Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (787) → А. А. Пузаков: Хор говорит от имени Церкви

А. А. Пузаков: Хор говорит от имени Церкви

№34 (787) / 15 сентября ‘14

Плод веры

Продолжение. Начало в №33 (786)

Нельзя ли на примере показать, в чем этот поиск? Я так понимаю, он связан не только с церковным богослужением, но и с духовными произведениями, которые исполнялись во вполне светских пространствах?

Главной задачей Синодального хора было петь за богослужениями в Успенском соборе Кремля. Но Синодальный хор принимал участие и в важнейших государственных церемониях – в таких, как коронация, или связанных с городской культурной жизнью. Хор базировался в здании на Большой Никитской улице, где сейчас располагается Рахманиновский зал Московской консерватории. Раньше в этом зале с прекрасной акустикой проходили репетиции и концертные выступления Московского Синодального хора. В этом же особняке располагались учебные классы, при нем был Дом церковных композиторов, где жили регенты, руководители Синодального хора. Обучались с детства, после выпуска некоторые оставались в Москве продолжать свою деятельность при Синодальном хоре, а некоторые разъезжались по регионам и там служили в качестве регентов, в основном в кафедральных соборах различных губерний Российской империи.

Синодальный хор, конечно, вел и концертную деятельность, но все-таки ядром его жизни было богослужение. Так продолжалось до революционных событий, после которых Кремлевские соборы были закрыты, Синодальное училище упразднено. Но многие выпускники и деятели Синодального хора остались. Кто – служить в Москве регентами в приходах, некоторые (Кастальский, Чесноков, Данилин) работали в Московской консерватории – читали там лекции, стояли во главе кафедры хорового дирижирования.

Все-таки о произведениях хотелось бы поговорить.

О произведениях. Вершиной Московской школы духовной музыки всеми признается «Всенощное бдение» Рахманинова. Это сложное произведение требует большого числа исполнителей, оно необыкновенно глубокое. До сих пор существуют разные мнения именно о церковности этой музыки, есть разные точки зрения, следует ли ее петь во время богослужений, или же эта музыка предназначена исключительно для концертного исполнения.

Синодальный хор в свое время (надо сказать, произведение было написано в 1915 году, то есть, в следующем году будет 100-летие создания этого шедевра) исполнял эту музыку в концертах в зале Благородного собрания, сейчас больше известном как Колонный зал Дома Союзов. Там это произведение звучало в период Первой мировой войны и было воспринято очень остро, живо, произвело огромное впечатление на современников: в этом произведении отражаются и боль, и скорбь, которые приносят дни военных потерь, переживания о судьбе Отечества. Одновременно это произведение проникнуто глубокой верой, так как основывается на древних подлинных распевах, но представляется в совершенно фантастическом хоровом изложении, довольно сложном («Всенощное бдение» Рахманинова до сих пор остается одной из самых сложных хоровых партитур). (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/plod-very-vypusk-ot-31-marta

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс