Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (754) → Профессор Алексей Ильич Осипов: Радость слова рождается в молчании

Профессор Алексей Ильич Осипов: Радость слова рождается в молчании

№1 (754) / 1 января ‘14

Выставка-ярмарка «Радость слова»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Бизнес-центре World Trade Center Ekaterinburg в Екатеринбурге с участием заместителя полномочного представителя Президента РФ в Уральском Федеральном округе А.П. Моисеева, первого заместителя руководителя Администрации губернатора Свердловской области В.Р. Дубичева, представителей администрации города Екатеринбурга, журналистов, педагогов, духовенства епархии, студентов, учащихся духовных школ открылась выставка-ярмарка «Радость слова», организованная Издательским советом Русской Православной Церкви, Екатеринбургской митрополией и Правительством Свердловской области.

Выступление профессора Московской Духовной академии Алексея Ильича Осипова.

– Дорогие Владыки, дорогие отцы, братья и сестры!

Мне бы хотелось говорить сегодня о тех вещах, которые соответствуют, как мне кажется, основному составу присутствующих на конференции. А это практически все сто процентов люди православные, верующие, которые надеются всегда услышать что-нибудь, относящееся именно к духовной жизни человека.

Так вот, сегодня, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, я бы хотел обратить внимание, что, по духовной традиции (насколько она историческая, не имеет никакого значения), эта маленькая Девочка, ставшая Богородицей, в трехлетнем возрасте не просто вошла в храм, но, как говорит Предание, Она вошла даже туда, куда всего один раз в год мог войти первосвященник. Это было место абсолютного молчания. Почему я об этом говорю? Знаете, каждая вещь, как и каждое понятие и, наверное, каждое слово, имеют и свою обратную, теневую сторону, причем не в том смысле, что она противоречит той, которую мы видим, нет, а в том смысле, что только благодаря теневой стороне мы можем по существу понять то, что мы видим.

Сегодня мы все собрались в связи с выставкой «Радость слова». Я хочу сказать сейчас не о слове, а о молчании. Один из великих святых VII столетия Варсонофий Великий писал: «Молчание лучше и удивительнее всех повествований. Его лобзали, ему поклонялись отцы наши и им прославились». Удивительное дело, нельзя полагать при этом, что речь идет о молчании языка. Да, и это тоже было, но это чисто, опять-таки, внешнее выражение. На самом деле речь идет о весьма глубоких вещах. Как вы знаете, существует традиция исихазма – молчания – на Афоне. В святоотеческих творениях много написано о молчании. Уж не говорю о простом молчании. Апостол Иаков пишет, что «язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!».

Оказывается, само слово, которое произносит человек, только тогда может иметь силу и значимость, когда исходит из какого-то потенциала (простите за иностранные слова, я их терпеть не могу, стараюсь говорить по-русски), из какого-то запаса, запаса молчания. Знаете, даже йоги индийские и то говорили: «Вы хотите научиться силе ума, силе мысли? Научитесь прежде молчать».

Как молчать? Выбросить из ума все, что можно выбросить, и, таким образом, энергия вашего ума остается нерастраченной. Дальше они говорят такую вещь (которой я совершенно не верю), будто бы йог может силою мысли убить слона, но никто никогда такого не делал, я думаю. В данном же случае о чем мне хочется сказать? Мы говорим о книгах, да. Если вы посмотрите творения Исаака Сирина, то увидите, сколько у него замечательных высказываний о чтении. Он даже так говорил: «Когда трудно молиться, займись чтением». Ну, конечно, не романчиков, не приключений. Ясно, о чем идет речь. Чтением Псалтири, чтением святых отцов, книги которых сильно действуют на душу – благодать Божия просто действует в этих словах, от книг. Там страничку человек прочитает – и уже ощутил Бога в душе своей. Пусть хоть капельку, хотя бы немного ощутил мир, а мир является одним из признаков присутствия Божия. Видите, оказывается, почему многие книги имеют свою силу и значение. Потому что они были написаны людьми, приобретшими молчание.

О каком молчании говорят отцы? Конечно, они говорят и о простом молчании, потому что, действительно, нашему празднословию нет конца, и Христос сказал: «За каждое праздное слово дадите ответ». И верно, празднословие, многословие истощает нашу энергию. Когда мы много говорим, мы не можем нерассеянно молиться, сама молитва рассеивается даже. Почему такою силою обладают святоотеческие книги? Потому что святоотеческое слово исходит из того, чему научились они, а они научились в молчании совершать молитву. Только когда молитва совершается в полном сосредоточении ума, сосредоточении, если хотите, самих движений сердца, только тогда приобретается тот душевный запас, благодаря которому слово их становилось огромной силой. Они не собирались убивать слона, они делали другое. Их слово действительно действует так на душу человеческую, что люди изменялись и изменяются, даже не соприкасаясь с ними. Наше время оскудело чем (то есть, что значит «наше»? Уже давным-давно оно не наше)? Еще в первом тысячелетии многие великие подвижники говорили: «Трудно найти наставника непрелестного». Слышите? Ой, какие чудаки! Правда! У нас, в XX веке, сколько угодно наставников. Сколько вам? Десять, двадцать, тридцать, сто – полно. А они говорили: «Трудно найти наставника непрелестного».

И действительно, история свидетельствует, как постепенно эти яркие звездочки, которые освещали нашу землю, становились все мельче, их становилось все меньше, но наше время – время, я скажу, явления чуда Божия, настоящего чуда. Мы не имеем, может быть, людей живых, которые могли бы нас облагодатствовать непосредственно своим словом, но мы имеем теперь возможность читать их книги, которые наполнены именно силою духа, исходящей из великого молчания, cилою, которая способна пробудить даже наши мертвые души. Ведь мы совсем разучились молиться. Самое ужасное и самое страшное, оказывается, что случилось с христианами, – они совершенно разучились молиться. Они болтают молитву (простите меня), они вычитывают молитвы, они празднословят. Один из только что канонизированных Глинских старцев Серафим (Романцов), когда к нему подошел монах и сказал: «Батюшка, у меня, слава Тебе, Господи, непрестанная молитва», ему ответил: «Нет у тебя никакой молитвы, а ты привык к словам молитвы, как другие привыкают к ругани». Страшно даже слышать такое.

Что говорят святые отцы о молитве, которая действительно может изменить самого человека и других? Это та молитва, которая совершается с покаянием, то есть с вниманием и благоговением. Там, где нет этой молитвы, обессмысливается все, и мы всю свою жизнь впустую проводим. Где? В Церкви! Да, церковные всю жизнь – и не малейшего движения. Когда человек проводит десятки лет и думает: «У меня нет никаких изменений, все что у меня было, все страсти, все осталось, я никаких изменений в себе не вижу». Почему? Совсем потеряли то, о чем пишут с горечью святые отцы: «Нужно правильно молиться!». А не такую-то молитву, не такому-то святому, не по таким-то случаям, и так далее. Постоянно апостол Павел пишет: «К этому надо постоянно приучать себя». Вот это приучение себя хотя бы к краткой молитве Иисусовой, самой краткой, с помощью которой можно приучать себя и настраивать свою душу. Она дает возможность научиться самому главному – молчанию души. И тогда из этого молчания родится действительно «Радость слова».

 
Богослужение

Четвертый опыт уставного Всенощного бдения…

Диакон Антоний Щепеткин, V курс ЕДС, г. Екатеринбург

Как мы знаем, в нашей Церкви действующим богослужебным Уставом до сих пор является Иерусалимский Устав, который Предание связывает с именем прп. Саввы Освященного (†532). Русская Церковь постепенно перешла на этот Устав при митрополите Киприане (XIV век).

 
Афон

Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

Продолжение. Начало в №№ 34–48 На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед. – Каким должен быть руководитель, чтобы, с одной стороны, не распустить добротой своей подчиненных, с другой стороны, чтобы не очерствело его сердце? – Руководитель, будучи духовным человеком, должен обладать

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс