Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (751) → Нерукотворный образ русской Палестины

Нерукотворный образ русской Палестины

№46 (751) / 9 декабря ‘13

Монастыри России

Окончание. Начало в № 44-45

«Этой обители – оплоту Российской империи, чудотворной иконе, здесь явленной, и людям, которые не пожалели жизни своей ради веры Православной, посвящается…»

Игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Новоиерусалимского монастыря:

– В этот музей свозили то, что осталось после разорения многих усадеб, монастырей, храмов, практически со всей Московской области. Теперь в музее 177 000 экспонатов.

После закрытия обители монахи и послушники Новоиерусалимского монастыря были арестованы, многие за веру Православную расстреляны, пятерых батюшек причислили к лику святых.

Игумен Феофилакт:

– Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) был настоятелем нашей обители всего лишь год, с 1904 по 1905 год. Но за это время он успел столько сделать, что другие настоятели порой за десятилетия не могли сделать...

Серафим (Чичагов) – духовный сын Иоанна Кронштадтского. После написания летописи о Серафимо-Дивеевском монастыре к архимандриту явился преподобный Серафим Саровский, тогда еще не канонизированный, и обещал исполнить любое его желание. Тот ответил: «Батюшка, хочу быть всегда около вас…». Старец улыбнулся, кивнул и исчез. Получив аудиенцию у Императора Николая II, Серафим (Чичагов) передал ему свою летопись. Государь прочитал, и вопрос канонизации Саровского старца, несмотря на сопротивление Священного Синода, был решен. Летом 1903 года Царь Николай II с супругой Александрой прибыл в Саров, чтобы прославить в лике святых преподобного Серафима Саровского. Иоанн Кронштадтский писал Серафиму (Чичагову): «Господь вас возвышает и ведет к доброй славе, она не угаснет».

В 1905 году архимандрит Серафим рукоположен в епископы, позже удостоился сана митрополита. Известны его пророческие слова, сказанные во время гонения на Церковь: «Будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства». Владыка Серафим сам пережил многочисленные обыски и аресты. В 1937 году 81-летнего немощного и больного старца, который не мог идти самостоятельно, вынесли на носилках и отвезли в Таганскую тюрьму. Через несколько месяцев предъявили обвинение – организация торжеств по прославлению преподобного Серафима Саровского, и расстреляли на Бутовском полигоне под Москвой.

Игумен Феофилакт:

– Священномученик Иона (Лазарев) был 10 лет наместником в нашем монастыре – с 1907 по 1917 год, а затем стал епископом, репрессирован и расстрелян в 1937 году, 8 (21) октября на Бутовском полигоне, как и священномученик митрополит Серафим (Чичагов).

Священномученик Тихон (Никаноров), 6 лет управлявший Воскресенской обителью – с 1907 по 1912 год, был повешен большевиками на Царских вратах во время совершения богослужения в Воронежском Митрофаниевом монастыре.

Игумен Феофилакт:

– Мы стараемся чтить их память и хотим создать церковно-государственный музей Патриарха Никона, в котором особое внимание уделено будет нашим новомученикам.

…Великая Отечественная. В ноябре 1941 года сжалось кольцо вокруг Москвы. 25 ноября 1941 года советские войска оставили Истру, весь день вражеская авиация обстреливала город, горели дома, рвались снаряды, гибли люди.

Игумен Феофилакт:

– В монастыре две недели была расквартирована дивизия СС «Дас Райх», в соборе лежали 2400 раненых фашистов. В декабре 1941 года были морозы под 40, и они жгли иконы, отступая, взорвали собор, колокольню и все большие постройки монастыря.

Храм и часовня русской Палестины были разрушены, святые места осквернены. Однако чудным образом сохранились Гроб Господень, Голгофа и другие святыни.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

– Сей величественный и славный монастырь прошел через такие испытания, через которые не каждый монастырь прошел. Он был разрушен и внешним врагом, и внутренними врагами Церкви, и богопротивниками. Настало время, и государство обратило внимание на сию святыню...

18 июля 1994 г. Воскресенский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. В 2008 г. святую обитель посетили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. После их посещения святой обители был создан Попечительский совет благотворительного фонда по восстановлению Новоиерусалимского монастыря. Построенный по образу и подобию Иерусалимской святыни, Воскресенский собор сейчас переживает реконструкцию, самую масштабную за свою историю.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

– Церковь вместе с государством восстанавливает эту святую обитель, призваны лучшие специалисты, чтобы вернуть красоту и славу Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю. Мы восстанавливаем не только стены и золотые купола. Мы восстанавливаем обитель. Без монашеской жизни стены разрушаются, даже если о них заботятся опытные специалисты. Только живая молитвенная жизнь, только монашеская община способна сохранить стены, потому что сохраняется и возгревается дух.

В настоящее время трудами шести насельников возрождается монашеская и богослужебная жизнь обители, количество прихожан растет, многие из них уже не представляют своей жизни без святой обители.

Ольга Ротэряну, прихожанка:

– Все, что есть в этой жизни, – все в монастырь, и радости, и печали. Мы ходим с детьми на ночные службы уже второй год, встречаем Пасху, Рождество. Вся наша жизнь – это монастырь.

Владимир Цырулев, прихожанин:

– Приходя сюда, начинаешь понимать, насколько суетна наша жизнь вне этих стен, и вообще, насколько бесполезна, бессмысленна наша жизнь вне христианства.

Мы становимся свидетелями удивительных событий: в Новом Иерусалиме идут самые масштабные за все годы существования реставрационные работы. Уже сдаются и освящаются первые объекты, возрождается монашеская жизнь, возобновляется паломничество.

Лия Смирнова, руководитель православной молодежной организации «Покров»:

– Конечно, паломничество – это очень важно для нас, потому что любое паломничество это паломничество, прежде всего, в свое сердце.

Игумен Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Москва):

– Каждому христианину важно хотя бы раз в жизни, где бы он ни жил, приехать в этот святой монастырь, который сейчас усилиями государства и Церкви воссоздается. Дух Иерусалима, дух Святой Земли, безусловно, есть на этом святом месте.

Игумен Феофилакт:

– Нам и государство очень здорово помогает, но наши человеческие силы немощны и требуют молитвенной помощи, поэтому приглашаем всех в нашу обитель. Именно сейчас, когда идут восстановительные работы, мы бы просили приезжать сюда паломников, чтобы они на святынях наших молились за нашу обитель, за то, чтобы Господь помог ее восстановить.

История христианского мира знает немало примеров воспроизведения палестинских святынь, но только здесь образ Святой Земли создан в иконографической полноте, такой буквальной копии не найти. Это культурное наследие не только нашей страны, но и всего мира, одной из самых почитаемых сокровищниц Православия и православной культуры. Все желающие могут ее увидеть и, приехав в подмосковный город Истру, поклониться святыням.

 

В других номерах:

№45 (750) / 2 декабря ‘13

Монастыри России

Нерукотворный образ русской Палестины

№44 (749) / 18 ноября ‘13

Монастыри России

Нерукотворный образ русской Палестины

 
Духовные размышления

Бог кающегося не презрит

Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г. Москва). – Совсем недавно мы начали с вами размышлять о вечернем молитвенном правиле, стараясь каждую новую молитву неспешно разбирать и размышлять над их смыслом, а уже совсем немного осталось.

 
Афон

Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

Продолжение. Начало в №№ 34–45 – Сейчас многие хотят перевести богослужения Русской Православной Церкви с церковно-славянского на родной и понятный всем русский язык. Какова Ваша точка зрения на это? – Верующий, имеющий доброе расположение, может понимать древний язык. Ведь перевод церковных текстов весьма нелегкое дело: трудно передать все оттенки смысла.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс