Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (813) → Протоиерей Димитрий Смирнов: О заповедях Божиих и спасении человека

Протоиерей Димитрий Смирнов: О заповедях Божиих и спасении человека

№12 (813) / 24 марта ‘15

Беседы с батюшкой

Господь говорит, что милосердный человек, оказавший любовь своему ближнему, будет помилован. Так же в одной из заповедей Блаженств: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Тогда остальные заповеди менее важны или вообще не важны? Какое отношение они имеют к спасению человека?

Важная вещь – понимать язык Евангелия. Заповеди Божии – это не инструкции, которые нужно выполнить, и будешь в порядке. Нет процедуры входа в Царствие Небесное. Спасение – это не акт. Спасение осуществляется Богом, если человек Ему в этом не препятствует, а помогает. В чем же заключается спасение? В том, что человек от Бога приобретает Божественные качества души. Человек должен этого очень захотеть и явить свое желание Богу. Тогда Господь дает это спасение.

Милосердие или любовь к ближнему – качество, которое, согласно Писанию, есть совокупность всех совершенств и включает все: безгневие, кротость, отсутствие сребролюбия и чревоугодия, и так далее, – поэтому мы не можем сказать, что остальные заповеди необязательны. Все нужно, все необходимо. Если мы останавливаемся на заповедях, как на инструкциях, тогда попадаем в историю: в Евангелии сказано, что если правый глаз соблазняет тебя – вырви его, получается, что если ты кривой на правый глаз, эта заповедь тебя не касается? Речь же идет не о глазах, а удобопреклонности человека к греху, которую он должен преодолеть благодатью Божией. Неделя о Страшном Суде как раз это поясняет.

Если человек обратился к Христу как к Спасителю и прожил с Ним жизнь, в результате которой стал милосерд, приобрел любовь, он этим приобретением вошел в Царствие Небесное. Хотя правильнее сказать: Царствие Небесное пришло к человеку и воцарилось в нем. Он получил усыновление от Отца Небесного, приобрел совершенство, как совершен и Отец. Отец совершен Своей любовью, и человек, уподобляясь Ему в любви, приобретает такое же совершенство. Поэтому он имеет возможность усвоить Царство Небесное.

Немало людей милосердных, но находящихся вне Церкви, просто от природы, может быть, по воспитанию.

Отец Александр, ты все-таки прожил немалую жизнь, назови фамилию хоть одного милосердного человека, который вне Церкви, вне Христа достиг милосердия.

Известного человека не могу назвать; слышал о таких людях от других, которые рассказывают о своих родственниках.

Они могут рассказать какой-то эпизод из жизни, когда человек, повинуясь своей природе, ведь «каждая душа – христианка», вдруг проявляет свойство милосердия. Если человек свидетельствует о своей любви к ближнему своей смертью, то мы перед ним снимаем шляпу, склоняем колени, а в отдельных случаях прославляем его как святого, независимо от того, крещеный ли он, воцерковленный ли. Это не играет роли. Важно только одно – он поступает, как христианин, даже ценою своей жизни. Это говорит, что в этом человеке Царствие Небесное. Все остальное не имеет никакого значения.

Даже тот путь, которым он пришел к усвоению Царствия Небесного?

Конечно. Потому что всякая жизнь человеческая – это устроение Промысла Божия. Господь каждому находит свой путь.

Я как-то рассказывал, что у одного нашего друга семьи была немецкая овчарка. Это была добрая собака – хотя ее очень жестко воспитывали в НКВД, она так не смогла стать злой служебной собакой. Ее выбраковали, а друг ее взял, вылечил (с ней жестоко обращались). Собака осталась доброй вопреки всему, даже вопреки породе. Правда, она недолго прожила: меньше своего собачьего века. Она появилась у нашего друга, оказавшись бракованной, – а брак заключался в ее доброте. Та система, в которой она жила, вытеснила ее.

Так же и люди, бывает, совершенно не соответствуют той системе, в которой они живут. Как дети порой любят такую мать, которая с ними выделывала такое, что можно сравнить только с Освенцимом. Ребенок заботится о ней, говорит: «Мамочка, я вырасту, пойду работать, буду зарабатывать деньги, буду тебе покупать лекарства, буду тебя всегда любить и жалеть», – а этих мамочек за их «фокусы» лишают родительских прав. Но такие дети долго не живут из-за своей тяжелой жизни, к сожалению, им не удается реализовать свою любовь. Зато у них есть потрясающая готовность любить. Хотя находиться с такой мамочкой в одном доме просто опасно для жизни, когда она в таком тяжелом психофизическом состоянии.

Вопрос телезрительницы: «В псалме 50 есть слова «избави мя от кровей». Как их понимать?»

Псалом мы рассматриваем не в тех реалиях, которые понудили царя Давида написать его, а с точки зрения нашей духовной жизни. Эти слова можно рассматривать так: от горячения нашей крови избави нас, Господи, – есть такое выражение «горячая кровь» (хотя наш темперамент к крови не имеет никакого отношения, это свойство нашей психики, скорее, сердца, чем крови, хотя сердце и гоняет нашу кровь по организму), благодаря этому горячению всякие у нас бывают поступки. Если вы будете вкладывать эту мысль, на мой взгляд, это будет самое лучшее.

Вопрос: «Все ли Евангельские заповеди обязательны для исполнения христианином, или это «набор» слишком большой, не для всех?»

Все ли Евангелия так необходимы или достаточно одного, самого короткого – Евангелия от Марка? Заповеди нам даны, чтобы показать, как Господь приводит человека к Себе, чтобы человек увидел эти пути...

Очень часто бывают удивительные вещи. Например, родная бабушка приводит своего внука в детский дом. У ребенка мама умерла, папа неизвестно где, и бабушка, отдавая внука в детский дом, думает, что она совершает хорошее дело. Бабушка воцерковленная, не старая, даже не пенсионного возраста, но она не хочет брать на себя ответственность за своего внука, хотя Сам Господь на нее возлагает эту ответственность, ведь она осталась единственным родным человеком и могла бы его утешить. Но бабушка внука «отдает в хорошие руки», как кота ненужного, попавшегося на лестничной площадке. Так как она сама воцерковленная, то отдает его в очень хороший «воцерковленный» детский дом и считает, что сделала замечательно. Это говорит только об одном: хотя бабушка воцерковленная, она не христианка. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс