Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (767) → Молитва – неизбывная радость души

Молитва – неизбывная радость души

№14 (767) / 7 апреля ‘14

Духовные размышления

Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г. Москва).

– Мне вспоминается, как в юности я однажды посетил сердце России – Троице-Сергиеву Лавру и совсем неожиданно для себя имел беседу с насельником прославленного монастыря, впоследствии наместником Оптиной Пустыни (он и поныне, по благословению Святейшего Патриарха, ею управляет), тогда еще игуменом Венедиктом. Умудренный летами батюшка, беседуя с нами, студентами университета, с улыбкой спрашивал нас: «Когда человек чувствует себя всего более счастливым?». Мы делились размышлениями, а после он, взяв инициативу в свои руки, сказал: «Самые счастливые минуты, мгновения нашей жизни имеют место тогда, когда в завершение дня вы уединяетесь и по молитвослову или по памяти читаете вечерние молитвы. Горит свеча или мерцает лампада, на вас смотрят с домашних икон лики святых, а вы смотрите в вечность, чувствуя на себе взор Отца Небесного. Никто и ничто не отвлекает вас от собеседования с Господом Богом, сотворившим Небо и землю и воззвавшим вас из небытия в бытие. И тогда-то, когда каждое слово, вами произносимое, уходит в вечность, а вы чувствуете, что и мысли, и сердечные намерения, и воспоминания, и все ваши мечты собраны в единый луч молитвы, к вам приходит понимание, что большего счастья нет ни на земле, ни на Небе. Для верного Богу христианина вечернее моление слаще меда, вкуснее холодной и прозрачной ключевой воды. Для нас молитва – это самый воздух, свет, которыми просвещается бессмертная человеческая душа. Хорошо бывает человеку, утомленному жизнью в большом и шумном городе, оказаться на лоне нетронутой природы, взглянуть на небеса, насладиться прогулкой по березовой роще, услышать пение птиц по весне, может быть, увидеть первый ландыш расцветший, но еще лучше вот так обратиться к Богу – от уст к устам, от сердца – к сердцу и восчувствовать священное безмолвие, когда Божия благодать золотыми нитями потоком льется и делает христианина ангелом во плоти».

Услышав такое размышление, мы, молодые люди, уже прилежно ходившие в храм по воскресным дням, не могли не признать справедливость слов благочестивого насельника Троице-Сергиевой Лавры.

Хочу задать вам второй вопрос: а что может сделать христианина еще более счастливым, чем собеседование с Творцом на закате дня? И сам на этот вопрос отвечаю: неизбывная радость души – молиться о других, полагать к стопам Христа Спасителя или влагать в Его руки, в Его уши имена ближних и дальних, молиться со вниманием и любовью за тех, кто твоих молитв ждет или не ждет, однако и сам хотел бы быть счастливым, спасенным, хотел бы унаследовать Небесные Обители.

Вот почему, думается мне, вечернее правило предоставляет нам возможность, прежде чем мы отложим в сторону молитвослов и отойдем ко сну, помолиться за други своя, объять сердцем многих и многих людей, иные из которых на стороне далече, то есть скончались, перешли за грань земного бытия, а другие, будучи близки нам духом, отстоят от нас телом (сами знаете, как жизнь разбрасывает закадычных друзей, часто расселяя их на разных материках). И оказывается, что в час вечерней молитвы мы можем собрать воедино и сродников, и соработников, и наших детей, уже выросших, и детей их детей, если вам за 70. Вы можете, как будто на воздушном шаре, приподнявшись над землей, с высоты птичьего полета обозреть свое милое прошлое, тревожное настоящее, неизвестное будущее. Вы можете, если Бог дает вам Духа Своего, помолиться вместе со святым преподобным Силуаном Афонским не только за ушедшие поколения, но и за еще не народившиеся, притом молиться, как за живых, потому что Бог дает человеческому сердцу удивительную возможность любовью объять век видимый и невидимый, делая христианина подлинным ангелом, предстоящим Божию Престолу и проливающим моления своя за судьбы земные.

Давайте спустимся с Неба на землю и вспомним, каково же первое прошение в предпоследней молитве вечернего правила, которая побуждает нас участвовать по-доброму в судьбе окружающих нас людей: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче». Вот уж удивительная молитва. Если люди, живущие землей и только землей, мирские, светские, советские пытаются либо вычеркнуть из памяти своих обидчиков, забыть, как будто их никогда не было, либо поминают злом (есть даже такой грех – злопомнение), то христианин молится о ненавидящих, не любящих его, ужасаясь ожесточенному состоянию их сердца, просит Господа Бога умягчить их души, поворотить от тьмы к свету, внушить им благую мысль покаяться, простить их вольные и невольные согрешения, дабы перед Страшным Судом оставалась возможность побрататься тем, кто нос друг от друга воротит. И если мы не будем легкомысленными и не станем повторять эту молитву механически, но вложим в нее частичку души: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче», – то только за одно это прошение Бог дарует нам благодать Святого Духа, потому что молящийся за нелюбящих его исполняет тем самым Евангельскую заповедь: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд есть, будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть». Аминь!

Полная версия беседы


Смотрите программу «Духовные размышления» протоиерея Артемия Владимирова на телеканале «Союз»: понедельник 18.30, вторник 12.45, суббота 23.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Смирнов: Нужно все время взвешивать…

Ведущий протоиерей Александр Березовский

На вопросы отвечает протоиерей Димитрий Смирнов. – Первый звонок, батюшка. – Вас беспокоит раб Божий Владимир из Подольска, Подмосковье. Вопрос такой: в Евангелии от Матфея написано, как будет Господь судить людей. Есть ли толкование на этот эпизод из Евангелия – так ли это будет, как говорит Господь, или это аллегория?

 
Афон

Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

Продолжение. Начало в №№ 34 (2013) – 13 (2014) На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед. – Если игумен видит, что не соответствует своему месту, может ли он просить владыку об увольнении? – Просить, конечно, можно, но что делать епископу, если каждый монах начнет просить об отставке?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс