Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Бизнес-центре World Trade Center Ekaterinburg в Екатеринбурге с участием заместителя полномочного представителя Президента РФ в Уральском Федеральном округе А.П. Моисеева, первого заместителя руководителя Администрации губернатора Свердловской области В.Р. Дубичева, представителей администрации города Екатеринбурга, журналистов, педагогов, духовенства епархии, студентов, учащихся духовных школ открылась выставка-ярмарка «Радость слова», организованная Издательским советом Русской Православной Церкви, Екатеринбургской митрополией и Правительством Свердловской области.
Выступление писателя, сопредседателя Союза писателей России, координатора Ассоциации писателей Урала Александра Борисовича Кердана.
– Святые Владыки митрополиты, святые отцы, братья и сестры! Мне довелось вместе с моим другом Александром Борисовичем Титовым, присутствующим в зале, быть две недели назад на общероссийском литературном собрании, где выступил руководитель нашей страны Президент Владимир Владимирович Путин. После этого собрания вышел я с двумя противоречивыми чувствами. Первое, конечно, было чувство радости, что впервые за четверть века руководитель страны встретился с литературной общественностью, что обозначил такие важные моменты, что без родного языка, без родной культуры невозможно быть великой страной, невозможно величие России. А второе чувство – некоего огорчения. Модераторы (вот опять иноземное слово) этого собрания, которые и выступали перед Президентом, все время пытались увести разговор в сторону от собственно литературного процесса к каким-то политическим и околополитическим делам – Болотной площади и к неким узникам. И это было печально, поскольку сегодня в литературном процессе очень много настоящих проблем.
На мой взгляд, две тенденции живут и борются в процессе литературном – это центробежная тенденция и центростремительная. Центробежная проявилась уже тогда, когда в 91-м году раскололся Союз писателей на несколько разных союзиков. Когда писатель стал отчуждаться от писателя, разорвалось единое литературное пространство страны. Сегодня писатели, даже живущие в соседних регионах (я не говорю о читателях, – писатели), не читают друг друга, не знают, кто над чем работает. Писатель оторвался от читателя, от самого главного своего друга, для кого он и трудится, писатель оторван от толстых литературных журналов, нет литературной критики, весь литературный процесс, по сути дела, разбалансирован. Ведь что такое литературный процесс? Это не только писатель, читатель, литературная критика, это еще и государственные структуры, это еще и институты образования, это, конечно же, семья, это Русская Православная Церковь, которая многие десятилетия соработничает с Союзом писателей России в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Если позволите, остановлюсь на самых болевых точках современного литературного процесса. Конечно, мы утратили своего читателя. Социологи подсчитали, что за 15 последних лет число читающих в России сократилось в четыре раза в больших городах, и в пять-шесть раз в малых городах. Я не социолог, у меня есть собственные наблюдения. Раньше, когда приходилось бывать в Москве, в метро всегда можно было увидеть человека с книгой (в нашем Екатеринбургском метро человека с книгой увидеть невозможно, оно самое короткое в мире). Едет человек – читает книгу, пусть электронную, пусть обычную. Сегодня в метро людей с книгой почти нет.
В чем проблема? Мне кажется, проблема в том, что книгу перестали читать в семье, перестали читать мамы и бабушки. Я помню себя маленьким мальчиком, я радовался, когда заболевал, потому что мама получит больничный и, следовательно, будет читать мне книги. Вот так воспитывается любовь к книге в самой семье. Я ничего не придумываю. Стоит обратиться к Ивану Александровичу Ильину, к его работе «Путь к очевидности», где он говорит, как нам воспитать патриота России. Первое – совместная молитва, второе – чтение русской классики, третье – совместное исполнение русских народных песен, четвертое – привитие любви к территориальному величию России, и так далее. 12 пунктов. Может быть, молодым мамам, сидящим в зале, стоит вспомнить наставление нашего мудреца, великого русского философа, и начать снова читать детям книги.
Второе важное – это школа, отношение к литературе в современной школе. Об этом много говорили на встрече с Президентом страны. Конечно, надо отменять ЕГЭ по литературе, ЕГЭ по русскому языку. ЕГЭ – ужасное слово. Обычный экзамен! Потому что нельзя единственный сегодня оставшийся духоподъемный предмет в школе сводить к простому заучиванию цитат или чтению сокращенных вариантов произведений русских классиков.
Слава Богу, пообещал Президент, что вроде бы 2015 год будет Годом литературы, следующий год – Год культуры. Но само это название годов в нашей России? Должен быть век культуры, век литературы, так оно и было в нашем Отечестве. Почему мы так измеряем? Если год, значит, в этот год мы будем больше читать?
Еще один очень важный аспект. Мне кажется, надо снова внедрять сдачу русской литературы и русского языка при поступлении в вузы. Сегодня стыдно смотреть на студентов нашего Федерального университета. Мне приходится выступать перед студентами филфака 2–3 курса: не знают, кто такой Некрасов – это не юмор, это на самом деле так. Надо сдавать экзамены обязательно по литературе.
Страшное, конечно, творится с нашим родным языком в последние годы. Это и новые словари, в которых неважно, где ставить ударение в слове, это и пропаганда нецензурной лексики. На Западе появилось целое направление, которое называется «матизм», где ругают нас за то, что мы все еще не понимаем значение мата в русском разговорном языке. Или наши дикторы на радио и телевидении. Это какой-то худой американский темп речи, когда очень быстрая захлебывающаяся речь, когда не разбираешь слова. Не понимаешь сути, – о каком тут уж душевном молчании говорить? Когда тараторят так, что сами себя не понимают.
И, конечно, очень важно, чтобы изменилось отношение государства и к литературе, и к отечественной культуре. На Урале на самом деле – центр литературной жизни России. Здесь ярко проявляются центростремительные тенденции, когда писатели понимают, что только вместе можно восстанавливать родную культуру, родную литературу и великую Россию. 13 лет существует Ассоциация писателей Урала, объединяющая писателей от Алтая до Вятской земли и от Ямала до Оренбуржья. Существует литературная премия Уральского федерального округа, единственная в России литературная премия такого масштаба, некая ступенька перед Государственной премией, реализуются книжные проекты. Один из интереснейших проектов – серия книг «Библиотека для семейного чтения», выходящая под эгидой губернатора Свердловской области. Уже семь томов в этой серии вышли, и книги пошли в детские дома, в школьные библиотеки, в библиотеки области.
Конечно, очень радостно, что мы действуем в этом направлении рука об руку с Русской Православной Церковью. Я помню, что на I Всемирном Народном Соборе Валерий Николаевич Ганичев провозгласил соработничество русских писателей с Русской Православной Церковью, и мы продолжаем это дело. Я думаю, что тот праздник, в котором мы сегодня участвуем, это один из актов соработничества.
Коль скоро принято на праздниках дарить подарки, я, завершая свое выступление, хотел бы подарить Владыке Клименту, который сегодня дважды упомянул о моих героях, первопроходцах Русской Аляски, Форт-Росса, и о святителе Иннокентии, свой труд – большую книгу «Земля Российского владения». Истоки духовные я нашел и в Боровске, бывая в Вашей митрополии, и в маленьком сухопутном городке Калужской губернии, где есть музей кругосветных мореплавателей. Я с большой радостью вручаю эту книгу Вам, досточтимый Владыка, спаси Господи!
– Владыка, мне очень бы хотелось поговорить о милосердии. Точнее, о том, что в наше время люди все реже стали стремиться делать добро другим, даже милостыню реже дают. Вряд ли это объясняется жадностью, прижимистостью. На Ваш взгляд, что заставляет людей изменять такой древней русской традиции, как нищелюбие?
Продолжение. Начало в №№ 34–47На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед. – Как вы считаете, записывать свои мысли для себя и для остальных людей – это хорошо? – Ты не мыслями занимайся, а делами.– Студенты часто задают мне вопрос: если все делается по Божией воле, то стоит ли тогда прилагать усилия в этой жизни?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.