Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Перед Великим постом несколько воскресений читаются определенные отрывки из Евангелия: Евангельская притча о Закхее, притча о мытаре и фарисее, притча о блудном сыне и отрывок о Страшном Суде. Какая тематическая связь между этими евангельскими отрывками, и как они готовят человека к Великому посту?
Каждое из этих воскресных Евангельских чтений приближает нас к Великому посту, раскрывая его смысл и назначение. Три притчи из Евангелия: о Закхее, мытаре и фарисее и блудном сыне предлагают нам тему покаяния. Евангельская притча о Страшном Суде ставит перед нами вопрос – были ли мы милосердны и милосердны ли сейчас? На Страшном Суде нам придется за это отвечать. Сказано: «Ибо Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13). Пост – время покаяния и благотворения, проявления милосердия.
Евангельская притча о Закхее рассказывает о самом худшем человеке, жившем в городе Иерихоне. Иерихон, согласно книге Иисуса Навина, проклятый Богом город. Закхей был начальником мытарей, презренным человеком, потому что не был патриотом, не жил интересами своей страны. В Евангелии о Закхее сообщается очень интересная вещь – этот человек, который считался нечестивым, и был худшим человеком в городе, искал Иисуса, хотел знать, кто такой Иисус Христос. Об Иисусе в те времена говорили по-разному: некоторые, что это один из пророков, другие, как например, царь Ирод, что это Иоанн Креститель воскрес из мертвых. Закхей искал видеть Иисуса, но из-за огромной толпы, в силу своего маленького роста, не мог увидеть Его. Тогда он забежал вперед толпы и влез на смоковницу, чтобы с этого дерева увидеть Иисуса. Проходя мимо этой смоковницы, Господь говорит следующие слова: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5). Когда Закхей услышал из уст Иисуса свое имя, он поспешно слез с дерева, принял Господа в свой дом, и это стало для него обращением к Богу. Закхей говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8). Этот маленький, всеми презираемый человек приносит настоящее покаяние и духовно возрастает. Закхей является примером для тех людей, которые не уверены, смогут ли они найти Иисуса в жизни, увидеть Его очами веры, сделать так, чтобы Господь вошел в наш дом и через нас радость пришла и к членам нашей семьи.
Закхей влез на смоковницу. Есть ли в этом некий символический смысл?
Смоковница – символ молитвенной жизни верующего человека. С другой стороны, это символ еврейского народа. Господь говорит о Закхее: «И он сын Авраама», то есть и для него было место на древе Авраама. Смоковница – это символ всего израильского народа.
Удивительно, что перемены, которые переживает Закхей, переживает и его семья. Сегодня в конце проповеди я сказал своим прихожанам: идите домой, помня слова Иисуса Христа «сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Господь Иисус Христос хочет помогать не только верующим, приходящим в храм, Он хочет войти в наши дома, селения, города и в наши сердца. Как сказано: «верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3, 17).
О чем нам повествует отрывок из Евангелия о мытаре и фарисее?
Это Евангельская притча о самом хорошем и самом плохом прихожанине в Иерусалимском храме. Пришли в храм помолиться два человека – мытарь и фарисей. Фарисей – образцовый прихожанин, имеющий даже свое место в храме. Стоя посредине храма, фарисей молился, благодаря Бога за то, что он не такой, как мытарь, постится, отдает десятину и с постоянством посещает храм. И пришел мытарь, который боялся даже войти в храм, стоял за порогом и не был уверен, на своем ли он месте? Боялся даже глаза поднять, лишь бил себя в грудь, повторяя: «Боже, будь милостив ко мне грешнику» (Лк. 18, 13). И сказано, что фарисей вышел из храма неоправданным, а мытарь вышел оправданным: «ибо, всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя, возвысится» (Лк. 18, 14).
В Библии есть прекрасные слова «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5). Ужасно в поведении фарисея то, что он противопоставлял свои духовные достижения слабости другого человека, благодаря Бога за то, что не таков, как мытарь. Когда мы превозносимся над другими людьми внешне праведными поступками, вдруг выясняется, что наша праведность, как писал пророк Исаия, как запачканная одежда.
Поистине в этих трех Евангельских отрывках – о Закхее, о блудном сыне, о мытаре и фарисее – буквально исполняются слова Христа: «Последние будут первыми, а первые будут последними» (Мф. 19, 30; 20, 16).
Внешних правил мытарь не соблюдал? У него было только искреннее покаяние?
Мытарь не смог бы зайти в храм во время богослужения. По еврейским законам, к мытарю нельзя было подходить ближе, чем на расстояние 7 м. Но Бог смотрит на людей иначе: Он смотрит на сердце человека (1 Цар. 16, 7) . В Священном Писании, у пророка Исаии мы находим очень интересный образ: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» (Ис. 1, 18). Если человек, согрешая, испытывает чувство стыда, он не потерян для покаяния, и значит, не потерян для спасения. Когда человек, совершая оплошность, испытывает досаду, чувство стыда и обиды на самого себя, это свидетельствует, что грех для такого человека не стал повседневностью. Каждый греховный поступок – это трагедия, личная катастрофа. По словам апостола Павла, человек, впадающий в грехи, сравним с человеком, претерпевшим кораблекрушение в вере (1 Тим. 1, 19).
Закхей является примером того, что не нужно обращать внимания на людей, осуждающих твою греховность. Господь пришел спасти не праведников, а грешных. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Христос умер за нечестивых, ибо едва ли кто умрет за праведника» (Римл. 5, 6– 7). Наши праведные и добродетельные поступки содержат в себе некую порочность. Профессор Алексей Ильич Осипов обращает внимание на то, что древние отцы каялись в своих добродетелях, потому что даже в них видели свою порочность. А фарисей не кается в своих добродетелях – он ими хвастается. Поэтому есть преимущество человека, считающего себя грешным, перед человеком, считающим себя праведным. Тот, кто считает себя праведным, пребывает в иллюзии. В Писании категорично сказано: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, нет праведного ни одного» (Римл. 3, 23, 10). Человек, который понял, что он грешник, имеет преимущество перед ложным праведником: грешник знает, что ему необходимо спасение.
Если человек не находит в своем сердце стыда, что ему делать?
Если человек не испытывает чувство стыда и грех становится для него чем-то обыденным и повседневным, это может даже свидетельствовать о Небесном равнодушии к этому человеку. Когда православный христианин совершает грех, он чувствует себя очень плохо. Господь сразу посылает наказания, и христианин точно знает, за что он их получает. Если человек грешит и ничего не происходит – нет никаких наказаний, никто не одергивает, чувство стыда пропало, – это означает, что голос совести умер в жизни этого человека. Такой человек мертв для покаяния, мертв для вечной жизни и для Божиего прощения.
Когда человек, сознающий свою греховность, решает проблемы с грехом во Христе и со Христом, жизнь меняется. Господь говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11, 28). Святые отцы толкуют так: люди трудятся на дьявола, обременены грехами. Потому Христос и говорит: «Придите ко Мне, оставьте бремя греха, и Я вас успокою». Исход из Египта был через Чермное море. Когда человек отрекается от грешной жизни, крестится в церкви, вода в крещальной купели символизирует исход. Каждый человек должен пережить свой исход – из своего персонального Египта. Если это происходит, значит, жизнь человека состоялась.
В молодости и ранней юности грех для многих людей выглядит, как приключение. С годами, если человек регулярно исповедуется и причащается, отношение к греху меняется: не только грех, но и любую оплошность, он переживает как катастрофу. Это свидетельствует о том, что великие духовные перемены происходят в жизни человека, который регулярно пребывает в общении с Церковью через святые таинства.
Почему существует целая неделя, посвященная, например, мытарю и фарисею? Это означает, что всю неделю верующий человек должен думать о конкретном сюжете из Евангелия?
Надо думать не о том, кем был Закхей до того, как обратился ко Христу, а о том, как ему, несмотря на его духовное падение, удалось обрести встречу со Христом и пережить перемены в своей жизни. Для нас мытарь важен тем, что он пришел в храм как «прохожанин», а вышел человеком, который нашел Бога в своей жизни.
В неделю о блудном сыне мы должны думать не о том, как сын расточал имение отца, а как впоследствии изменился. У отца были сыновья, и вот младший (незрелый) обращается с требованием дать ему причитающуюся часть имения. Отец исполняет просьбу – сын удаляется в дальнюю страну, где живет распутно и расточает все полученное от отца. Это очень похоже на жизнь каждого человека. Когда мы входим в эту жизнь, мы молоды, красивы, здоровы, Бог дал нам все необходимое, чтобы наша жизнь состоялась. А когда оказываемся в стране, далекой от Церкви, нравственно-библейских принципов, – расточаем здоровье, красоту, все блекнет в человеке, который идет путем греха. Грех суицидален, он содержит в себе семена саморазрушения личности. Когда блудный сын все растратил, все потерял, не мог найти себе работу, его взяли только пасти свиней, он был бы рад есть пищу, что ели свиньи, но и ту никто ему не давал. Вот тогда он говорит сам себе: наемники в доме моего отца живут лучше, чем я, встану, пойду к отцу моему и скажу, что согрешил пред ним. И блудный сын идет к отцу с мыслью быть одним из его наемников, он даже не надеется, что его статус сына будет восстановлен. В Евангелии сказано: «Когда он был еще далеко, отец увидел его». Так и Бог видит нас даже тогда, когда мы оказываемся очень далеко от Него, впадая во всевозможные грехи и ведя антихристианский образ жизни. Но если у нас возникает намерение встать, подняться и вернуться к Богу, Он видит и это намерение. Как сказано: Христос «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42, 3). Отец, увидев возвращающегося сына, побежал ему навстречу. Он заключает блудного сына в объятья, восстанавливая его статус сына. Так и Бог спешит навстречу каждому кающемуся грешнику.
Однажды апостолы пришли к Иисусу Христу и сказали: «Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк. 11, 1). И Господь дал молитву, начинающуюся словами «Отче наш!». Во Христе Иисусе мы усыновляемся Богу Отцу. Господь Иисус Христос искупил нас Своей Кровью, омыл наши грехи. У апостола Павла говорится, что Христос, «простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2, 14).
Восстановление блудного сына в своем достоинстве – это свидетельство сказанного Господом: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37). Бог наш – Бог прощающий. Мы не можем до конца оценить и осознать Божие милосердие. Речь идет даже не о прощении, не о милосердии, а об оправдании: когда признается, что ты не был виновен. Апостол Павел прямо пишет, что во Христе Иисусе мы оправданы кровью Агнца. Так Господь Иисус Христос усыновляет нас Богу Отцу.
В неделю о блудном сыне мы должны рассуждать о том, как блудный сын нашел силы, несмотря на тяжелое падение, сказать самому себе «встану и пойду к отцу моему». И отец выносит вердикт своему младшему сыну «он был мертв и ожил, пропадал и нашелся», и устраивает большой пир в честь его возвращения. В Евангелии сказано: «об одном кающемся грешнике на небесах более радости, чем о девяноста девяти праведниках» (Лк. 15, 7).
Расскажите подробнее о связи между распятием Христа и аннулированием рукописаний наших грехов?
В Священном Писании сказано: «не бывает прощения грехов без пролития крови» (Евр. 9, 22). Христос истекал кровью, когда Его бичевали, потом распяли. В Писании сказано: «Проклят висящий на древе» (Гал. 3, 13).. Он повис на древе и взял на Себя проклятия всех наших грехов. В Писании сказано: «…возмездие за грех – смерть» (Римл. 6, 23). Христос, взяв на Себя проклятия наших грехов, умирает на Кресте. По Закону Христос совершил все вместо нас и за нас, для того чтобы дать возможность покаявшемуся человеку начать жизнь заново.
Покаяние в нашей литургической традиции называется вторым Крещением. Как после Крещения человек считается невиновным, так и после Исповеди, где человек получает разрешение грехов, и Причащения Тела и Крови Христовой, в котором попаляется сама склонность к греху, человек обретает статус сына по благодати Божией, статус святого. Священник при возношении Святых Даров возглашает: «Святая святым!». Прощенные на Исповеди приступают к Чаше, причащаются и приобретают состояние абсолютной святости. Наше отличие от подлинных святых в том, что мы не можем это состояние святости долго сохранять, иногда теряем его, даже не успев выйти из храма, а подлинные святые сохраняли его годами, а то и всю жизнь. Поэтому подлинная жизнь христианина – от Причастия до Причастия. Мы спасены именно Кровью Иисуса Христа, и когда причащаемся Тела и Крови Христовой, соединяемся с событием, которое произошло однажды при Понтийском Пилате на Голгофе, где Христос сказал: «Свершилось». Свершилось всецелое искупление всего рода человеческого – как сказано: «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21).
Некоторые люди полагают, что своими Богу являются только те, кто в Него уверуют, которых Господь знал наперед, за них Он умер. Святые отцы говорят: свои для Бога – все созданные Им люди. Он всецело искупил грехи всех людей, но воспользоваться этой благодатью смогут только те, кто примут христианское Крещение и начнут жить литургической жизнью; только они воспользуются тем богатством Божия прощения, которое мы имеем во Христе и со Христом. Блаженный Иероним пишет, что мы становимся праведными, когда осознаем, что грешники, и возлагаем дело нашего спасения не на собственные дела и заслуги, но только на милосердие Христа.
Время поста и молитвы (аскетизм) необходимо человеку, чтобы удерживать благодать. После Причастия священник нам говорит: «Иди и не греши, тебе на Исповеди прощены грехи, Христос в тебе, оберегай это состояние». После Крещения человеку дают бело-снежные одежды – символ чистоты, наша цель не замарать этих одежд. Чтобы поддерживать то, что мы получаем через таинства Церкви (а спасаемся мы именно ими), мы должны проявлять аскетизм: поститься, усилить молитвы, совершать необходимые поклоны, для того чтобы от Причастия к Причастию не разрывалась связь в общении с Богом.
Апостол Павел писал: «Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол. , :17). У иудеев шесть дней было посвящено обычным делам, и только один день – Богу. У христиан все дни в покое, то есть постоянное «субботство». В Послании к Евреям Апостол Павел пишет: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4, 9) – когда не один день в неделю посвящают Богу, а все дни пытаются наполнить духовным содержанием.
Время Великого поста – это время настоящей весны, когда душа может через покаяние и дела милосердия пробудиться, возродиться и подняться на более высокий духовный уровень. Задача наша стяжать благодать не только во время поста, но и во время праздника и разговения не расплескать эту радость. В Писании, в Книге Притчей сказано: «Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям» (Притч. 9,17. 16). Поэтому важно не только войти в пост, но и правильно выйти из него. Господь говорит: «Ненавижу ваши праздники» (Ам.5, 21). Потому что не умеем праздновать – теряем все, что имели до этого. Важно поститься так, чтобы отзвук настоящего поста окрасил все остальные дни нашей жизни в цвета подлинной праведности.
Расскажите подробнее о Евангельской притче о Страшном Суде.
Евангельская притча о Страшном Суде охватывает тему милосердия. При описании Страшного Суда мы выясняем удивительную вещь: согласно Евангелию от Матфея, единственный вопрос, который будет рассматриваться на Страшном Суде – были ли мы милосердны?
Христос поставит одних по правую, других – по левую сторону, и скажет тем, кто справа: «Вы накормили Меня, когда Я был голоден и напоили Меня, когда Я жаждал. Вы одели Меня, когда Я был нагой и посетили Меня, когда Я был в тюрьме и когда болел» (Мф. 25, 37).
И праведные спросят: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» Христос ставит знак равенства между Собою и любым другим человеком, говоря: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). В этом универсальность христианской религии. Служа любому малому человеку, мы служим Самому Христу.
А те, кто слева, услышат грозные слова: «Вы не накормили Меня, когда Я был голоден; и не напоили Меня, когда жаждал; и не одели Меня, когда был наг; и не посетили Меня, когда был болен и в темнице» (Мф. 25). Они начнут возмущаться: «Господи, когда (Мф. 25, 44)? Мы никогда с Тобой не встречались». Христос опять ставит знак равенства между Собою и любым человеком и говорит: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 45). И приговор для таких людей – это слова из Писания: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13).
Подлинная милость – такое действие, которое не предполагает награды со стороны человека, по отношению к которому мы его совершаем. Милосердие – это бескорыстная помощь тому или иному человеку, имея в виду награду на Небесах. Как сказано, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). У кого богатство в банке, там и сердце его – в банковском сейфе. Тот, кто богатеет в Бога (Лк. 12, 21), творит дела милосердия, и особенно во время поста, у того сокровище – на Небесах. В Евангелии сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6, 19 – 20). Самое лучшее богатство – добрые дела. Когда сокровище наше на Небесах, у нас есть шанс услышать в день Страшного Суда слова Христа «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34) . Те, кто не в Бога богатеют, услышат очень печальные слова – «идите, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41).
Когда человек отождествляет себя с собственными грехами и они становятся нерасторжимой частью его жизни, то человек связывается и с теми темными силами, которые стоят за той или иной порочностью. Но если, несмотря на грехи, человек испытывает желание избавиться от них: как блудный сын, встать и начать движение к Отцу милосердному; или подобно Закхею, молитвенно забраться на смоковницу и оттуда узреть Иисуса Христа; либо, как мытарь повторять «Боже, милостив буди мне грешному», тогда Господь может облегчить самое ужасное и печальное состояние в жизни человека.
Авва Сисой в «Добротолюбии» пишет: «Бог иногда попускает нам уходить от Него, попускает впадать в грехи, но Бог всегда это делает с одной целью, чтобы мы поняли, что мы не можем жить без Него». Иногда некоторым людям, чтобы подняться, нужно достичь самого дна. Люди, имеющие опыт покаяния, могут передать его нам. Через века, через тысячелетия до нас доходят истории Закхея, мытаря, блудного сына, свидетельство о будущем Суде, – чтобы входя во время Великого поста, мы осознавали, что цель поста – прежде всего покаяние. Покаяние означает перемену образа мышления, не нужно путать Исповедь с покаянием: Исповедь – это перечисление и называние своих грехов, а покаяние – это серьезное и глубокое решение вернуться к Богу, когда человек становится новой тварью Божьей, из чада гнева (Еф. 2,3), по благодати, превращается в чадо Божие.
Эти Евангельские чтения подводят нас к посту, во время которого мы можем усовершенствоваться в Божией благодати, пережить Божие прощение, примириться с ближними, проявить сострадание и милосердие к нуждающимся.
Вопрос телезрительницы из Башкирии: «Я больна сахарным диабетом, эта болезнь предполагает вкушение мясных продуктов. Подскажите, как мне поститься в Великий пост?»
У меня тоже диабет 2 группы. Диабет предполагает воздержание от жирной пищи и отказ от сладкой пищи. Во время поста диабетики стараются кушать гречневую кашу, что очень полезно, и не вкушать молоко. Я замечал, что если стараюсь сохранять пост, и как христианин, и как диабетик, то сахар в крови значительно снижается. Но если врач настаивает на вкушении мясной пищи, Вы можете прийти в любой храм, взять благословение у священника, потому что в самых строгих апостольских правилах сказано, что для больных есть послабления в посте. Послабления в посте существуют для беременных женщин, кормящих матерей, болящих, военнослужащих, заключенных. Эти категории лиц могут иметь послабления в посте либо совершенно не поститься.
Вы можете избрать для себя другую форма поста: отказаться от просмотра сериалов, игровых фильмов, увеселительных мероприятий, ограничиться просмотром религиозных передач. Каждый должен находить свою форму поста.
Однажды я спросил у ребенка о том, как он собирается поститься, от чего может отказаться. И ребенок ответил, что откажется от жевательной резинки, которую жевал постоянно. И он действительно от нее отказался. Бог принимает и такой пост. Человек может отказаться от чего угодно. Мужчина может отказаться от курения на время поста. Но совершенно не поститься мы не можем. Воздержание от пищи – одно из условий поста, которое помогает нам лучше проходить время покаяния.
Какая тематическая связь существует между Евангельскими отрывками, которые читаются перед Великим постом?
Три Евангельских притчи – о Закхее, о мытаре и фарисее и о блудном сыне – свидетельствуют нам о покаянии. Четвертая – притча о Страшном Суде – свидетельствует о необходимости проявлять милосердие в разных формах: кормить людей, одевать, навещать заключенных, посещать больных.
Само вхождение в Великий пост предваряется Прощеным воскресеньем. Если мы сами нуждаемся в прощении, то должны научиться прощать других. В Прощеное воскресенье мы имеем возможность попросить прощения у тех, против кого согрешили, и самим от всего сердца простить обидевших. Ибо мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь относится к нам: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Каждое Евангельское чтение, каждое воскресное событие плавно подготавливает нас к поприщу Великого поста.
Что самое главное для вхождения в Великий пост?
Цель поста – покаяние, молитва, милосердие. Не бывает молитвы без чтения слова Божия. Я рекомендую всем наметить, какую часть Библии прочитать во время Великого поста. Я для себя установил такую практику – за Великий пост дважды прочитываю Библию. Чтение слова Божия очень помогает человеку.
Хочу обратиться к тем, кто первый раз будет проходить течение Великого поста: не бойтесь, входите с надеждой на Божию помощь, проявляйте милосердие, дух покаяния, молитвенность, читайте Евангелие во время поста. Пусть все это объединится и поможет совершить вам поприще поста и войти в радостные дни Пасхи, духовно совоскреснуть со Христом, чтобы стать новыми, измененными людьми.
Расшифровка:
Нина Кирсанова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.