Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (776) → Борис Сергеевич Братусь: Ощущать соприсутствие Бога

Борис Сергеевич Братусь: Ощущать соприсутствие Бога

№23 (776) / 17 июня ‘14

Плод веры

Продолжение. Начало в №22 (775)

– Правильно ли я понимаю, что психология – это наука, а психотерапия – практика?

– Да, психотерапия – это практика, но практика, основанная на науке; в противном случае это шаманство. Психотерапевт все время опирается на основу некоторую, всегда. Это разные основы. Есть христианский психотерапевт, есть гуманистический, есть поведенческий, есть гештальтпсихология, и так далее.

– Борис Сергеевич, давайте рассмотрим на примере. Вот приходит человек к психотерапевту с какой-то проблемой… Вы как и практикующий психолог, и теоретик эти примеры лучше знаете: как ведут себя представители той или иной научной школы в общении?

– Позволю себе рассказать анекдот. Некий молодой человек страдал ночным недержанием – энурезом и, естественно, очень переживал. Его лечили всякими методами, ничего не получалось. Однажды посоветовали пойти к психотерапевту. Он пошел к психотерапевту и через какое-то короткое время его встречают: он весел, улыбается девушкам, просто сияет. Его спрашивают: «Как ваши дела?». Он отвечает: «Все замечательно!» – «И что, за такой короткий период вы избавились от энуреза?». Он говорит: «Нет, я не избавился, но я им теперь горжусь!».

Спросите меня, к какой школе принадлежит его психотерапевт? Я отвечу: к школе гуманистической психологии и психотерапии, ведь он исходил из того, что надо человеку поднять его самооценку. А, к примеру, психоаналитик стал бы изучать его прошлое, чтобы понять, какая связь между тем, что с ним происходит и, скажем, травмой детства. Может, пациент тогда чего-то испугался и защищается от этого… Согласно психоанализу, все в прошлом, все узлы сложились в прошлом. Но в настоящем это уже не тот узел. Например, в детстве человек хотел иметь трехколесный велосипед, мечтал об этом и завидовал всем остальным. И вот он вырос – большой и сильный, олигарх. И он покупает страшно дорогие машины со стразами. С точки зрения психоаналитика, это очень грубый пример, конечно, он – все тот же ребенок, мечтающий о трехколесном велосипеде, который хочет показать Петьке, какой он теперь крутой. Очень грубый пример, естественно, но, так или иначе, «все завязано в прошлом». Это такая печальная концепция, ведь получается, что бы человек ни делал, чего бы ни достигал, в основе лежит некая, так сказать, травма, которую он, как говорят психоаналитики, сублимирует: она в другом виде совсем предстает, но причина там, и он будет искать эту причину, чтобы соединить прошлое и настоящее.

А, скажем, поведенческая психология и психотерапия построены на том, что наше поведение – это некий навык, который либо подкрепляется, либо нет. Хорошо быть, к примеру, подтянутым, спортивным. Это помогает делать карьеру и прочее. И эти вещи укореняются в данном социуме.

– Как некая норма социальная?

– Да, как некая норма социальная. На Востоке раньше считалось, если мужчина к сорока годам не имел живот, то это было неприлично. Человек ест, ест, но остается стройным и чувствует себя неполноценным. Он как мальчик, и все относятся к нему как к мальчику. Вот это подкреплено традициями, понимаете? Здесь вся терапия в том, чтобы понять, правильный это навык или неправильный, и как его перевести в другое.

– Если позволите, уточнение. Если человек не вписался, в общество, где он родился, может ли он быть своим в другом, где перековывать его навыки не нужно?

– Я прошу прощения у коллег, что очень упрощаю, но для бихевиориста – поведенческого психолога – нормален тот, кто хорошо встроен в социум: встроен, и слава Богу! Если ты не встроен настолько, что начинаешь как бы испытывать угрызения, сложности всякие, иди к психотерапевту, и он тебя научит, то есть сделает мастером общения. Скажем, ты стесняешься? Давай тренироваться, как надо общаться.

– А тренинги личностного роста, такие популярные сейчас, это к чему относится?

– Тренинг... Вообще «личностный рост» – это очень мутное название. У меня, например, возникает вопрос: «Расти куда?». На этот вопрос обычно не отвечают, это неприличный вопрос в среде психологов. Критерии личностного роста определены очень слабо относительно стремления каждого человека и относительно всей концепции.

За всем лежит концепция. Клиент, скажем, хочет убрать проблему, идет к психотерапевту. Но в одном кабинете психотерапевт – психоаналитик, в другом психотерапевт – бихевиорист, тут психотерапевт, – но христианский. Из каждого кабинета выйдет разный человек, ведь страдание психическое – это не просто как зуб болел, а теперь не болит, нога хромала – теперь не хромает. Каждый раз пациент получает как некую добавку некоторый контекст, за которым он не шел, – скажем, из мировоззрения гуманистической психологии, как в том анекдоте. (Окончание следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/plod-very-vypusk-ot-17-marta

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс