Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (775) → Благодатная природа

Благодатная природа

№22 (775) / 9 июня ‘14

Книжная лавка

Бог создал человека как царя над всем животным миром, чтобы он владычествовал над рыбами морскими, над птицами небесными и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Из этого следует, что предназначение всякой твари состоит в служении человеку. Множество подтверждений этому содержится в Библии и в житиях святых. Подборка этих свидетельств стала источником для книги, которая называется «Животные рядом со святыми».

Книга составлена трудами сотрудников Миссионерско-просветительского центра «Шестодневъ», созданного в 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II для распространения святоотеческого учения о сотворении мира, жизни и человека, она приводит множество случаев чудесного проявления силы Божией, действующей на диких зверей по молитвам святых. Алфавитный указатель книги включает около 300 имен различных святых, многие упоминаются в книге неоднократно.

По словам архимандрита Алипия (Кастальского-Бороздина), «тот, кто любит Бога, не может не любить и сотворенный Им окружающий нас мир. Святые всегда с любовью и состраданием относились к птицам и животным и находили с их стороны благодарность. Если бы не было вокруг нас этого чудного растительного и животного мира, человек чувствовал бы себя страшно одиноким и несчастным. Эта неполнота жизни особенно ощущается в мегаполисах, где люди практически лишены общения с природой. Во многом поэтому наши современники грубеют и дичают, замыкаются в себе и теряют чувство сострадания к своим ближним».

В первой главе – рассказы о животных, которые в Ветхом Завете были предназначены для жертвоприношения. До грехопадения не было смерти, и Адам в Эдемском саду животных не приносил в жертву. Жертвоприношения начались сразу после потери райского состояния, и в эпоху Ветхого Завета они прообразовали собой кроткого и смиренного Христа – Агнца, Первенца, Спасителя мира. Самое последнее храмовое жертвоприношение, упоминаемое в Священном Писании, было совершено за 40-дневного Богомладенца. Этот обычай отменил Сам Иисус Христос. После Жертвы Сына Человеческого уже не могла иметь никакого искупительного значения жертва бессловесных тварей.

«Дух Божий, – наставляет преподобный Силуан Афонский, – учит душу любить все живое так, что и зеленеющего листа на дереве она не хочет повредить, и цветка полевого не хочет потоптать...». Святой пишет: «Один раз без нужды я убил муху... и трое суток плакал за свою жестокость к твари». Рассказывая о себе, святые учат нас бережному отношению к природе. И Священное Писание говорит нам: «Блажен муж, иже и скоты милует»... Во 2-й главе книги приведены примеры заботливого отношения святых к животным, когда благочестивые подвижники живут в соседстве с дикими зверями, кормят, спасают и лечат их.

Многие христианские подвижники, ведя уединенную аскетическую жизнь, делились своей скудной пищей с дикими зверями. Свидетельства об этом встречаются во многих святоотеческих источниках, в частности, в Лествице прп. Иоанна, игумена горы Синайской. Пищей делились с животными и птицами прпп. Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Герман Аляскинский и многие другие. Мало того, в присутствии святых «хищные звери не требовали мясной пищи, но довольствовались монашеской трапезой – хлебом и овощами».

После грехопадения связь между потерявшим свое царское достоинство властелином и одичавшими подданными оказалась разрушенной. Сегодня большинство животных, птиц и других созданий не способны оказывать прямое послушание повелениям человека. Поэтому послушание животных святым, без всякого сомнения, имеет благодатную природу. Как написано в житии преподобного Флорентия, «Сам Бог вразумил того зверя, коего отдал в подчинение угоднику Своему, и научил его понимать приказание старца и исполнять его волю». А мученик Вит, укротивший лютого льва, так объяснил царю-мучителю свои действия: «Все делает сила Христа, Бога моего; огонь и зверь, как создания Божии, повинуются воле Создателя своего, а не мне, и почитают Творца своего, тебе же причиняют великий стыд: ибо огонь, будучи бездушной тварью, и зверь, будучи бессловесным созданием, знают создавшего их Бога». Примерами дивного послушания животных святым украшены многие жития угодников Божиих, и некоторые из них собраны в 3-й главе (об ответном почтительном и благоговейном отношении животных к человеку рассказывается с соответствующими примерами в 4-й главе).

И не только при жизни святых проявлялась эта забота, но и после их преставления дикие звери воздавали честь угодникам Божиим. Это закон. Но не из области естествознания, а из области духовной науки – аскетики. Все это обеспечивается и действует благодатной силой Божией и определяется Его Промыслом. Об этом свидетельствуют и следующие пять глав данной книги.

Как считает отец Алипий, данный сборник поможет читателям «вспомнить о «братьях наших меньших», которые часто нуждаются в нашем внимании и заботе. Нельзя обижать животных, нужно заботиться о них, но нельзя и страстно привязываться к ним и забывать о «едином на потребу».

 

В других номерах:

№36 (741) / 23 сентября ‘13

Книжная лавка

На Святой Земле

Андрей Печерин

№23 (164) / 15 августа ‘01

Книжная лавка

Что нужно прочитать

№27 (168) / 1 октября ‘01

Книжная лавка

Что нужно прочитать

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс