Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (798) → «Слуга царя». Павел Рыженко: «Империя в последней войне»

«Слуга царя». Павел Рыженко: «Империя в последней войне»

№45 (798) / 2 декабря ‘14

Творчество

Этот год для России, многие со мной согласятся, отмечен особым патриотическим подъемом нашего народа. Явно что-то изменилось, стало радостней на душе, несмотря на информационную блокаду, экономические трудности… Никто не будет отрицать важность, своевременность, весомость таких исторических выставок, как «Романовы», «Рюриковичи»... Сейчас проходит первая посмертная выставка картин народного художника Павла Рыженко «Империя в последней войне», которая отражает судьбу Императорской Семьи и жизнь русского народа в 1914 – 1918 годах. К сожалению, выставка проходит тихо, незаслуженно незаметно, без такой мощной и вообще какой-либо рекламы, как, например, названные выше. Выставка эта очень важная, настраивает на размышления. Всего несколько работ, три зала, проходя сквозь которые человек невольно вынужден обратиться внутрь себя и сделать выбор...

«Все народы, которые вошли в Российскую империю, под скипетр русского царя, все они сохранились и получили равные права с основным, государствообразующим народом – русским» – писал Достоевский. Но врагам не нужна была победа России... Подготовить революционную ситуацию, уничтожить Государя, уничтожить великую православную державу – вот цель тех событий. Страна Николаю II досталась в тяжелом состоянии в смысле нравственности… Во времена Петра I был издан указ об обязательном ежегодном Причащении всех государственных служащих. Многие поняли это нововведение как то, что достаточно причащаться раз в год… Это стало одной из основных причин отпадения большинства русских людей от Церкви. Приобщение к Чаше с Телом и Кровию Господа – Источника силы, веры и вдохновения на протяжении веков… Люди знали: когда ты не с Богом – ты слаб, немощен, безволен, отдан на растерзание диаволу. В 1905 году Царь Николай отменил эту губительную практику обязательного Причастия. И мы можем наблюдать, в какой духовной и нравственной яме была на тот период наша страна после трех веков этого целенаправленного, на мой взгляд, убиения веры в русском человеке! Вера оскудела, сердца людей были полны сомнений... «Там, где сердце ваше, там и сокровище ваше». И стоит сердцу человеческому и особенно русскому потерять эту связь с Богом, как тут же начинает рушиться все остальное...

Экскурсию по выставке проводит вдова художника Анастасия Рыженко. Прекрасная экскурсия – даже, скорее, не экскурсия, а теплая беседа, многогранная, затрагивающая в том числе и духовные темы. Очень трогательна Анастасия к памяти Царской Семьи, с любовью и глубоким духовным пониманием раскрывает нам творчество своего мужа.

Картина «Наследник» – тема трагического отступления от верности государю. В центре, за черным забором – Наследник, образ светлого, юного отрока… За забором то, что осталось в дореволюционной России, времени, благословленном Богом. На картине еще два персонажа: нищий солдат, который в изгнании, в эмиграции продает свои награды, Георгиевский крест, и священник. На него уже нацелены окровавленные штыки, он находится перед выбором. Священник взирает на портрет Государя, который словно обличает его. Священство переживало тяжелую внутреннюю ломку, не все нашли в себе нравственные силы, чтобы обратиться с амвона к народу со словами поддержки и верности государю, которого от престола словно оторвали… Слова Государя «везде измена, трусость и обман», по сути, диагноз обществу, его нравственному состоянию. Господь наказал русский народ за жестокость и равнодушие по отношению к Царской Семье, вере, ко всему тому, что было наследием нашей истории. Страна пила страдания как горькую чашу...

Павел Рыженко очень почитал Царскую Семью, был имперского духа. По словам Анастасии, его желанием было быть встреченным Государем, если доведется ему быть оправданным Богом и оказаться в вечности в раю. Как раз в день убиения Царской Семьи художник перешел в мир иной. Он считал себя слугой Царя, и в этом находил смысл своей жизни.

«Прощание с конвоем». Холодный день, поземка. В образе конвоя – весь русский народ. Государь прощается с теми, кто давал ему присягу на верность на кресте и Евангелии. У кого-то из них уже красный бант на груди, они уже приняли решение, взгляд их горд и надменен... Царь верил в свой народ, в то, что русский народ обманут, но он исправится, он вернется. Государь не думал, что так надолго затянется эта деградация, это отступление от правды... Что случилось, что за помрачение на русское сердце?

...Неизгладимое впечатление от картины «Стоход. Последний бой лейб-гвардии Преображенского полка»… Белая бабочка на переднем плане – словно душа настоящего русского солдата. Удивительная доброта, великодушие, но в то же время сила, мужество, непреклонность… Это была элита армии и нравственно и физически; в полку было постоянное, чуть не каждодневное Причастие. Их растили как защиту Государя...

Павел Рыженко служил в армии в Преображенском полку, он считал это честью. Хоть на тот момент это была советская армия, но насколько были сильны традиции, преемственность. Павел чувствовал себя гордым, что причастен к истории этого славного полка.

...При написании картины «Госпиталь» кто-то засомневался в исторической достоверности некоторых деталей. Чтобы развеять эти сомнения, был приглашен специалист в области военной истории Игорь Иванович. Тот посмотрел и вынес вердикт – в картине действительно есть неточности. Игорь Иванович начал рассматривать другие картины, и находя в них ошибки, тут же высказывал в лицо Павлу свои критические замечания. Рыженко закипал, казалось, что историческая консультация закончится не очень мирно. Но нет, расстались консультант и художник настоящими друзьями. Павел исправил все выявленные неточности. Так Павел Рыженко познакомился тогда с Игорем Стрелковым... «Игорь Иванович, Вы позволили мне иметь счастье быть с Вами знакомыми. Если Вы прикажете, я завтра же оставлю кисть и отправлюсь под Ваше командование в сражающийся Донбасс» – последняя запись в блоге Павла.

Ипатьевский дом, образ перевернутой вверх дном, изуродованной России… Здесь, в Ипатьевском доме, прошли посление дни пребывания Царской Семьи в этом мире… Как удивительно эта Семья хранила свое достоинство. Внутренняя стойкость, поддержка друг друга. Читали Евангелие. Много молились. Три раза пришлось менять охрану – люди, которые были поставлены для того, чтобы глумиться и терзать, не могли не проникнуться уважением к этой Семье… Они прошли этот путь достойно, пролили кровь во искупление вины народа перед Богом, перед своей историей. Государь принял все, как из руки Божией...

Боль расставания со своей святыней – погонами царской армии – сюжет следующей картины. Погоны – это все, что осталось, что связывало офицера с государем и Отечеством. Трепет, надежда на возвращение. Платочек, в который он бережно заворачивает погоны, с вензелем Государыни Александры Феодоровны… Белый офицер будет в изгнании вспоминать, как он хоронил свои погоны под кустом сирени...

На картине «Пасха в Париже» мы наблюдаем, как русские эмигранты, теперь же рабочие завода «Рено», пригласили священника для совершения богослужения... Огромная масса людей мучающихся, трагически переживающих свой исход. На стене портрет Государя, как икона. Понимание святости Царя пришло к ним намного раньше, как и канонизация Государя Зарубежной Церковью.

Вы обязательно встретитесь с выражением глаз Царя на картине «Фотография на память». Художник хотел, чтобы вы вгляделись в добрые мудрые глаза Царя, почувствовали себя его народом, ощутили, что он по-прежнему наш Государь. Много лжи изрыгается на его святое имя... Наше дело научиться послушанию и понять, что это одна из лучших добродетелей, это самая главная свобода. Когда мы послушны и верны, когда в сердце есть смирение, Сам Господь даст нам такую благодать, что мы даже представить не можем, как изменилась бы нация, если бы она была бы глубоко смиренна...

Художнику хотелось, как он сам говорил, «разбудить генетическую память современников и гордость за свое Отечество»… Глубина его картин, их искренность помогут зрителю это сделать. Павел, по словам Анастасии Рыженко, считая себя гордым человеком, всегда стремился поставить себя так, чтобы чувствовать свою зависимость. Потому и почитал Государя и служил ему, внутреннее молясь ему. Для него это было очень важно – служить Царю.

Последний зал. «Вторая присяга»… Художник показывает момент нравственного выбора, когда человек находится на грани – качнуться в одну сторону или в другую, выбор между Богом и дьяволом. Рядом крест и Евангелие – как напоминание, кому ты давал присягу первую. Рядом знамена, очевидцы былых побед, на них те самые слова – «За веру, царя и Отечество». Эти знамена словно обличают. Страшный, переломный момент.

Триптих «Покаяние». Каждая картина имеет свое название: «Колокол», «Веночек», «Муравейник». Три этапа жизни человека. Красноармеец на колокольне храма, того храма, где он когда-то ребенком прикладывался к Евангелию, зажигал свечи, с трепетом обращался к Богу... Господь снова возвращает Своего блудного сына... Но после Вербного воскресенья всегда следует Страстная седмица. Предательство, страдания, Голгофа. На протяжении всей своей жизни человек проходит эти этапы Страстной седмицы... Без этого нет преображения души, нет ее исцеления. «Муравейник». Тот самый красноармеец изображен в образе старца, лик его светел… Не так много надо – примириться с совестью, с Богом. Вспомним нашего старца Кирилла Павлова, который, защищая дом Павлова, нашел обугленное Евангелие. Это событие перевернуло его жизнь. Из простого советского офицера он стал монахом, священником, архимандритом, старцем. Его молитвами до сих пор жива Русь, удерживается от зла, беззакония...

На картинах Павла Рыженко полководцы, князья, императоры, простые монахи, святые Руси и опьяненные революцией солдаты. Рядом предательство, подвиг и поразительное одиночество...

«Русский человек кардинально, даже физически отличается от других народов планеты, – говорил в одном из интервью Павел Рыженко. – Это мы теперь знаем, что русский человек бывает таким, как воины с поля Куликова, как гвардеец Преображенского полка в 1915 году. Но также он может быть животным, которое бессознательно режет других: своих же односельчан, убивает священника только за то, что тот носит крест. И, будучи сам крещеным, может убить своего родного брата за то, что тот крест не снял. Он может стать «новым русским», предателем Родины, может стать выродком в последней стадии распада личности.… А может оказаться таким, как Женя Родионов – мальчик, закончивший ПТУ в городе Подольске и сам себе сделавший крестик. Он и в храм-то ходил всего несколько раз в жизни, – а при этом стал мучеником за Христа... Понимаете, наша шкала слишком широка! В русском человеке заложен и Божественный дар, и тяга к самоистребленью. Как только он перестает чувствовать правду, проваливается в болото порока, то жить он не хочет, он превращается в скотину и сам себя уничтожает»...

Пейзаж «Валаамский крест» как раз говорит об этом. Анастасия рассказывает, что незадолго до смерти Павел поставил у себя на участке крест, рядом лампадку. Он молился около него и говорил, что это маленький кусочек Святой Руси. Павел был очень чистым, очень доверчивым, светлым человеком, ребенком в душе. Очень ценил мир детства, любил детей и говорил, что человеку никогда не надо забывать, что он когда-то был ребенком. Павел эту чистоту сердца пронес через всю свою жизнь, он очень боялся грязи, быть с черной, отданной на растерзание страстям, душой. Как учит нас Амвросий Оптинский: уподобляйтесь колесу, которое только одной точкой касается земли, все остальное направлено вовне. Едва касайтесь земли и так легко войдете в Царствие Небесное. Чем меньше человек отдает себя на растерзание страстям, тем больше обращает свое сердце к Богу, тем радостнее, светлее становится его жизнь. Нам, русским людям, нельзя унывать, уныние – свойство души грешащей. «Жизнь наша не вечная. И скорбное, и радостное – все минует, а правда Божия пребывает во веки». (Печатается с сокращениями)

Анна Андреева,
руководитель Издательского
отдела церкви Свт. Николы на
Берсеневке, г.Москва

Выставка открыта для посетителей с 20 ноября 2014 по 8 февраля 2015 года по адресу: Екатеринбург, Свердловский областной Краеведческий музей, Дом Поклевских-Козелл, ул. Малышева, 46.

По субботам и воскресеньям – бесплатные экскурсии. Специальные программы для всей семьи.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс