Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (811) → Архимандрит Димитрий (Байбаков): Телеканал «Союз» – это народное телевидение

Архимандрит Димитрий (Байбаков): Телеканал «Союз» – это народное телевидение

№10 (811) / 10 марта ‘15

Телеканал «Союз»

Продолжение. Начало в №6 (807)– №9 (810)

Т.О.: – Батюшка, по случаю дня рождения телеканала пришло очень много поздравлений и пожеланий. Есть среди них и пожелание государственного финансирования, в том числе; Вы бы хотели, чтобы оно сбылось?

Я не знаю. Я не побоюсь этого слова, мы создали (вольно – не вольно, каким-то опытным путем, не потому что мы какие-то очень умные, а потому что мы шли наощупь и нащупали) ту модель финансирования, которая есть на сегодняшний день. Это финансирование нашими дорогими зрителями – телеканал «Союз» существует исключительно на пожертвования зрителей, это народное телевидение. Много есть американских, английских слов, как это называется, вот такой способ финансирования проектов.

С. Л.: – Нас зрители ругают за американские и английские слова, не будем их произносить.

Я не могу их произнести, хотя бы потому что я плохо знаю иностранные языки и мне будет это сложно выговорить, и я боюсь перепутать эти все термины, но много существует умных слов, которые по-английски называют тот способ нашего существования, финансирования и реализации проекта телеканал «Союз», который мы не придумали, а опытным путем к этому пришли.

На Западе, как бы мы его ни ругали или брали в пример, это совершенно распространенная практика, когда на тот или иной проект люди просто сбрасываются, скидываются и его реализовывают. Это нормальная практика, которая не является ни постыдной, ни унизительной. Потому что некоторые… не наши зрители, люди, как-то не очень хорошо настроенные к Церкви, негативно настроенные к Церкви, нашу бегущую строку всячески поносят: «Как вам не стыдно, как вам не совестно, это унизительно, продайте свои машины и прочее, прочее, прочее, чего вы клянчите деньги, вы побирушничаете, вы стоите с протянутой рукой!». Обзывать можно как угодно, но я еще раз говорю, в цивилизованных, как модно говорить, странах, в развитых странах это – совершенно нормальный способ финансирования проектов: народный способ финансирования проектов. И народные стройки, и народные самые-самые разные проекты. У нас это, к сожалению, не очень было как-то принято, и, может быть, телеканал «Союз» – один из первых уникальных проектов, где этот опыт удался, но мы, слава Богу, и существуем, и развиваемся, и оплачиваем вещание, и приобретаем оборудование – и при этом не зависим напрямую от платежеспособности того или иного лица.

Вы знаете, когда был кризис, кажется 2008-го года, то были либо свернуты, либо значительно сокращены очень многие замечательные начинания – благотворительные, просветительские и так далее. Почему? Потому что рухнули цены на то, на се (имеется в виду, сырьевые), и многие благотворители оказались просто не в состоянии финансировать те или иные проекты. Мы в то время практически никак не пострадали: те сторублевые купюры, которые зрители нам присылают, как были не сверхзначительной какой-то суммой даже для малообеспеченных людей, так и остаются. То есть сто рублей – это не те деньги, которые могут человека спасти от бедности или как-то его на плаву поддержать, поэтому мы как эти сто рублей получали, так мы их и продолжаем получать. И то количество зрителей, которое есть, позволяет нам быть на плаву, и не только быть на плаву, но и развиваться: покупать какую-то аппаратуру, менять аппаратуру, модернизироваться, создавать новые программы, и так далее.

Государственное финансирование – это очень сложная вещь, потому что оно подразумевает… Ну, начиная с того, что мы не сможем просто так покупать технику, а мы должны будем объявлять всякие тендеры, закупки: государственное – это ведь подразумевается бюджетное финансирование, значит, мы уже вынуждены будем вместо того, что можно сделать за неделю – просто пойти в магазин и купить то, что нам надо из оборудования (я примитивно говорю), объявлять всяческие тендеры и прочее, прочее, прочее. И масса других сложностей – это, в том числе, и отчетность.

Речь идет не о нашей честности, а о формах отчетности. Я знаю батюшку, который бился-бился-бился-бился (а у него храм – памятник истории и культуры) и получил государственное финансирование на год: ему выделили некую сумму денег, он ее получил, и после этого он сказал, что никогда в жизни он больше не попросит бюджетных денег, потому что та отчетность, которая потом потребовалась... Он честнейший совершенно человек, он все до копейки – и, может быть, даже сделал в 10 раз больше, чем на эти деньги можно сделать, то есть там ни одна копейка никуда не ушла. Но те формы отчетности, которые требуются, таковы, что батюшка просто зарекся еще раз связываться с государством по поводу этих всех вещей.

Пользуясь случаем, я вообще хочу сказать, что за 10 лет, что я нахожусь на телеканале «Союз», за 23 года, что я настоятель храма, я не получил ни одного государственного не то что рубля, а даже копейки. Мне достаточно не то что странно, а дико (я не понимаю, чем это обусловлено), слышать о некоем «сращении Церкви с государством», о том, что «Церковь стала совершенно государственным каким-то придатком», чем-то таким «государственным». Да где?! Мы не можем получить нормально землю для строительства храмов: чтобы получить разрешение на строительство, у нас годы уходят.

Где, какое бюджетное финансирование, у кого оно есть? Если это памятник истории и культуры федерального значения… Недавно озвучили, что государство дало Церкви 6 миллиардов рублей на 250 памятников истории и культуры. Я разделил, у меня получилось 30 миллионов на памятник истории и культуры.

Вот вы представьте Новодевичий монастырь – его площадь, протяженность, все-все-все, что там есть. Но это не религиозная организация получила, это в министерстве культуры соответствующее подразделение в центре по охране памятников истории и культуры – это они получили для реставрации этого здания, как памятника истории и культуры. Это не на благоукрашение храма и не на зарплату батюшек – Церковь эти деньги вообще не получает. И вы представьте: что для такого монастыря 30 миллионов рублей на его реставрацию? Да это ворота одни, наверное, подновить, они Бог знает какого века и их нельзя просто покрасить какой-то масляной краской, они научной реставрации требуют. Это слезы и капли... И это не Церковь получает – это из одного государственного кармана перекладывается в другой государственный карман, чтобы поддержать в каком-то состоянии наши памятники истории и культуры. Ну вот так исторически сложилось, что они православные – Россия была православной страной. Но выделяются определенные деньги и на поддержание домов такого купца, такого дворца и так далее. Не только храмов... (Окончание следует)

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс