Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (794) → Митрополит Волоколамский Иларион: Задачу по оздоровлению общества мы можем решить только общими усилиями

Митрополит Волоколамский Иларион: Задачу по оздоровлению общества мы можем решить только общими усилиями

№41 (794) / 3 ноября ‘14

Церковь и мир

Митрополит Иларион: Дорогие братья и сестры, в эфире телепередача «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о роли религии в жизни заключенных, и у меня в гостях доктор юридических наук, заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Алексей Величко. Здравствуйте, Алексей Михайлович!

А.М. Величко: Добрый день, Владыка. Хотел бы задать Вам вопрос, может быть, один из неприятных, но тем не менее. Статистика последних 10–15 лет, к сожалению, позволяет констатировать тот не очень приятный для нас вывод, что преступность не только омолаживается, но и все более и более смещается в разряд тяжких и особо тяжких деяний: убийства, тяжкие телесные повреждения, повлекшие смерть, разбой, грабеж, наркотики, половые преступления. И, тем не менее, мы знаем, что в то же самое время наблюдается бурное развитие духовного окормления пенитенциарных учреждений со стороны религиозных организаций и, в первую очередь, Русской Православной Церкви. Но факт остается фактом: наше общество становится все более криминализированным. На Ваш взгляд, чем обусловлено такое положение дел?

Митрополит Иларион: Я думаю, что оба этих процесса нельзя увязывать друг с другом напрямую. Во-первых, если бы не было работы Церкви, то все обстояло бы еще хуже. Во-вторых, в последние 20 лет мы переживаем период колоссальной социальной ломки, которой в нашей истории не было, по крайней мере, 70 лет. Был послереволюционный период, когда все крушилось и ломалось, и был период после распада Советского Союза, – этот период еще не закончился. Люди оказались в совершенно иной ситуации: раньше действовали жесткие законы, а потом в какой-то момент оказалось, что законы эти больше не действуют, – и некоторые люди почувствовали полную безнаказанность. В особенности это относится к тем, кто склонен к совершению преступлений. Свою роль сыграла и экономическая ситуация, особенно в начале 90-х: многих она как бы подвигала на совершение преступлений. Безусловно, Церковь играла и продолжает играть определенную сдерживающую роль в этой ситуации, но она не может взять на себя в полной мере задачу по оздоровлению общества, потому что эту задачу мы можем решить только совместными усилиями.

Достаточно сказать, например, о влиянии некоторых средств массовой информации. Вы говорите об омоложении преступности. А где у нашей молодежи положительные герои? Где на экране телевизора те, как говорят американцы, ролевые модели, на которые могут ориентироваться молодые люди? Более того, тюремный язык, так называемая «феня», стал сегодня частью нашей обыденной жизни. Недавно один священник, который служит в тюрьме, принес мне словарь «фени», который он сам для себя составил. Так вот, он рассказал мне, что половина выражений из этого лексикона употребляются в реальной жизни, многие звучат на экране телевизора.

А.М. Величко: Владыка, хотел бы вынести на Ваш суд одно мое наблюдение. У нас в духовном окормлении пенитенциарных учреждений наблюдается старая российская парадигма: замечательные индивидуальные подвиги и полное отсутствие системной работы. Более того, что меня, например, удручает – это абсолютная незащищенность, и правовая, и социальная, тех священнослужителей, которые работают в исправительных учреждениях. Приведу пример, на который я уже многократно ссылался: протоиерей Алексий Вострик из Воронежской митрополии за восемь лет общения с заключенными, многие из которых ВИЧ-инфицированы, страдают туберкулезом или психическими заболеваниями, получил тяжелую форму гепатита В. Однако в связи с этим он не имеет никаких медицинских привилегий и вынужден лечиться в домашних условиях. Или давайте вспомним протоиерея Георгия из Ярославской митрополии, который окормляет два наших учреждения, одно из которых – туберкулезная больница для осужденных. У сотрудников ФСИН есть льгота – год службы приравнивается к четырем годам трудового стажа, а у него таких льгот нет. Он как получал то скудное обеспечение, которое имеет священник на своем приходе, так и получает. Разве это нормально?

Митрополит Иларион: Это совершенно не нормально. Но я думаю, что в таких случаях об этих людях должно позаботиться государство. Человек, который, будучи священником, несет значимое социальное служение, должен получать социальные льготы.

А.М. Величко: Здесь я не соглашусь с Вами, Владыка: мне кажется, что инициатива должна принадлежать Священноначалию Русской Православной Церкви, потому что речь идет о лицах, которые, переходя на юридический язык, являются его постоянными работниками. И, конечно же, Священноначалие должно в первую очередь заботиться о них, чтобы обеспечить и социальный статус своих сотрудников, и те права, которые в настоящее время никак не оговорены и ничем не определены. (Продолжение следует)

 
Уроки Православия

Христианин должен за собой следить

 
Духовная жизнь

Опасные связи

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс