Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №№ 5 – 15 (2014)
Предлагаем вашему вниманию курс лекций серии «Школа покаяния» под названием «О пути ко спасению». Автор лекций Сергей Михайлович Масленников – преподаватель воскресной школы для взрослых при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (на 7 Ключах, г. Екатеринбург). Беседы проводились в 2003–2007 гг., но актуальны и сегодня – они основаны на творениях учителей Церкви, содержат множество примеров из жизни современных прихожан.
Мы продолжаем рассказ о дисках из серии «Школа покаяния». Лекции, общей продолжительностью более 180 часов, были прочитаны несколько лет тому назад преподавателем воскресной школы при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах города Екатеринбурга Сергеем Михайловичем Масленниковым.
Автор, опираясь на творения святых отцов, говорит слушателям о пути спасения доступным и понятным языком, сопровождая повествование примерами из жизни. И таких полезных примеров в лекциях немало: автор проработал в приходе катехизатором около 10 лет и находился в непосредственном общении с людьми. В чем функция любого преподавателя? Самому изучить тему, освоить ее на практике и передать приобретенный опыт своим ученикам. Именно так, с помощью педагогов, мы обучались элементарным навыкам чтения, письма, счета и др. И для приобретения навыка вождения машины нужен опытный инструктор. То же необходимо сказать о вере и покаянии. Готовы ли мы самостоятельно по творениям святых отцов овладеть наукой спасения? Если кто-то и сможет, – слава Богу! Но для большинства современных христиан нужны пояснения. И тем, кто в них нуждается, помогут эти лекции.
Диск, о котором пойдет речь в этом номере, называется «Тайны христианства»: многие вопросы веры для современных христиан продолжают оставаться неизвестными, но не потому, что они не раскрыты в вероучении Церкви, а чаще по причине нашего нерадения – нежелания изучать веру или неспособности понять прочитанное. По этим досадным причинам многие истины веры остаются для нас неоткрытыми тайнами. Но не опасно ли это? Не опасно ли, например, причащаться, не понимая духовного смысла этого великого таинства? Разве не важно знать, какие существуют условия для принятия Христа, и кому причащаться нельзя? Неужели нас не интересует: когда таинство Причащения бывает во спасение, а когда в осуждение и в смерть вечную? Задумывались ли мы, как часто нужно причащаться и кого можно включать в записки на проскомидию?
Эти и другие вопросы рассматриваются в 11 лекциях под названием «О Святых Христовых Таинах». Полезно будет прослушать их тем, кто думает приступать к таинству святого Причащения осознанно, с необходимой подготовкой, чтобы причащаться «во оставление грехов и в жизнь вечную».
В беседах автор, ссылаясь на творения святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Симеона Нового Богослова, блаженного Симеона Солунского, преподобного Никодима Святогорца и святителя Макария Коринфского, подробно разбирает тему о святом Причащении, показывая, что учение об этом великом таинстве изложено у святых отцов вполне доступно и понятно. Мнения их совпадают по духовному смыслу, хотя и были высказаны ими в разные века. Слова их должны быть приняты нами без изменений и нововведений, потому что это слова Святого Духа, слова Истины, презирать которую очень опасно! Не будем пытаться сами, своим поврежденным умом, проникнуть в великие тайны веры, чтобы не оказаться в ловушке, не стать отступниками и богохульниками, не родить на погибель себе и другим какое-то новое кривое предание! Будем опираться на мнение признанных учителей Церкви.
В лекциях автор приводит и объясняет 5 причин, запрещающих человеку причащаться, ссылаясь, опять же, на мнение святых отцов. Каждый может проверить себя, не попадает ли и он под этот запрет? Если препятствия не устранить, то Причастие будет в осуждение. Последствия этого – скорби, беды и болезни во временной жизни, а если не исправимся, то вечная мука в аду. Страшно, братья и сестры, нам, православным, находясь возле Источника вечной жизни, угодить в вечную смерть.
Чтобы Причастие не обернулось в осуждение, далеко не достаточно, как это обычно говорится, всего лишь несколько дней поститься, вычитать положенное молитвенное правило, быть на вечерней службе и на Исповеди. Все эти условия могут быть выполнены формально, без сокрушения сердца. Но без главного – без покаяния – все второстепенное не может дать пользы. И пост, и молитвенное правило, и посещение богослужения, и Исповедь – это только средства обретения правильного состояния духа, при котором Христос может войти в наше сердце и задержаться в нем.
Но если сердце наше похоже на расколотый сосуд, как в нем удержать принятого Господа? Да и кто будет наливать жидкость, тем более какую-нибудь драгоценную, в прохудившуюся емкость? Если в обычной жизни мы такого не делаем, то почему о Боге позволяем себе думать так, будто Ему эти вещи не понятны? Считаем, что Христос будет вливать драгоценную Кровь Свою в наше дырявое сердце? Или, по выражению одного из отцов, если сердце наше похоже на желоб, то может ли в нем удержаться святыня? Не выплеснем ли мы ее вон, в грязь, на попрание? Не так ли сделали те, кто распял Христа? Совершенно неслучайно грех недостойного Причастия – самый тяжкий и сравнивается отцами именно с грехом богоубийства.
После недостойного Причастия бывают неуправляемые вспышки страстей, беды, болезни и даже неожиданные смерти, о чем предупреждал христиан коринфской общины апостол Павел (см: 1 Кор. 11). Имеем ли мы способность критически оценить плоды своего Причастия? Как обернулось оно нам – во спасение или в смерть вечную? Внимательно ли мы наблюдаем за собой после принятия Тела и Крови Христовых? К чему располагается душа охотнее: к духовному или ко греховному? Хочется молиться, читать духовную литературу или болтать по телефону, бегать по магазинам и смотреть телевизор? Углубляются ли сокрушение сердца и нищета духа, или же возрастают самомнение и превозношение? Способны мы легко уступить в маловажном вопросе, смирившись пред ближним, или хотим обязательно настоять на своем, утверждая свою мнимую праведность? Стали кротки – или не можем сдержать своего гнева?
К сожалению, последствия Причастия мы рассматривать не привыкли, ошибки недостойного причащения не находим и их не устраняем. Так и живем, не делая никаких выводов. Бывает так, что люди совсем запутываются: и причащаться обязательно нужно, и после принятия таинства беды одолевают, – а некоторые вообще никаких перемен не наблюдают и доходят до отчаяния, не видя выхода, а другие еще хуже, впадают в какое-то странное состояние эйфории вместо покаяния. При этом одни советуют причащаться чаще, другие – реже, третьи – только по праздникам, а жизнь все не меняется.
Но причина недостойного Причастия бывает внутри самого человека. Это может быть или нераскаянный смертный грех, или страсть, оставленная без борьбы (а то еще и любимая), или искаженные понятия веры – ереси, или даже неверие, выражающееся в незнании и неисполнении Евангельских заповедей. Практика жизни показывает, что нередко в человеке присутствуют все эти проблемы. Как же тогда Причастие будет во спасение? Напомним, грех недостойного Причащения отцы сравнивают с грехом богоубийства! Стоит задуматься.
В лекции приведены слова блаженного Симеона Солунского, запрещающего поминовение на проскомидии тех сродников или знакомых, которые живут без покаяния, не исполняют заповеди Христовы, пребывают во грехах, не хотят исправляться, не посещают храм, не молятся, не постятся, сами добровольно не исповедаются и не причащаются; стоит узнать, кого из усопших сродников разрешали поминать святые отцы, а кого запрещали. В них рассмотрено и множество других практических вопросов, связанных с Причастием. Знание их – необходимо для спасения.
В заключение напомним, что автор лекций составил книгу «О святом Причащении», где собрал высказывания святых отцов, на которых он ссылается в своих лекциях.
(Продолжение следует)
Содержание диска «Достойные плоды покаяния»
1. Покаяние как исправление ума.
2. Покаяние. Воздушные мытарства и духовное прохождение их на земле (начало).
3. Покаяние. Воздушные мытарства и духовное прохождение их на земле (окончание).
4. Достойные плоды покаяния (начало).
5. Достойные плоды покаяния (продолжение).
6. Достойные плоды покаяния (окончание).
7. Покаяние как крестоношение (начало).
8. Покаяние как крестоношение (окончание).
9. Покаяние на примере жития прп. Марии Египетской.
10. Покаяние как отречение не только от своей греховности, но и от мнимой праведности.
Дорогие читатели, если у вас возникнут вопросы по прослушанным материалам, вы можете задавать их непосредственно автору бесед на сайте www.уралзвон.рф на странице «Задать вопрос» (верхнее меню). Ответы на вопросы вы получите на ваш электронный ящик. Также вопросы можно присылать по почте: 620026, г. Екатеринбург, а/я 129.
Храни Вас Господь!
Содержание цикла:
Продолжение. Начало в №14 (767) На вопросы отвечает епископ Назарий Кронштадтский, наместник Александро-Невской Лавры. – Владыка, у нас первый звонок – из Костромской области. – Меня зовут Павел, скажите, пожалуйста, сколько сейчас братии в Лавре, и есть ли там послушники и трудники, и чем они занимаются, кроме духовной жизни, какие
У человека есть возможность выбратьУ пророка Исаии есть еще такое представление, связанное с последними судьбами мира, о том, что наступит день, когда Господь поразит Левиафана (Левиафан – тоже образ сатаны, образ противника Божия). Образ Левиафана раскрывается вполне в Книге Иова, когда
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.