Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №№17–18 (2014)
Замечен интересный факт: наука тяготеет к христианству, а лженаука – к сектам. Одной из характерных особенностей современной магии, экстрасенсорики, эзотерики, парапсихологии и пр. стала попытка опереться на естественнонаучную базу. Искаженные религиозные представления о мире пытаются обосновать якобы имеющимися экспериментальными данными и новыми физическими теориями. Вот почему православному миссионеру так важно представлять современную научную картину мира, знать, как отличить науку от лженауки, уметь отстоять свою точку зрения в споре с представителями нетрадиционных религий. В нашем вузе работает семинар «Диалог науки и религии», на котором рассматриваются наиболее острые проблемы на стыке теологии и естествознания.
А зачем будущему теологу изучать логику? Вроде все мы мыслить умеем и представление о том, что такое логика, имеем. Правда, не всегда обыденное представление о логике является правильным.
Логика − одна из древнейших наук, развитие которой продолжается более, чем два с половиной тысячелетия. Вот факт из истории. В учебных заведениях средневековой Европы основой образования являлись семь свободных искусств. В начальных школах изучали тривиум: грамматику, логику и риторику. Поэтому начальные школы назывались элементарными или тривиальными. Далее шел квадриум, включающий в себя арифметику, геометрию, астрологию и музыку (гармонику). Человек, изучивший эти семь свободных искусств, мог получать дальнейшее образование в университете.
В России до 1959 г. логику изучали в средней школе. Затем ее отменили да так до сих пор и не возвратили. В настоящее время логику в школах не изучают. Большинство вузовских учебных программ также не содержит курсов логики. Может быть, поэтому страницы интернета полны бесплодными и часто бессмысленными спорами, в которых нельзя понять, кто какую точку зрения отстаивает, какие аргументы использует, достаточны ли они. Особенно обидно читать страницы, где идет обсуждение вопроса «Есть ли Бог?». Человек, изучавший логику, сразу же поймет, что логические доказательства, равно как и опровержения существования Бога, бесплодны. Это показано и в нашем курсе логики, и в ряде других дисциплин.
Современный человек имеет переизбыток информации. Но информация не есть знание. Чтобы превратить информацию в знание, нужна серьезная внутренняя работа, нужна тренировка мышления по законам логики. Чтобы знать, в какой спор следует вступать, а в какой нет, как быть убедительным в споре, как выстроить речь так, чтобы тебя слушали, – все это требует знаний и тренировки. В частности, тренировки логической.
О дисциплинах исторического цикла, изучаемых в Миссионерском институте, мы попросили рассказать Алексея Геннадьевича Мосина, доктора исторических наук, заведующего кафедрой истории:
– Для получения полноценного теологического образования большое значение имеет знание истории. Исторические курсы в нашем институте ведут сотрудники кафедры истории, имеющие ученые степени докторов и кандидатов наук. Они преподают одновременно в Уральском федеральном университете и Екатеринбургской Духовной семинарии. Это доктор исторических наук профессор УрФУ А.Г. Чевтаев; протоиерей Петр Мангилев, кандидат исторических наук, доцент; священник Иоанн Никулин, кандидат богословия, кандидат исторических наук; Ю.А. Русина, кандидат исторических наук, доцент УрФУ. (Продолжение следует)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.