Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (758) → Иеромонах Аркадий (Логинов): Божественная литургия – смысл жизни Церкви

Иеромонах Аркадий (Логинов): Божественная литургия – смысл жизни Церкви

№5 (758) / 3 февраля ‘14

Ведущий Тимофей ОбуховБеседы с батюшкой

Окончание. Начало в №4 (757)

На вопросы отвечает проректор Екатеринбургской Духовной семинарии иеромонах Аркадий (Логинов).

– Мой вопрос: распространено, к сожалению, мнение, что каяться можно вне Церкви и без священника, поскольку Бог и так все видит, а священнику исповедоваться нельзя, он – человек. Исповедь священнику называют всего лишь традицией, основанной на Писании. Подскажите, пожалуйста, как аргументировать необходимость Исповеди и покаяния именно в Церкви?

– Эти собеседники аргументы, скорее всего, не услышат. Я глубоко убежден, исходя из своего (немалого) опыта пастырской работы: люди, которые так говорят, просто пытаются оправдать самих себя. Человек чувствует угрызения совести – и пытается себя успокоить. Это из-за духовной лености, прежде всего.

Мы говорим об Исповеди, Покаянии именно как о таинстве. Без сомнения, Бог ведает и все наше бывшее, и все, что имеет быть (здесь ни в коем случае нельзя говорить о предопределении, всеведение Божие имеет совершенно другое основание). То, что «Бог знает», ситуацию не меняет – важно, чтобы в покаянии человек вернулся в такое состояние разума, которое бы открыло ему: чтобы победить грех, его нужно обнажить. В истории Церкви, кстати, первоначальная форма таинства Покаяния – это публичная Исповедь; нынешняя форма таинства, когда человек исповедуется только перед священником, уже более поздняя, она, скорее, есть снисхождение.

Вопрос нужно ставить так: если человек хочет победить грех, если он действительно в нем раскаивается, он не постесняется обнажить его перед священником. Это и означает гласное признание того, что «Бог знает». Но говоря об этом пред Богом, ты доверяешь Ему и даешь возможность врачевания – это начало исцеления, начало врачевания греха.

– Батюшка, еще звонок.

– Я звоню из Екатеринбурга. Меня смущает поведение наших священников в алтаре: во время Литургии есть моменты – разрешается разговаривать священнику, и это слышат прихожане. Хочется не осуждать, а понять, хорошо ли, когда в алтаре разговаривают священники? Объясните, пожалуйста.

– Я этого тоже не могу понять. Такое случается, но абсолютно с вами согласен – это вещь совершенно недопустимая. Прискорбно, что так происходит... Я бы хотел быть услышанным своим собратьями-священнослужителями. Хочу обратиться к ним. Литургия полностью в молитве, пение постоянно перемежается молитвой: постоянно ектеньи, молитвы, они все время соседствуют – чинопоследование Божественной литургии в меньшей степени было подвергнуто каким-либо изменениям, там просто нет ни возможности, ни времени что-то обсуждать… Это и негативно сказывается на восприятии людьми молящимися – действительно, бывает очень некрасиво, когда что-то слышно из алтаря помимо слов молитвы.

– Батюшка, еще звонок.

– Раба Божия Любовь. Мне 58 лет, живу в сельской местности, ближайшая от нас церковь в 80-ти километрах. Вопрос такой: я хожу в староверческую церковь, но смотрю канал «Союз», мне очень нравятся многие программы, а наш батюшка говорит, что нельзя смотреть православные передачи. Грех ли это? На Исповеди уже столько раз была, но батюшка меня не допускает к Причастию, объясняет это тем, что я с мужем живу невенчанная. А я с мужем живу уже 40 лет. Батюшка говорит, раз муж не хочет венчаться и в церковь ходить, надо разводиться. Поясните, пожалуйста, как мне поступать?

– Этот вопрос обсуждать бы следовало с духовником. Мне очень трудно об этом говорить: телезрительница обозначила несколько иную конфессиональную принадлежность, а я могу ссылаться на документы Русской Православной Церкви. В основах ее Социальной концепции проговаривается как раз обязательность Венчания. Русская Православная Церковь считает, что для православных христиан благословение их брака очень важно и нужно к нему стремиться, но не считает блудным сожительством заключенный по всей форме брак, не освященный таинством.

Достаточно обратиться к учению апостола Павла о браке, к писаниям отцов – тогда тоже была ситуация схожая, один из супругов мог уверовать, а другой нет, в языческом обществе это было нередко. И никто в этой ситуации не требовал развода от христианина. Более того, апостол Павел прямо говорит, что верующей женой спасается муж, и наоборот. Поэтому, думаю, в этой ситуации совершенно неправильно требовать развода и отлучать человека от Причастия. Но указывать здесь не берусь и не могу.

Полная версия беседы


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз»: ежедневно 22-00 прямой эфир (кроме субботы), на следующий день 13-00 повтор (кроме воскресенья). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефоны прямого эфира: Москва (495) 781-49-54, Санкт-Петербург (812) 677-62-44, Екатеринбург (343) 379-65-70

 
Школа покаяния

О пути ко спасению

Мы предлагаем вашему вниманию курс лекций серии «Школа покаяния» под названием «О пути ко спасению», состоящий из 13 дисков общим звучанием более 160 часов. Автор лекций Сергей Михайлович Масленников – преподаватель воскресной школы для взрослых при храме в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (на 7 Ключах, г. Екатеринбург). Беседы проводились в 2003–2007 годах, но остаются актуальными и сегодня – они основаны на творениях

 
Читаем Ветхий Завет

Нам возвращена свобода

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Видеть себя в свете Божией правдыЭто первое знамение того Завета, который даровал Мессия. Надо понимать выражение «суд ныне миру сему» именно в пророческом, библейском смысле. «Ныне» – это время от первого до Второго Пришествия Иисуса Христа. То есть моментом прихода Христа в мир суд уже свершился, но окончательная ясность этого суда будет

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс