Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (811) → Брак – это тайна соединения двух в одно

Брак – это тайна соединения двух в одно

№10 (811) / 10 марта ‘15

Исследуйте писания

Продолжаем наши беседы по Первому Посланию апостола Павла к Коринфянам. Обратимся к его 7-й главе. Напомню, что в окончании 6-й главы апостол Павел поднимает тему христианского брака, особенно обращая внимание на телесную сторону супружеских отношений. 7-я глава целиком посвящена рассмотрению некоторых сторон жизни христианина в браке.

Более глубоко христианский брак апостол Павел рассмотрит в Послании к Ефесянам в 5-й главе (отрывок именно из этого Послания читается во время совершения таинства Венчания, мы остановимся подробно в свое время на исследовании этого свидетельства апостола Павла).

А здесь апостол Павел рассматривает только некоторые практические вопросы, очень важные: это как раз та сторона христианского брака, которая тесно соприкасается с мирской жизнью. Некоторые вещи в 7-й главе Послания к Коринфянам звучат грубовато, и кажется, что они отличаются от той высоты и глубины, о которой говорит апостол в Послании к Ефесянам, но на самом деле учение апостола Павла не поменялось, просто в Послании к Коринфянам он говорит о некоторых практически значимых элементах христианского супружества.

Повод мы помним – из-за желания не обременять себя привязанностями к миру, что неизбежно предполагается вступлением в брак, некоторые члены христианской общины города Коринфа стали склоняться к блуду, считая, что это меньшее зло, чем обременять себя социальными обязательствами. И апостол Павел обращает внимание на совершенно определенные стороны супружеской жизни, хотя суть учения апостола Павла, и в Послании к Коринфянам, и в Послании к Ефесянам остается неизменной, потому что главная тайна брака – это тайна соединения двух в одно. Именно это единение в браке гораздо важнее, чем его социальная роль как института воспитания детей, инструмента продолжения рода человеческого.

Остановимся на двух аспектах христианского супружества, которые для апостола Павла представляются чрезвычайно важными, хотя, казалось бы, рассматриваемые им стороны очень далеки от высот представления об идеальном христианском супружестве.

Первый аспект христианского супружества апостол рассматривает в самом начале 7-й главы:

«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».

Говорится не о возвышенной стороне брачных отношений, но важно напомнить, о чем мы уже говорили. Родовая сила человека не подлежит упразднению в плане земного бытия, это недоступно человеку, это тайна человеческого существования после наступления нового мира и воскресения в нетлении, которое, конечно, не знает ни брачных отношений, ни родовой силы и будет упразднено так же, как и наше чрево, постоянно жаждущее пищи.

Все будет иным в тайне воскресения. Но до Второго Пришествия в мир Иисуса Христа есть определенная данность человеческого пребывания на земле, внимание Церкви к тому, что жизнь человека в условиях мира, лежащего во зле, в условиях человеческого тела и человеческой души отличается от того, что будет после воскресения. Да, Царство Божие уже пришло, благодать уже дана, святость уже возможна, но полнота всего этого еще только грядет. Да, она достижима, – но в определенной степени и совершенно определенными людьми, предназначенными для этого Промыслом Божиим. Такие люди освящаются от чрева матери, им дается сила понести этот подвиг, они откликаются Богу на Его благодать, на Его любовь всеми силами своего сердца. Но такая мера не для всех.

Церковь очень трезво относится к условиям бытия человека в этом мире, очень трезво оценивает его способности и понимает, что Царство Божие приблизилось, но еще не наступило. Полнота даров человеку явится в нем только по воскресении из мертвых. Это и есть абсолютный дар Бога человеку – когда он воскреснет из мертвых (есть люди, которые определенным образом вкусят или вкусили воскресение прежде всеобщего воскресения, первая из них – Пресвятая Дева Мария. Но это совершенно уникальные люди, а общий ход жизни человека с Богом иной. И Церковь на это указывает: есть люди с особым дарованием Божиим, а есть люди, которым заповедан общий ход жизни).

Важно понимать то, что часто не улавливается сектантским, еретическим сознанием. И в Древней Церкви были ереси, которые говорили, что брак есть гнусность, что к женщине прикасаться ни в коем случае нельзя и вообще несовестимы супружеские отношения и, допустим, Причащение или пребывание в Церкви.

На самом деле Церковь не только в отношении брака, но и в отношении других вещей, тесно связывающих человека с этим миром, свидетельствует, что законная их регламентация это не снисхождение к человеческой немощи: они всегда есть благо.

Например, мы говорили в прошлый раз о чреве, которое – неизбежная данность пребывания человека на земле. Такая же данность, например, – каноническое право Церкви. Хорошо, конечно, жить без права, каждый должен руководствоваться собственной совестью и благодатью Святого Духа, но, увы, на самом деле все не так. И что бы было с Церковью, если бы не было у нее канонического права?

Такие же дары Божии человеку, например, власть и государство. Конечно, в Царстве Божием не будет ни власти человеческой, ни государства, не будет иерархии, все будут перед Христом равны. Но это данность того мира, – а здесь несколько другие условия бытия человека, и то, что помогает человеку не поддаться греху, помогает удержать его в определенных пределах нравственной и духовной жизни, есть благо, это дары Божии.

И первый аспект, на который обращает апостол Павел внимание, это то, что никто в браке не властен над своим телом, оно безраздельно принадлежит другому (безраздельность принадлежности моего тела моему супругу касается только известных супружеских отношений, это не есть порабощение мое по отношению к другому человеку или другого по отношению ко мне). Апостол Павел совершенно определенно говорит только об известных супружеских отношениях, а не вообще о том, что каждый может командовать другим.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс