Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (782) → «Уроки покаяния». Епископ Виссарион (Нечаев).: Пробудить от духовного усыпления

«Уроки покаяния». Епископ Виссарион (Нечаев).: Пробудить от духовного усыпления

№29 (782) / 11 августа ‘14

Книжная полка

Предлагаем вашему вниманию книгу, в которой представлен развернутый комментарий к Великому покаянному канону преподобного Андрея, архиепископа Критского. Несмотря на то, что чтение покаянного канона всегда выпадает на будние дни, православные стараются не пропустить эти службы. Одно обстоятельство огорчительно: мы не всегда хорошо понимаем многие слова Великого канона. Для всех, кто хочет постичь глубокий смысл этого творения, и написана книга епископа Виссариона (Нечаева) «Уроки покаяния». Она неоднократно переиздавалась в России до революции, а сейчас вышла в издательстве «Сибирская благозвонница». На ее страницах объясняются многие непонятные выражения, слова и образы – читатель лучше узнает Священную историю Ветхого Завета, сможет настроить свою душу на деятельную жизнь по заповедям Христовым. Эта книга нарисует для нас целый ряд портретов пророков и святых, мы узнаем, почему о них поет святой Андрей. Примеры жизни упомянутых в каноне людей послужат и нам прекрасными уроками самоиспытания и покаяния.

Автор книги – епископ Виссарион (в миру Василий Петрович Нечаев) родился 13 марта 1822 года в селе Каледино Тульской губернии в семье диакона. В 1848 г. закончил Московскую Духовную академию в числе лучших, потом преподавал в духовных учебных заведениях Священное Писание, греческий язык, церковную и библейскую историю, церковную археологию, психологию и другие дисциплины. В декабре 1853 г. профессор Духовной академии Василий Нечаев был рукоположен в сан священника, после чего продолжил преподавать в МДС, одновременно будучи законоучителем 1-го Московского кадетского корпуса. В 1855 г. отец Василий оставил преподавательскую деятельность и всецело посвятил себя пастырскому служению.

Святитель Филарет, митрополит Московский, назначил его священником храма Николы в Толмачах, где батюшка прослужил свыше 30 лет. С 1859 г. он полностью взял на себя заботы об издании журнала «Душеполезное чтение», определив главной его задачей «служить духовно-нравственному наставлению христиан, удовлетворять потребности общеназидательного и общенародного духовного чтения». В 1877 г. скончалась супруга отца Василия, и с того момента овдовевший протоиерей полностью посвятил себя служению Богу. Он был пострижен в монашество с именем Виссарион, возведен в сан архимандрита, а в 67 лет рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской митрополии. Еще спустя два года назначен Правящим Архиереем Костромской епархии. «Вы – талантливый церковный проповедник, истолкователь слова Божия, и вообще плодовитый сочинитель, яко маслина плодовита в дому Божии, в вертограде Христовом. Какой величественный памятник вы создали себе из книг духовного журнала, с давних пор издаваемого вами!» – было произнесено в его адрес при Архиерейской хиротонии. В 1984 г. Священный Синод Православной Русской Церкви утвердил епископа Виссариона (Нечаева) в степени доктора богословия.

Вот что пишет сам Владыка о покаянном каноне прп. Андрея Критского: «Он весь направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления». Далее Владыка так говорит о его духовной значимости: «Святой Андрей Критский в своем Великом каноне собрал из ветхозаветной истории черты жизни праведной и грехолюбивой. Указание на примеры ветхозаветных праведников и грешников он начал с первых дней мира, то есть с Адама, провел через историю Церкви патриархальной и подзаконной по писаниям Моисея и прочим ветхозаветным Книгам и довел до Вавилонского плена. Христианской душе дана возможность сличить свое нравственное состояние с этими примерами, чтобы видеть, каким путем она идет. Путем ли ревнителей праведности, неуклонно исполнявших ее требования, либо падавших, но каявшихся, или пагубным путем грешников, не заботившихся о покаянии и спасении души. Быть может, беспристрастное сличение оставит в нас горькое убеждение, что мы идем больше последним, чем первым путем, что подражаем больше ветхозаветным грешникам, чем ветхозаветным праведникам. Но, подражая ветхозаветным грешникам, новозаветный верующий подлежит настолько большей ответственности перед Судом Божиим в сравнении с ними, насколько новозаветный закон выше ветхозаветного». Значение и цель Великого канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

По словам епископа Виссариона (Нечаева), «применение библейских сказаний к нравственному состоянию и потребностям души выражается в Великом каноне святого Андрея Критского большей частью так сжато, что не всегда вдруг и легко можно понять, в чем состоит соответствие одних другим. Отсюда открывается нужда в объяснении того, в чем именно надобно видеть это соответствие. Принимая на себя труд этого разъяснения», автор желал сообщить ему «беседовательный характер», чтобы «споспешествовать покаянному и молитвенному настроению души чрез духовно-назидательные размышления, вводящие в дух великого творения Критского святителя».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс