Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №47 (754)
В.В. Боровских, врач-психотерапевт, президент Фонда эффективного народосбережения.
– Вячеслав Владимирович, у нас звонок.
– Я звоню из Подмосковья. У меня сын, 26 лет, эпилепсия с 6-месячного возраста и умственная отсталость, до сих пор интеллект как у младенца. Возможно ли, что эпилепсия и слабоумие переданы были по наследству? Мои родители, его дедушка и бабушка, страдали алкоголизмом и были неверующими.
– Я не знаю, что больше послужило причиной развития столь ранней эпилепсии у ребенка. Но диагноз есть, им, видимо, занимаются психиатры. У душевной патологии всегда очень глубокие корни. Светская психиатрия видит в любой душевной патологии множество причин – 12 причин развития эпилепсии, 20 причин развития шизофрении... За этим стоит просто беспомощность, неспособность заглянуть дальше, а ведь в каждой душевной патологии обязательно есть духовный компонент, и он иногда очень значителен.
Если ребенок рано заболел эпилепсией, значит, здесь не без родового греха, не без родового повреждения, которое передается из поколения в поколение. Психиатрия способна выявить наследственность, проследить, что если отец – шизофреник, дед – шизофреник, то и пациент склонен к шизофрении. То же самое и с эпилепсией. Но почему передается это душевное расстройство, каков способ передачи? Если органического носителя нет, значит, это духовная сфера, ведь мы духовную наследственность несем точно так же, как генетическую, телесную – это непреложный закон, он выражен еще в Ветхом Завете.
За грех твой накажу тебя до третьего, четвертого поколения, а как накажу?Не ребенка твоего, а тебя именно – перед твоими глазами твой ребенок будет падать без сознания и биться в судорогах. Что ты будешь делать? О чем ты будешь думать? Ты будешь пересматривать свою жизнь? Будешь задумываться, за что это тебе? Или какой есть, таким и останешься? Ведь болезнями детей Бог наказывает, то есть вразумляет, родителей, заставляет их пересмотреть отношение к жизни, к себе самому и, по-простому говоря, начать каяться и за своего ребенка от всей души молиться. Мы видим – там, где начинается покаяние, прерывается родовая патологическая наследственность. Сейчас нам не прожить без психиатрических стационаров, где большой коечный фонд, нам нужны отделения для хронических больных, детские, женские и так далее – специализированные отделения. А ведь раньше в России с этой проблемой справлялись монастыри. Там не было санитаров, не было психотропных препаратов, электрошоковой терапии, смирительных рубашек – только молитва. Сама духовная атмосфера в обществе обеспечивала душевное здоровье многих поколений людей. Человек воспринимал очень рано покаяние как образ жизни, и это передавалось из поколения в поколение: очищение себя от греха, который не передавался бы будущим поколениям, – и мы получали здоровое, психически и духовно крепкое поколение людей. Мы донесли это до середины ХХ века. Ни один народ не вынес бы того, что мы пережили в ХХ веке, для этого нужна была очень мощная наследственность, которую мы сейчас так усиленно теряем. Мы видим, что выдыхаемся, видим, что наши дети страдают неврозами и даже психозами. Если относиться к этому по-христиански, то это не повод для отчаяния.
– Но это повод задуматься о своей жизни.
– За душевным расстройством есть дух человеческий, ядро человеческой личности – то, чем мы будем жить в жизни будущего века. Там нет эпилепсии, нет шизофрении, там все будут психически здоровы, там нет ни печали, ни болезни, ни воздыхания, там радость бесконечная. И наказывает-то Бог не ребенка, а родителей, чтобы родители через страдания душевные спасались, а дети спасались бы тем, что они в таком …как бы вуалью покрытом сознании не заражались страстями, не совершали осознанных грехов и донесли свою душу до Бога в наименее поврежденном состоянии. За этим тоже нужно видеть милость Божию к человеку.
– Вот вопрос с сайта: «Вячеслав Владимирович, муж пьет, а я с каждым его запоем думаю с ним развестись, но это же не по-христиански?». Что можно на это сказать?
– Тут не известно, что по-христиански; иногда развестись – это будет по-христиански… Если один супруг страдает тяжелым психическим расстройством, алкогольной зависимостью, допустим, то второй супруг по всем церковным канонам имеет право на расторжение брака – алкоголизм одного из супругов ставит непреодолимое препятствие для развития семьи как организма, для рождения и воспитания детей. Поэтому здесь даже Церковь благословляет расторжение брака. Но в каких-то случаях будет по-христиански и то, и другое: и терпеть, неся своего мужа как крест, и развестись с ним. При разводе зависимый человек лишается своей инфраструктуры, ведь терпящая жена – это, может быть, единственная опора, на которой держится алкоголизм мужа. И если муж лишается своей жены, то есть опоры, это может стать для него реальным толчком, чтобы покаяться, измениться, если он не захочет ее терять.
Получается, можно соединить два способа, которые кажутся совершенно противоположными по результатам. Иногда приходится рекомендовать предупредить мужа о возможном разводе, может быть, даже подать заявление на развод, а ему вручить второй экземпляр этого заявления. И, может быть, на какое-то время его даже оставить и молиться за него, чтобы это все и благодать Божия его изменили. И, может быть, у него появится решимость просить о помощи – он не захочет погибать от своей страсти. Нередко семьи сохраняются именно тогда, когда они дошли уже до самого предела. И когда муж видит, что жену уже ничто не останавливает, тогда он сдается и начинает просить о помощи.
«Преподобный Сергий Радонежский». Издательство «Благовест». В истории русской святости преподобный Сергий занимает особое место. Он – основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которую называют сердцем России. Множество обителей было основано и учениками преподобного, и учениками его учеников, и ныне святой отец пребывает в Лавре среди учеников-подвижников
Память святителя Спиридона Тримифунтского совершается Церковью 25 декабря Историческая справка: Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.