Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №№17–20 (2014)
В Екатеринбургской епархии есть уникальный вуз – Миссионерский институт. Что это за институт, кто в нем учится и чему, мы попросили рассказать его ректора и некоторых преподавателей.
Миссионерский институт был создан при Ново-Тихвинском женском монастыре на базе Миссионерских курсов, которые 10 лет готовили слушателей к миссионерскому служению и одновременно просвещали и активно воцерковляли самих миссионеров. Их закончили десятки человек из Екатеринбурга, Первоуральска, Среднеуральска, Полевского и др. городов Свердловской области. Три года, которые предшествовали созданию института, Миссионерские курсы были Высшими миссионерскими курсами: срок обучения увеличился с трех до пяти лет, был собран коллектив высококвалифицированных специалистов – богословов, священников, университетских профессоров. Но, главным образом, потому, что на Курсах стали осваивать государственный стандарт высшего профессионального образования «Бакалавр теологии». На Курсы для чтения лекций приезжали известные ученые из Москвы. Была создана и опробована модель вуза. И вот в Миссионерском институте уже три курса, на которых учится 90 человек, два отделения – вечернее и заочное, а с 1 сентября 2014 г. начнет действовать и дневное. Обучение в институте на всех отделениях бесплатное.
Выпускники Миссионерского института получат диплом о высшем образовании, в котором будет написано: «Бакалавр теологии». Они смогут работать учителями «Основ религиозных культур и светской этики», преподавателями Закона Божия в церковно-приходских школах, экспертами по вопросам религии в государственных учреждениях и учреждениях культуры, методистами на теологических и религиоведческих кафедрах в вузах, библиотекарями в православных библиотеках, на православном радио и телевидении, в православных издательствах, катехизаторами на приходах, руководителями молодежных центров при храмах, работниками духовно-просветительских центров, социальными работниками на приходах.
Бакалавры теологии могут продолжить обучение в магистратурах любых вузов. По благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла в этом году Миссионерский институт стал епархиальным институтом.
Изучая латинский язык, студенты приобщались к философской и богословской мысли христианского мира Запада. Необходимо было и глубокое знакомство с церковно-славянским языком (называемым просто «славянским» или «словенским») – языком православного богослужения. Древние языки были средством образования, потому что преподавание всех предметов в духовной школе вплоть до XIX века велось именно на них. Поэтому на начальных курсах так много дисциплин было посвящено древним языкам. Грамматика, поэтика, риторика и даже стихосложение считались обязательными для тех, кто получал духовное образование. Сегодня древние языки – это вспомогательные для богословского образования дисциплины. Напомним, что древнегреческий – это язык античной греческой культуры, к которой восходит цивилизация всего современного европейского мира. Это один из языков Ветхого Завета, который еще до Рождества Христова был переведен на греческий язык с еврейского (перевод называется Септуагинта, от греческого слова «семьдесят», так как, по Преданию, он был сделан семьюдесятью двумя еврейскими мудрецами). Это язык и Нового Завета, большинство или даже все книги которого были изначально написаны на древнегреческом. Это язык православного богослужения Восточной Церкви, язык восточных святых отцов, язык православного богословия, на который, кстати, оказала влияние и классическая греческая философская традиция. Латинский язык – это язык классической античной культуры в ее римском варианте. Это богослужебный язык Православной Церкви Западного мира (отпадение которой от Вселенского Православия произошло только в XI веке). Это язык трудов западных отцов и учителей Церкви – многие них почитаются нами как святые...
Что же касается церковно-славянского языка, то этот язык существенно моложе двух классических языков. Но все-таки современный церковно-славянский язык, язык Священного Писания и богослужения нашей Церкви, восходит к древней форме языка, созданного в IX веке святыми мужами – братьями Кириллом и Мефодием для проповеди христианства и богослужения в славянских землях. Вместе с христианством в Древнюю Русь пришел и церковно-славянский язык. Близость его древнерусскому языку помогла нашим предкам принять христианство и сделать церковно-славянский язык родным для себя. Более того, история формирования русского языка и история существования церковно-славянского языка на Руси и позже – в России, тесно переплетены между собой. Похожесть наших языков может привести к ошибочному толкованию фразы. Изучение церковно-славянского языка как самостоятельной дисциплины помогает избежать таких ошибок и явить скрытые смыслы в таких фрагментах текста, которые интуитивно кажутся понятными. Систематическое изучение любого языка очень полезно для развития научного мышления в целом. Изучение языка дисциплинирует ум и оттачивает мысль. И в этом плане великое наследие древних языков трудно переоценить.
В заключение нашей беседы ректор Н.А. Дьячкова сказала: «Девиз наших студентов – «Учиться, чтобы учить!». Это значит, что они учатся сегодня, чтобы учить других завтра. Они учатся, чтобы просвещать своих соотечественников светом христианства. Для этого и был создан Миссионерский институт».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.