Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (752) → Врач-психотерапевт В.В. Боровских: Без надежды на Господа человек отчаивается

Врач-психотерапевт В.В. Боровских: Без надежды на Господа человек отчаивается

№47 (752) / 16 декабря ‘13

Беседовала Валентина ЕфремоваМедицинский городок

В.В. Боровских, врач-психотерапевт, президент Фонда эффективного народосбережения.

– Что такое православная психотерапия, чем занимается православный психотерапевт?

– Тема радостная и больная одновременно… Подразумевается, что человек имеет какое-то отношение к Православию, к православной Церкви, к православному вероучению, к вере в Христа – этим и отличается православная психотерапия от неправославной. Но когда пытаются сопоставлять православную психотерапию и светскую, некоторые говорят: может ли в Православии быть какая-то психотерапия? Психотерапия – это медицина, где свои взгляды на человека, на человеческую природу. Православие же занимается не лечением, а спасением души – при чем здесь психотерапия?

На мой-то взгляд, чтобы навести порядок в душе человека (а психотерапия занимается лечением души), нужно подниматься на более высокий уровень самоорганизации человека: на нравственный, и еще выше – на духовный; невозможно помочь человеку на поврежденном уровне. Опыт показывает: те душевные расстройства, перед которыми современная психиатрия или психотерапия опускают руки, православная психотерапия исправляет. Здесь как раз водораздел между светской и православной психотерапией.

Православная психотерапия знает о человеке все, что знает светская наука, но кроме этого она знает что-то гораздо более существенное: что человек – это не биологический объект (хотя и это тоже), а личность: человек – образ Божий, создание Божие, мы подразумеваем присутствие Бога.

– Вячеслав Владимирович, первый звонок…

– Вопрос: есть постулат в христианстве, что «Бог есть Любовь». Утверждается, что Бог вездесущ, всезнающ, существует вне времени, вне пространства. Как это соотносится с тем, что уже в пророческих писаниях предсказано, что среди учеников Его будет предатель Иуда? Мы не знаем мотив предательства Иуды, но отречение Петра – это банальная трусость, а Он Петру позволяет покаяться, исповедовать Его Богом и впоследствии служить Богу. Если Он делает такое разделение в Своих учениках и в людях до их рождения, получается, протестанты правы, когда говорят, что Бог изначально одним готовит спасение, другим – погибель?! Может, не стоит трудиться во имя своего спасения, если все на роду написано?

– Вопрос богословский, но попробую ответить… Нельзя про Бога говорить, что Он что-то там заранее задумал. «Заранее, позднее, вчера, позавчера, завтра, послезавтра» – это для нас, людей, в мире, где есть трехмерное пространство и время.

Бог находится вне времени, вне пространства, Он – Творец. У Него только «сейчас». Перед Ним вся история наша от начала до конца. Я могу видеть только один объект, я человек всего-навсего, – а Бог видит все, Он знает, кто какие вопросы задаст не потому, что Он предвидит: у Него все – сейчас. Бог всеведущ. Нам, не способным заглянуть на минуту вперед, это очень трудно понять – это все немощи человеческие. У Бога нет немощей, поэтому Он созерцает Свое творение, оно в Нем, в Боге – вся Вселенная и мы все в Нем находимся, поэтому Он всеведущ. А что касается нашей свободы, так и Иуда, и Петр были свободны, как и все мы.

Разница между Иудой и Петром в том, что Петр исповедовал Христа как Сына Божия: «Ты Христос, Сын Бога Живаго». Мы его слова повторяем перед Причастием и добавляем: «Ты поистине Христос, пришедший в мир грешных спасти, из которых первый есть я». А Иуда ждал от Него земного царства, видел в Нем земного царя, обманывался, как и многие иудеи, как многие из нас. Если ждать от Христа чего-то земного, то будешь всегда разочарован.

– У каждого есть свободная воля. Человек наделен волей, он может идти к Богу…

– Нам для этого время и дано здесь, на земле, чтобы мы могли самоопределиться во времени; мы можем распорядиться своей свободой с пользой, а можем и себе на погибель, и Евангелие как раз и показывает, как могут развиваться события. Два человека, призванных Христом в ученики, жили с Ним вместе три с половиной года, делили кров, еду, видели все, что Он делает, слышали все, что Он говорит...

– И один совершил поступок против Христа, но покаялся тут же, а другой – нет.

– Между прочим, про Иуду сказано в Евангелии, что он раскаялся: «погубил душу невинную». Но у него не было надежды, для него все пропало, он не стал министром финансов, как собирался быть при Христе, он увидел, что просто совершил зло – остался предоставлен самому себе, дьявол как бы предоставил его суду собственной совести. Если нет надежды на Христа, человек может отчаяться, как отчаиваются многие люди, живя здесь, видя безобразия, которые они творят. Это очень опасное состояние.

Сейчас наш народ живет в сложном положении. Многие мои пациенты приходят и говорят: «Я не могу смотреть на все это трезвыми глазами. Только выпив, как-то я могу жить»; и внутренние страсти раздирают, и то, что у него происходит в жизни: в его семье, на работе, и если у человека нет надежды на Христа, это состояние чрезвычайно опасное – он или отчается и покончит с собой, или погибнет от алкоголя. Но при этом все свободны. Я могу сегодня книжку почитать или водки напиться – это мое личное дело. И как от этого зависит моя судьба? От нашей решимости все зависит. Бог ждет от человека решения. Вот когда Христос говорит в Евангелии: «Если кто хочет идти за Мной, да отвергнись себя, возьми свой крест и иди за Мной». Ты должен решиться от себя отвергнуться! «Мне доверься!». Что стоит за этими словами? Радостная надежда, что я могу отдаться со всеми своими тяготами, безобразиями, которые я здесь вижу и в которых мне стыдно даже перед самим собой сознаться, меня таким Господь принимает, Он говорит: «Ты себя отвергнись! Вверься мне». «Я успокою вас», – говорит Христос.

Мы говорим, что православная психотерапия знает о человеке нечто большее, чем светская наука: медицина вообще не имеет в виду то, чем занимается православная психотерапия. Она не знает, что человек – существо духовное.

(Продолжение следует)

 
Книжная полка

Свет непреходящей любви

Ведущий Андрей Печерин

«Преподобный Серафим Саровский». Составитель А. Мацукевич Книга, которую мы предлагаем вашему вниманию, посвящена великому Саровскому старцу Серафиму. Более 30 лет провел он в пустынничестве, затворе и молчании. Уходил от мира, но мир сам пришел к нему. И сегодня слава о дивном старце Серафиме лишь возрастает – с жизнью преподобного

 
Молитва

Образец человеколюбия и милосердия

19 декабря – память святителя Николая, чудотворца Историческая справка: Святой Николай родился от благородных и благочестивых родителей во времена императора Валериана (ок. 280 г.) в городе Патаре в римской провинции Ликия (современная Анталия, Турция). Благодать Божия почивала на нем явно с самого юного возраста, проявляясь в строгом

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс