Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Иеродиакон Пафнутий (Фокин), Свято-Троицкая Сергиева Лавра:
Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие, отцы, братия и сестры, благословите выразить благодарность за приглашение на съезд монашествующих, проходящий в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский, просил в моем лице передать свои поздравления и молитвенные благопожелания участникам съезда.
Позвольте предложить вашему вниманию доклад на тему: Основные принципы устроения Общежительного монастыря по Житию преподобного Сергия Радонежского (в изложении преподобного Епифания Премудрого, Нач. Xv века).
«Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную; к сим и странно-любие, и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и Второе пришествие».
Из Завещания
преподобного Сергия.
Общежительные монастыри и поныне являются основой подлинно подвижнической жизни – школой, в которой инок получает понятия о монашестве и формирует основные навыки молитвенно-аскетического делания.
Однако, русское монашество изначально не было общежительным. Первые монастыри, возникшие с принятием христианства на Руси, были особножительными. Только через 75 лет после Крещения Руси преподобный Феодосий Печерский ввел общежитие в Киево-Печерском монастыре. Этому примеру последовали и другие обители.
Но даже в самом Киево-Печерском монастыре подлинное общежитие продержалось сравнительно недолго, и первые элементы особножительства вновь стали появляться едва ли не сразу после преставления преподобного Феодосия.
После разорения Руси монашество, хотя и сохранилось, повсеместно было особножительным. И только с появлением Радонежского игумена Сергия, на Руси начало возрождаться общежитие. Преподобный Сергий обновил и одухотворил русское монашество. XIV век по праву стали называть веком преподобного Сергия , «золотым веком» русского монашества.
Безусловно, обитель Сергиева и возрождение общежительного монашества устроялись не только и не столько силами человеческими, сколько милостью Божией, о которой сам Преподобный говорил так: «Здѣ есть милость Божиа сицева, да никтоже печаленъ исходить от здѣ» . Мы можем только предположить, чем эта милость Божия привлекалась.
Преподобный Сергий практически не оставил после себя письменных поучений, грамот, посланий. Но устав монастырской жизни, заведенный им, хранился, передавался и, что самое главное, строго исполнялся, как при жизни, так и по преставлении Преподобного. Царь Иоанн Грозный писал к игумену Кириллова монастыря, что, «когда Пр. Пафнутiй Боровскiй (сконч. 1477 г.) приходилъ въ Троицкiй монастырь помолиться Св. Троицѣ и Чудотворцу Сергiю, и, исполнивъ свое желанiе, уже намѣренъ былъ возвратиться въ свою обитель: тогда братiя вышли было провожать духовнаго посѣтителя за врата монастырскiя; но вспомнивъ завѣтъ Преподобнаго отца своего Сергiя – не выходить за врата, тутъ же остановились и, помолившись, простились съ Пр. Пафнутiемъ».
Отметим, что древнейшая попытка зафиксировать монашескую традицию аввы Сергия была сделана духовником обители преподобным Епифанием Премудрым. Первым трудом его о преподобном Сергии явилось Похвальное слово «великому старцу», которое Епифаний написал к освящению нового Троицкого храма 25 сентября 1412 года.
Святым Епифанием были собраны устные свидетельства современников преподобного Сергия. Многие из записей являются личными воспоминаниями самого агиографа.
В первоначальном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени. В настоящей работе мы пользовались текстом Жития, подготовленным по двум рукописям XVI века из собрания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, хранящихся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки . Впервые они были опубликованы Наместником Лавры архимандритом Леонидом (Кавелиным) в 1885 году.
Преподобный Епифаний не описывает монастырский устав Сергиевой обители. Его целью было сохранить для потомков память о святом Игумене, «да и прочии мниси, яже не суть видали старца, да и тѣ прочтут и поревнують старцевѣ добродѣтели и его житию вѣруютъ».
Известно, что благословение ввести общежительный устав был дан преподобному Сергию Константинопольским Патриархом святителем Филофеем после 1364 года . Совет этот пал на благодатную почву. Без сомнения, Преподобный давно уже готовился к такому изменению монастырской жизни.
Поселяясь в лесу на горе Маковец, будущий великий святой искал только уединения, не помышляя о создании монастыря. Когда к нему стали приходить другие иноки, искавшие такой же жизни, он не мог отказать им. Так образовалась небольшая обитель.
Трудно было тогда различить, кто из них был старший и кто младший, кто начальник места сего, а кто подчиненный . Такое положение существовало, как считал архиеп. Никон (Рождественский), около двенадцати лет.
В этот первый период существования обители – без игумена – уже встречаются определенные элементы общежития. В Житии повествуется об общем ежедневном богослужении в Троицком храме.
Поскольку ни преподобный Сергий, ни кто-либо из других иноков не имели священного сана, то Божественную литургию в храме на Маковце приглашали совершать преподобного игумена Митрофана . Неудобство в совершении богослужений прекратилось, когда игумен Митрофан поселился в Троицкой обители.
Но, прожив в обители около года, он преставился и священноигуменом стал преподобный Сергий. Теперь Преподобный мог более решительно заняться усилением общежительного начала в жизни Троицкой обители, численность иноков в которой на тот момент составляла всего двенадцать человек.
Судя по Житию, преподобный Сергий начал свое игуменство с того, что ввел в монастыре некоторые правила:
Преподобный стал принимать на послушание в обитель всех желающих монашеской жизни: юного и старого, больного и здорового, богатого и бедного. Здесь не требовался денежный взнос. Новый насельник только должен был сам поставить себе келию и позаботиться о своем содержании. Каждого желающего принять монашество Преподобный подвергал искусу.
После повечерия Преподобный стал воспрещать ходить из келии в келию и собираться для пустых разговоров. Каждый насельник обители должен был находиться в уединении, молитве, чтении или заниматься рукоделием.
Преподобный Сергий запретил монахам выходить за стены обители для сбора милостыни , что должно было исполняться неукоснительно даже в случае самого бедственного положения монастыря.
Эти правила способствовали установлению более строгой жизни в Троицкой обители, чем в других монастырях . При этом монастырь продолжал оставаться особножительным.
Указанных правил было достаточно, чтобы о новом монастыре стало известно. Смоленский архимандрит преподобный Симон , побывав на Маковце, говорил, «что полезнее быть послушником у преподобного Сергия, нежели начальником в другом месте».
Между тем в обители появилось неожиданное осложнение. Возвратился старший брат преподобного Сергия – московский игумен и великокняжеский духовник Стефан. Пробыв десять лет в Богоявленском монастыре, он оставил Москву и снова поселился здесь. Можно предположить, что он вернулся не как простой монах вроде непритязательного архимандрита Симона, а с правами и видами на монастырь, как старший участник основания обители.
Как-то раз он сказал в храме: «Кто есть игуменъ на мѣсте семь: не аз ли прѣжде сѣдох на мѣстѣ сем?» Это уже свидетельствовало о воцарившемся в обители двоевластии. Видимо, Стефан держался особножительной традиции, тогда как преподобный Сергий вел дело к полному общежитию по древним греческим уставам, с единым тесно сплоченным братством, общим хозяйством, обязательным трудом и полным отказом от собственности.
В такой обстановке преподобный Сергий не мог продолжать реформировать свой монастырь. Ему требовалась поддержка, понимание и содействие со стороны церковной власти. Получив ее в лице Константинопольского Патриарха и Московского митрополита, Преподобный переходит к решительным переменам.
«Повелев ударить в било» игумен Сергий собрал всю братию и объявил волю церковной власти. Каждый насельник обители привлекался к общемонастырскому послушанию. В монастыре учреждались послушания: келаря, казначея, экклесиарха, поваров, трапезников, больничных . Прежде монахи пользовались своим столом и одеждой, распоряжались своим временем. Теперь они лишались обычной свободы и удобств.
Это была настоящая реформа монастырской жизни. Вероятно, в монастыре стало нарастать недовольство со стороны части братии, которая со временем перестала признавать игуменом преподобного Сергия. Тогда Стефан открыто заявил о своих настоятельских правах.
Преподобный не хотел спорить с недовольными и, тихо удалившись из обители, поселился в пустынном месте, на реке Киржач . Казалось бы, он потерпел неудачу, начав преобразования монастырской жизни, когда не все монахи были к ним готовы.
Однако иноки Троицкой обители были огорчены уходом своего игумена. Им удалось разыскать его на новом месте, и они стали просить Преподобного возвратиться. Обращались они и к Московскому святителю Алексию. Вмешательство ревнующего о монастырской реформе святителя и усиленные просьбы иноков возымели свое действие – Преподобный к великой радости братии вернулся в свою обитель и с Божией помощью утвердил общежитие.
Как видим из Жития, преподобный Сергий вводил общежительные принципы не жесткими мерами и не сразу, но постепенно и изначально целенаправленно. Своим духовным руководством он создавал сплоченную семью, приучая, подготавливая, взращивая, воспитывая братию своим собственным примером. Судя по числу его учеников и последователей, это воспитание удалось . Он сумел привить монахам общежительный дух и понимание высоких целей иноческой жизни.
Монастырская реформа привела обитель к процветанию, что позволило ввести в ней странноприимство. Это было воплощением давней мечты Преподобного, который считал странноприимство столь важным, что завещал своим ученикам: «Аще сию мою заповѣдь съхраните без роптаниа, мзду от Господа приимете; и по отхождении моем от житиа сего обитель моя сия зѣло распространится, и въ многы лѣта неразрушима постоит благодатию Христовою».
Явление Пресвятой Троицы в Ветхом Завете произошло через странноприимство Авраама. И оно было для Преподобного не просто заповедью о милосердии, но и деланием, возводящим к почитанию Святой Троицы.
Можно перечислять огромные заслуги преподобного Сергия в истории России, в истории Русской Церкви и русского монашества. Но главное значение его подвига в том, что ему удалось соединить основные принципы общежительного монашества с догматом о Святой Троице. Единство лиц Святой Троицы, таинственно соединенных между собой Божественной любовью, ставились им в образец иноческих взаимоотношений, а завет «странноприимства не забывайте» стал образцом отношения учеников Преподобного к миру.
Заканчивая выступление, хочется воздать благодарение Господу за Его великий дар – монастырь преподобного Сергия , в котором продолжают жить, храня святую обитель, и сам преподобный Сергий, и шествовавшие его стопами ученики. Одним из таких духоносных учеников аввы Сергия до сегодняшнего дня является духовник обители батюшка архимандрит Кирилл. Прошу вас помолится о его здравии. Надеемся на милостью Божию и молитвы преподобного Сергия.
Благодарю за внимание.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.