Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (773) → Константин Корепанов: Печальные последствия катаклизмов

Константин Корепанов: Печальные последствия катаклизмов

№20 (773) / 27 мая ‘14

Читаем Ветхий Завет

Мы говорим снова о Книге святого пророка Иеремии. Сегодня хотелось бы остановиться на одной из основных тем Книги – обличении израильского народа, а точнее, жителей города Иерусалима. За что же их Бог устами пророка обличает?

Великих грехов, которые, по мысли Священного Писания, взывают к отмщению Божию, четыре – с Бог примириться не может, они разрушают весь замысел Его о человеческом существовании, о месте человека в этом мире. Очень важно прислушаться, за что Бог обличает жителей Иерусалима. Мы должны понять эти слова так, что если народ допускает грех в своей повседневной жизни (именно народ, а не один человек), то наказание неизбежно. Это не какой-то частный случай, и мы не можем, читая обличения пророка Иеремии, сказать: «Да, они нехорошо жили, и поэтому за них такая кара свалилась» – надо понимать, что если какой-либо народ допускает эти явления, его ждет такая же судьба.

Итак, что это за великие четыре греха? Самый страшный – идолопоклонство. Больше всего в этом отношении постарался сделать нечестивый царь Манассия, о котором мы уже беседовали, когда читали Четвертую Книгу Царств, где упоминался этот царь – нечестивейший из всех царей иудейских, который ввел идолопоклонство, возведя его фактически в ранг государственной религии. Он поставил идол Астарты в храме Божием и устроил буквально мерзость запустения на святом месте: вместо кадильного алтаря стоял идол Астарты, и в храме, где должны были возноситься молитвы к Богу, совершались мерзости языческие, включая всеобщий разврат и пьянство. На каждом перекрестке Иерусалима, на каждой высокой горе, под каждым высоким деревом, в каждом значительном здании, во всех присутственных местах стояли статуи Ваала и Астарты, и им совершались разные языческие мерзости. Фактически он царским указом, царским примером ввел в великий соблазн весь израильский народ.

Даже правь он не очень долго, это наверняка оставило бы след в душах человеческих, а он правил около 50 лет! Слишком большой срок был его нечестия и слишком маленький срок для того, чтобы это нечестие исправить. Опыт царя Манассии заставляет задуматься об очень важных явлениях, происходящих в обществе, когда власть имущие – те, кто по замыслу Бога должны заботиться об институте власти, – начинают уклоняться в нечестие и сознательно развращать народ, последствия этого всегда катастрофические. Это ставит под вопрос само существование нации, государственного образования или религиозной системы. Когда насильственно разрывается традиция опыта духовной жизни, которая, по естественному ходу вещей, должна передаваться из поколение в поколение, как это случилось при царе Манассии, ничего хорошего не будет. Воспиталось новое поколение, которое не желало и не умело чтить ни веру своих предков, ни их традиции, ни обычаи – оно 40 с лишним лет росло, не имея вообще никаких свидетельств о вере.

Конечно, сохранились семьи (так всегда было и всегда будет), которые чтили Бога и как могли исполняли Закон Божий.

Но огромная масса народа, целое поколение выросло абсолютно вне всякой преемственности. Разумеется, оставить после себя благочестивое потомство это поколение не могло. Вот это и есть страшный надлом, который практически государство после царя Манассии так и не смогло преодолеть, не смогло вырваться из той духовной бездны, в которую свалил все общество этот царь. И (пусть сам он лично смог покаяться, умолить Бога о милосердии, и Бог услышал его и освободил его от уз) исправить все последствия он уже не смог. Это свидетельство того, как много зависит от власти, от того, какими духовными ценностями она руководствуется и что она внушает своему народу.

Мы в нашей стране переживали такие разломы не раз – и в годы революции 17-го года, и в 90-е годы, когда действиями людей, обличенных властью, фактически разрывалась преемственность одного поколения с другим, отвергалось прошлое. Мы понимаем, изумляемся и ужасаемся тому, как легко разрушить сложившиеся институты общественной жизни, культуру, традиции – и как трудно пытаться все это восстановить. Здание восстановить из руин можно, души человеческие – намного труднее, а уж традиции, духовный фундамент народа – для этого требуются десятилетия очень спокойной жизни, направленные на их созидание.

 
Миссионерский институт

Учиться, чтобы учить

Продолжение. Начало в №№17–19 (2014)В Екатеринбургской епархии есть уникальный вуз – Миссионерский институт. Что это за институт, кто в нем учится и чему, мы попросили рассказать его ректора и некоторых преподавателей.Миссионерский институт был создан при Ново-Тихвинском женском монастыре на базе Миссионерских курсов, которые 10 лет готовили слушателей к миссионерскому служению и одновременно просвещали и активно воцерковляли самих миссионеров. Их закончили десятки человек из Екатеринбурга, Первоуральска, Среднеуральска, Полевского и др. городов Свердловской области. Три года, которые предшествовали созданию института, Миссионерские курсы были Высшими миссионерскими курсами: срок обучения увеличился с трех до пяти лет, был собран коллектив высококвалифицированных специалистов – богословов, священников, университетских профессоров. Но, главным образом, потому, что на Курсах стали осваивать государственный стандарт высшего профессионального образования «Бакалавр теологии». На Курсы для чтения лекций приезжали известные ученые из Москвы. Была создана и опробована модель вуза. И вот в Миссионерском институте уже три курса, на которых учится 90 человек, два отделения – вечернее и заочное, а с 1 сентября 2014 г. начнет действовать и дневное. Обучение в институте на всех отделениях бесплатное.Выпускники Миссионерского института получат диплом о высшем образовании, в котором будет написано: «Бакалавр теологии». Они смогут работать учителями «Основ религиозных культур и светской этики», преподавателями Закона Божия в церковно-приходских школах, экспертами по вопросам религии в государственных учреждениях и учреждениях культуры, методистами на теологических и религиоведческих кафедрах в вузах, библиотекарями в православных библиотеках, на православном радио и телевидении, в православных издательствах, катехизаторами на приходах, руководителями молодежных центров при храмах, работниками духовно-просветительских центров, социальными работниками на приходах.Бакалавры теологии могут продолжить обучение в магистратурах любых вузов. По благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла в этом году Миссионерский институт стал епархиальным институтом.Помимо общих курсов по истории России и всеобщей истории, преподается широкий круг частных исторических дисциплин, таких, как: история Византии, Россия и мир: XX–XXI вв.. Они призваны не только вооружить студентов специальными историческими знаниями, но и заложить фундамент исторического восприятия всех изучаемых предметов и явлений.Большой комплекс дисциплин позволяет изучить исторические условия возникновения и закономерности развития христианства и Православия, определить их место в системе мировых религий, показать современное состояние различных христианских конфессий, дать представление об этапах развития теологических знаний. Это – история Древней христианской Церкви, история Русской Православной Церкви, новейшая история Русской Православной Церкви, история Поместных Церквей, библейская археология, расколоведение.Ряд дисциплин призван создать историко-культурный фон, способствующий восприятию курсов, традиционных для направления «Теология», среди них – история и теория христианского искусства, история и теория мировой художественной культуры, история философии. Из широкого круга специальных исторических дисциплин, которые прививают вкус к работе с источниками, преподаватели нашей кафедры читают курсы «Общее источниковедение», «Историческая антропонимия», «Русская генеалогия». При этом практические занятия по генеалогии ставят своей целью научить студентов навыкам составления родословия их семей.Важной составляющей образования будущих теологов являются курсы, основанные целиком на истории Урала: история старообрядчества, история Урала, история Церкви на Урале. Это и понятно: наши студенты свои знания будут реализовывать, как правило, в пределах Уральского региона.Сотрудники кафедры ведут научную работу. Студенты, специализирующиеся по историческому профилю подготовки, имеют возможность участвовать в исследованиях кафедры: работать в архивах, готовить научные публикации, выступать с докладами на научных конференциях. Уже сегодня они пишут курсовые работы по дисциплинам кафедры истории.В институте студенты изучают древние языки. В необходимости церковно-славянского языка не сомневается никто, но для чего теологам нужно знать латинский и древнегреческий? Об этом рассказывает Сергей Олегович Горяев, кандидат филологических наук, доцент: – Древние языки в духовном образовании России всегда имели особое значение. Это отражено даже в названии первого высшего учебного заведения России, которым стала Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 году. Три языка были источником образованности: греческий, латинский и церковно-славянский. Студенты изучали древнегреческий язык, а вместе с ним и греческую культурную и интеллектуальную традицию, важнейшую часть которой составляет православное богословие. (Окончание следует)

 
Книжная полка

Андрей Печерин: «Есть у тебя Слово Божие…»

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс