Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Начнем с глобального вопроса: какова роль хора в церковном богослужении?
Ни одно богослужение не совершается без участия лика, или хора. Это в традиции Православной Церкви. Даже если на клиросе один человек, он все равно поет. Всегда в богослужении присутствует пение. Хор – это и олицетворение Небесных Сил, которые непрестанно воспевают Творца, это и образ молящихся в Церкви, выражение их чувств, их покаяния, как во дни Великого поста, или радости – во время Пасхи. Хор также говорит от имени Церкви, через слова Священного Писания.
Например, очень много песнопений основано на стихах псалмов Давида. Во время исполнения стихир различных праздников или воскресных дней в церковных текстах раскрывается и догматическая глубина того, что переживает Церковь в тот или иной праздник, вероучение Русской Православной Церкви.
Вы возглавляете большой, если не сказать –огромный – хор. Для наших зрителей в регионах это в диковинку, в своих храмах они видят небольшие, а то и совсем маленькие хоры. Давайте расскажем, в чем функция Синодального хора, зачем он нужен?
Мы стараемся возродить Синодальный хор в том виде, в котором он существовал со дня основания. До учреждения Синода в 1721 году в Москве существовал хор Патриарших певчих дьяков, он известен с XVI века. При Петре I, когда был учрежден Синод, хор переименовали в Синодальный и оставили в Москве, поскольку параллельно Синодальному хору существовал хор Государевых певчих дьяков, который был переведен в Петербург и преобразован (также при Петре I) в придворную певческую капеллу.
Эти два хора и стояли у истоков развития русской духовной музыки. Наивысшего расцвета Московский Синодальный хор достиг на рубеже XIX – XX веков, потому что в XVIII веке основное внимание уделялось придворной певческой капелле, где собирались лучшие силы. В те годы в хоре не было женских голосов, пели мальчики – альты и дисканты, и пели мужчины – тенора и басы. Собирали голоса со всей матушки-России и Украины, которая славилась превосходными голосами. Лучших певцов собирали в первую очередь в Петербург: этот хор пел при богослужениях, на которых присутствовал император или – в XVIII веке – императрицы.
Московский Синодальный хор был какое-то время немножко на периферии, но сохранял старые традиции, свод богослужебного пения Успенского собора, который формировался несколько веков. Хор был, так сказать, приверженцем русской церковной старины, как и вся Москва. В XIX веке положение стало меняться, Московский Синодальный хор стал развиваться, особенно с приходом Степана Васильевича Смоленского. Далее последовала целая плеяда церковных композиторов и хормейстеров: с Синодальным хором сотрудничали и Чайковский, и позже Рахманинов – ведущие светские музыканты и композиторы, знаменитые регенты и авторы песнопений – Кастальский, Смоленский, Чесноков, Данилин. Целая плеяда музыкантов, которые сформировали Московскую школу духовной музыки.
В Синодальном хоре использовались современные подходы к композиции, которая плодотворно развивалась в России с середины XIX века. Но одновременно все находки, с точки зрения музыкального искусства, опирались на древние распевы, которые сохранял Синодальный хор, – знаменный, греческий, киевский. В этом была новизна. Так что Московский Синодальный хор был всегда в авангарде поиска музыкальных выразительных средств, но они всегда опирались на древность и на опыт Церкви. (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/plod-very-vypusk-ot-31-marta
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.