянное сомнение убивает их напрочь. Плохо, когда мы его еще и тиражируем, навязываем окружающим. Если чего-то не знаешь – ищи, читай, посмотри в интернете информацию. Не становись переносчиком сомнений.

Расшифровка:
Арсений Волков

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс