Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
На вопросы отвечает проректор Екатеринбургской Духовной семинарии иеромонах Аркадий (Логинов).
– Тема нашей беседы – Божественная литургия. Что для Вас означают эти два слова?
– По сути, в этих двух словах заключается весь смысл жизни Церкви, я бы так это сказал: если смотреть в глубину, в чем заключается жизнь собственно Церкви, то это как раз и есть Божественная литургия.
Уже в III веке, например, священномученик Киприан Карфагенский и многие другие святые отцы говорили, что без Евхаристии нет Церкви. Впрочем, и вне Церкви нет Евхаристии. Евхаристия – одно их таинств Церкви, которое очень известный толкователь Николай Кавасила назвал печатью всякого таинства – в Евхаристии как в таинстве Причащения Тела и Крови Христовой запечатлевается наша жизнь, наше единение с Богом. А Божественная литургия есть богослужение этого таинства, когда совершается принесение хлеба и вина – благодарственная жертва Богу за творение мира, за Воплощение Сына Божия, за Его спасительный подвиг, страдания, смерть и Воскресение. Освященные Дары, по слову Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, есть залог будущего воскресения. Об этом Господь говорит еще задолго до Своих страданий в беседе, которая приводится в Евангелии от Иоанна и называется «Беседа о Хлебе жизни». Он начинает беседу с обращения к ветхозаветному прообразу Евхаристии, коей является манна, питавшая иудеев во время 40-летнего странствия по пустыне после исхода из Египта, и показывает, что это был лишь прообраз: истинный Хлеб, который сходит с Небес, есть Он Сам, и тот, кто будет вкушать Его плоть, то есть этот Хлеб, тот не умрет вовеки, а израильтяне, которые вкушали манну, умирали. То есть становящийся причастником Христа не умрет вовек – Господь говорит: «Я воскрешу его в последний день».
Апостол Павел очень много уделяет внимания в своих посланиях этому вопросу, прямо называя Церковь Телом Христовым. Христос есть Сам Глава этого тела, мы же – члены этого тела.
В конечном итоге, Божественная литургия – это богослужение, в котором христианин, если он действительно таковым является не только по имени, если стремится к спасению своей души во Христе, должен стремиться принимать самое активное участие. Мы не можем жить, не питаясь, испытываем жажду, голод, вот такой же точно голод, духовный голод должен быть у верующего по отношению к Христовым Таинам.
– Батюшка, есть телефонный звонок.
– Скажите, пожалуйста, можно ли молиться за врагов, и какому святому молиться за слабый ум?
– Я с последнего вопроса начну. На него вряд ли можно дать вразумительный ответ, так как полагаю, что попытка определить, какому святому за что молиться, пагубна с духовной точки зрения: она может пробуждать в человеке тяготение к язычеству. Хотя, конечно же, опыт нашей жизни, опыт Церкви свидетельствуют, что молитвенное обращение к предстательству тех или иных святых засвидетельствовано их особо благодатной помощью. Но увлекаться этим не стоит, мы все должны помнить, что молитва наша в первую очередь обращена к Богу, и святые угодники Божии – это ходатаи наши пред Ним. Поэтому в молитвах обращаемся к святым, прося их ходатайствовать, то есть участвовать в нашей молитве к Богу. Это очень важный момент для правильного развития духовной жизни. На мой взгляд, не принципиально, какому святому молиться, молитесь Богу, молитесь святым, которых вы особо почитаете. Хорошо, когда мы обращаемся к каким-то образцам святоотеческих молитв, но именно как к неким образцам, а не аксиоме все-таки. То есть молитвы святых должны учить нас правильно молиться, но мы должны пропускать слова молитв через наши ум и сердце.
Что касается первого вопроса: можно ли молиться за врагов? Тут как раз можно сказать конкретно: нужно молиться за врагов, потому что так нас учит Сам Господь, прямо заповедуя это и показывая это собственным примером, когда Он уже на Кресте просил, обращаясь к Своему Небесному Отцу, чтобы Бог не вменил Его мучителям, ибо не ведают, что творят. Молиться за врагов можно тогда, когда твое сердце знает, что такое любовь – если не имеешь любви, даже не нужно пытаться за врагов молиться. Или, по крайней мере, нужно сначала молиться, чтобы Бог открыл вот этот дар, дал возможность прикоснуться, потому что молитва за врагов проистекает из заповеди Бога любить ближнего своего. Причем любить врагов нужно даже в какой-то степени больше, чем родных людей. Это, на мой взгляд, очень глубокая тайна христианской философии, потому что она трудно постигается разумом.
(Окончание следует)
Именины и день ангела – это одно и то же? – Иногда день именин называют днем ангела, потому что святой и ангел-хранитель сближаются в своем служении человеку настолько, что обозначаются даже общим именованием, хотя и не отождествляются.
С приходом в мир Христа мы можем служить только добруТема новой беседы по Книге пророка Исаии – мессианские пророчества, фрагменты, где пророк Исаия или, лучше сказать, Дух Божий пророчествует о некоторых моментах земной жизни Иисуса Христа
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.