Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (808) → Протоиерей Игорь Бачинин: Чувство меры

Протоиерей Игорь Бачинин: Чувство меры

№7 (808) / 17 февраля ‘15

Беседы с батюшкой

Здравствуйте, уважаемые зрители православного телеканала «Союз». В эфире программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Лев Бохолдин. Сегодня мы беседуем с протоиереем Игорем Бачининым, председателем Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». Прошу Вас по традиции благословить перед программой нас и наших зрителей.

Бог благословит всех, кто собрались вместе с нами, чтобы разделить радость нашего православного общения.

Сегодняшняя тема программы – чувство меры. В Священном Писании есть строки: «Какой мерой меряете, такой и вам отмеряно будет». Человек всегда ищет это чувство. Врачи говорят, что любое лекарство в определенной мере – яд, а любой яд в определенной мере – лекарство. Что значит чувство меры?

Думаю, что чувство меры – индивидуальное восприятие человеком обстоятельств жизни, близких, друзей, Промысла Божия. Как говорил о некоторых Христос «смотрите и не видите, слушаете и не слышите». Наверное, это касается и того, что мы по-разному воспринимаем действительность. Это определяется нашим христианским мировосприятием, духовными традициями и опытом, в которых укоренился человек.

В чем прежде всего надо знать меру?

Если мы христиане, то помним, что Господь учил нас прежде всего искать Царствия Небесного, а все остальное приложится. Восхождение в Царство Небесное является основополагающим в нашей земной жизни. Мы должны знать меру наших возможностей, тех усилий, которые мы можем приложить в той или иной деятельности.

Мы живем во времени, и часто многие люди говорят, что им не хватает времени на какие-то дела. В этом случае можно сказать, что человеком утеряно это чувство меры. Ведь количество времени у каждого человека, независимо от его убеждений, одинаково – 24 часа в сутки. Какие приоритеты расставит в своей жизни человек, и какой мерой он будет их расставлять, определит плоды его земной жизни.

То есть времени не хватает на то, что нам необходимо, потому что мы неправильно определили меру вещей?

В современной науке есть специальное направление – тайм-менеджмент. Проблема правильного распределения времени существует не только у православного христианина, но и в том социуме, в котором мы живем. Христианам проще, потому что у нас есть мерило нашей земной жизни – поиск Царства Небесного, остальное же, как говорит Господь «приложится вам».

К сожалению, в современном мире целая индустрия убийства времени, то есть различные занятия, с помощью которых можно избавиться от времени. И на первом месте среди них, пожалуй, уже не алкоголь.

Сейчас начинается пост, и многие люди ждут его с нетерпением: это время четких рамок, когда знаешь, что можно и что нельзя. Но заканчивается пост, и человек начинает возвращаться к прежнему образу жизни. Как установить здесь правильную меру?

Действительно, в настоящее время большинство людей, даже ходящих в церковь, упрощенно воспринимают пост. Кто-то видит в нем только гастрономическую часть. Большинство понимает, что это время, когда не надо делать плохих поступков, но надо ограничивать себя в алкоголе, следить за своим языком и за своими мыслями, но это уже следующий этап духовной жизни. Однако если человек ограничивается только этим, утрачивается суть. Ведь Христос говорил нам такие слова: «Всегда радуйтесь и непрестанно молитесь». К сожалению, мы забыли, что чувство радости, полнота, которая поселяется в человеческие душу и сердце, и становится мерой нашей духовной жизни, ориентиром, по которому мы можем сравнивать нашу духовную жизнь. Если человек не имеет этого чувства, он должен понимать, что делает в своей жизни что-то не так. Это главный ориентир, чтобы не сбиться в пути. Например, кто-то может ограничить себя в пище, но, глядя, как другие на новогоднем корпоративе едят все, испытывает внутренний ропот. То есть формально человек соблюдает все требования, но внутренне не испытывает от этого никакой радости.

Человек может взять на себя труд больше молиться, но, вычитывая, при этом считать, сколько же еще осталось до конца. Никакой радости от такого духовного подвига нет. Богу не нужны ни вычитанные тексты, ни та пища, которую мы не съели в пост, но начинаем наверстывать после Рождества, Ему нужна внутренняя радость сопричастности Христу. Пост как раз и является временем, когда Церковь очень мудро, как любящая мать, напоминает нам, что главное – это испытывать радость жизни со Христом.

Получается, что мера должна быть и в соблюдении аскетических подвигов, здесь тоже важно не переборщить?

Конечно. Ведь есть такое понятие, как «радение не по разумению». Это нередко бывает с неофитами, которые только что пришли в Церковь, начитались об аскетах и пустынниках и решили, например, взять на себя подвиг безмолвия. Любящая супруга спрашивает: «Дорогой, как мы проведем ближайшие выходные?» Но тот безмолвствует, и жена из любящей супруги становится негодницей, которая лишает его душевного мира. От такого подвига вряд ли он сам, его семья и супруга приобретут какую-то пользу.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Даже у невоцерковленных людей есть понятие, что Господь не посылает страданий и переживаний сверх меры, что каждый несет свой крест, который отмерен Самим Господом Богом. Получается, что человек должен нести его с терпением до конца, или должна быть грань, чтобы не возроптать и не бросить его?»

На мой взгляд, это зависит от того, как человек понимает смысл своей жизни. Есть замечательный образ: когда скульптор делает скульптуру, он просто умело убирает лишние части. Господь не заботится о нашем земном благополучии, но приуготовляет к Царству Небесному, и различными обстоятельствами жизни старается отсечь все лишнее. Попуская разные ситуации, Он показывает нам недостаток и говорит: «Я готов его убрать, но ты приложи усилия, потерпи немножко. У тебя есть вот такая проблема, ты знаешь об этом? Давай решать ее вместе». И в обстоятельствах жизни Он предлагает человеку изменения – то самое покаяние, но обязательно оставляя за человеком величайший дар свободы, право выбора.

Приуготовляя нас к вечной жизни, Господь говорит в Евангелии, чтобы мы не имели никакого недостатка. Есть такое понятие – искушение. Существует простое объяснение, что слово «искушение» происходит от слова «искусство» – мастерство, совершенствование. И Господь совершенствует нас различными обстоятельствами жизни.

Если человек сохраняет ориентир радости и старается принимать с радостью все, что попускает Господь, понимая, что Он любит и промышляет о нем, тогда любые обстоятельства его жизни не будут тяжким, скорбным крестом, но призывом в Царство Небесное. Все зависит от того, как человек к этому относится.

Продолжая аналогию, искушение – это и есть зубило в руках скульптора, которое хотя и наносит боль, но отсекает от человека то лишнее, что ему мешает.

Можно привести более простой пример. Например, у человека заболел зуб, он идет к специалисту, который сначала причиняет ему боль, но человек понимает, что, перетерпев это, избавится от зубной боли. Так и здесь: прояви терпение, стремись сохранить чувство радости, постарайся увидеть в этих искушениях заботу о тебе Небесного Отца, тогда ты пройдешь их должным образом и приобретешь то, ради чего Господь и попустил их тебе.

Мы говорили, что прощение и совершенствование не имеют меры, то есть предела. В каких еще аспектах человеческой жизни мера не предусмотрена?

Конечно, мы говорим об идеальных вещах: о том, как должно быть, как правильно поступать. Но в реальной жизни все происходит иначе. Часто человек не имеет духовного опыта, и ему трудно сориентироваться в условиях, в которых он оказался, увидеть работу «скульптора, отсекающего все лишнее». Тогда для него важно проявить терпение, постараться не реагировать сразу на происходящее, но попытаться посмотреть на ситуацию с духовной точки зрения.

Приложи усилия, чтобы отсечь мирское понимание происходящего, и в ту меру, в какую ты сумеешь возвыситься над обстоятельствами, посмотреть на них с духовной точки зрения, тебе и откроется то, что хотел сказать тебе Господь. Тогда сможешь увидеть тот узкий путь, по которому Господь и ведет тебя в Царство Небесное.

Вопрос телезрительницы из Новокузнецка: «Мой сын выпивал, работал, был закодирован и умер, был отпет в церкви. Можно ли было его отпевать, и могу ли я поминать его в церкви?»

Очень важный момент, что его отпели в церкви. Видимо, священник разобрался в обстоятельствах дела, и они позволили ему совершить отпевание, потому что если строго исходить из церковных канонов, такого человека не отпевают. Но бывают такие обстоятельства жизни, когда мы делаем исключения, потому что важна не формальная буква закона, но дух любви. Если человек осознавал проблему, старался бороться с ней, выполнял Евангельскую заповедь «кто не работает, тот не ест», хотя и страдал от греха пьянства, то, поскольку батюшка решил его отпеть, полагаю, что молиться за него в церкви можно.

Пьянство приравнивается к самоубийству. Если человек умирает в состоянии алкогольного опьянения, он совершает тяжкий грех, и, к сожалению, если строго встать на букву закона, молиться за такого человека мы не можем.

Вопрос телезрительницы из г. Нижневартовска: «Батюшка, как Вы относитесь к программе «Двенадцать шагов»?».

Считаю, что программа имеет право на существование, хотя совсем недавно общался с людьми, родственники которых занимаются по этой программе. Говорится, что это не религиозная, а общественная программа, но на собраниях присутствует молитва, зажигают свечу, формируется мировоззрение и прочие элементы, которые являются формальными признаками религиозной организации. Ни в коей мере не осуждаю женщин, которые обратились туда за помощью, поскольку им тяжело и они ищут решения проблемы, но те, кто стоят во главе этой деятельности, сказали им вещи, которые не вполне соответствуют действительности.

Если после этих занятий люди приходят в Церковь, обретают Христа и потом вместе с Ним идут по жизни, то, наверное, она имеет право на существование.

Знаю замечательный опыт игумена Ионы (Займовского) в Даниловском монастыре, где сумели преобразовать эту программу. Она получила новое название «Метанойя», обрела христианские ценности, религиозные формы, которые совершенно не противоречат нашей христианской жизни, и эта программа имеет право на существование.

Недавно разговаривал с человеком, которому пришлось много общаться с руководителями различных сектантских религиозных организаций, с мусульманскими лидерами. Многие из людей, которые в них состоят, в свое время, когда у них появлялась потребность истинной религиозной жизни, приходили в Православную Церковь, искали ответа. К сожалению, мы не смогли удовлетворить их религиозные требования, но они получили их, обратившись в другие религиозные объединения. Наверное, эти программы существуют именно потому, что мы не так активны и не можем предложить формы оказания помощи страждущим и созависимым. Хотя такая традиция существовала в нашей Церкви, и одной из задач нашего Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» является ее возрождение.

25 июля этого года была принята Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике зависимостей. Ее можно найти, почитать и найти ответы на интересующие вас вопросы.

Вопрос телезрителя: «На нашем предприятии большой коллектив, нас, православных, только двое. Мы находимся в одном помещении, и постоянно приходится слушать нецензурную брань. Мне крайне неприятно все это слушать, но работа нравится, и менять ее не хочу. Делаю замечания – люди, вроде, стараются, но потом забывают и начинают снова браниться. Как быть в такой ситуации?»

На мой взгляд, в этой ситуации правильнее было бы относиться, как к человеку, который сломал ногу – и вынужден так жить. Он не может не прыгать на одной ноге, пока вторая не заживет. Надо относиться к этим людям, как к тем, которые нуждаются в помощи, заботе, нашем религиозном просвещении.

В Евангелии есть замечательные слова: «Вы – свет миру». И сказано: «Не то оскверняет человека, что входит в него, но что выходит из уст его, ибо от избытка сердца глаголют уста человека». Сквернословием человек показывает, что он погряз в трясине скверны, страдает от этого, не может избавиться, и надо относиться к нему, как к больному, показать, где источник исцеления, помощи, благодаря которой он может решить свою внутреннюю проблему.

Если бы апостолы сторонились мира и людей, которые били их палками, камнями и в итоге лишали жизни, вряд ли они смогли выполнить порученное Господом. Так и мы, если будем сторониться людей, то как сможем выполнить замысел Божий о спасении мира?

Не так давно в информационном пространстве возник термин «умеренное Православие». Возможно, он возник по аналогии с «умеренным мусульманством», который появился в связи с тем, что мусульманство стало восприниматься как аналог радикализма и терроризма. «Умеренное Православие» подразумевает, что, хотя человек имеет православное мировоззрение, он никак не проявляет его в социальной жизни, не миссионерствует. Второй вариант – человек что-то из церковной жизни принимает, а что-то отвергает, говоря, что не понимает.

Как Вы считаете, может ли Православие быть умеренным?

Мы не находим такого понятия у святых отцов. Есть еще одна современная фраза «я человек православный, но без фанатизма». Такую фразу обычно использует человек, который не имеет никакого духовного опыта. Можно проявить к нему снисхождение: ведь он уже определился с мировоззрением, действительно считает себя православным, но пока в меру своего опыта и своих знаний не способен принять все сразу. Его мера пока заключается в том, что он себя ограничивает. Наверное, это неплохое качество, если при этом человек старается приобретать необходимый опыт и знания. Если же это становится для него лишь отговоркой, чтобы не принимать какие-то христианские догматы, каноны, традиции нашей религиозной жизни, такая позиция не заслуживает одобрения и поддержки.

Большое спасибо, отец Игорь. Спасибо за Ваши ответы. Желаем всем разрешения духовных задач. Всего доброго.

В заключение хотелось бы напомнить слова: «Всегда радуйтесь и непрестанно молитесь». Этой неиссякаемой радости и хотелось бы пожелать всем нашим зрителям и всем православным христианам. С Богом!

Расшифровка аудиозаписи:
Юлия Подзолова.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс