Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (750) → Дар различать духов

Дар различать духов

№45 (750) / 2 декабря ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург Читаем Ветхий Завет

Льстивые уста движимы не духом истины

Пророческие Писания и пророческая жизнь выявляют очень интересный момент. Они должны свидетельствовать перед народом, отступившим от Бога, они внутренне очень остро переживают это свидетельство, каждый понимает: быть возвестителем воли Божией людям, которые этого не хотят, очень сложно, ни один человек по доброй воле такой крест на себя не возложит…

Нет, мы все горим желанием пообличать в немощах наших ближних, но пророки-то не только сами жили совершенно иначе, своей жизнью воплощая, насколько это можно было, замысел Божий человеческой жизни, но они внутренне осознавали ответственность за народ.

Особенно ярко проявляется это в служении Иеремии. Пророки жалели этот народ, готовы были разделить с ним его судьбу. Эта нота была задана еще Моисеем, первым из пророков, когда на горе Синай он вынужден был просить, прекословить Богу. Когда Бог сказал: «Не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной, а от тебя произведу народ, который будет [больше,] сильнее и многочисленнее их», то Моисей возразил: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал».

Ощущение себя частью народа, восприятие судьбы народа, беды народа как своей характерно для всех пророков. Особенно ярко это видно в плаче Иеремии над разрушенным Иерусалимом. Ему жалко людей, которые не захотели послушать Бога, его свидетельства о Боге, и этого города. Пророки не были горды и счастливы от того, что вынуждены обличать, они очень сострадательны были. И этим своим служением уподоблялись Христу, Который, умирая за наши грехи, говорит: «Господи, не вмени им греха сего, не ведают, что творят». Потому что убивали Его те же самые фарисеи, которых Он обличал.

Есть еще одна особенная боль у всех пророков. Это явление лжепророков.

Нас не должны смущать люди, которые предсказывают будущее не в Церкви, не от лица Церкви, не имея вообще никакого представления о Священном Писании, о Боге даже. Иногда предсказания эти сбываются, но это не должно удивлять. Лжепророки появились ровно тогда, когда появились пророки. Борьба пророков и лжепророков – некая константа, то есть постоянная составляющая всех Книг Священного Писания.

Но если пророк является органом Святого Духа, если он – уста Духа Божия, тогда естественно, что устами лжепророков движет другой дух. О природе этого духа мы поговорим, когда будем разбирать конкретные места из пророческих книг. Важно понять, что это не дух истины, а дух лжи, то есть можно лжепророчествовать, можно двигаться духом лжи, чтобы обольстить, запутать и отклонить человека от истины. Это один момент. А второй – лжепророки всячески льстят своим слушателям, они говорят вещи приятные. То есть, когда мы слышим свидетельства как бы от Лица Бога произносимые и эти слова очень льстят нам, тешат наше самолюбие, успокаивают нашу совесть, то очень может статься, что уста эти движимы не духом истины.

Апостол Павел, как я уже говорил, свидетельствует, что «все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть».

То есть Бог есть Свет, и Его присутствие нас обличает, показывает нам наши недостатки, наши неправедности, грехи, ошибки. Поэтому святые отцы и подчеркивали, что человек узнается более всего по покаянию, смирению, сокрушению в своих грехах. Человек же, впадающий в прелесть, обольщенный духом лжи, не видит собственных недостатков, а видит только чужие. На эту тему есть известная притча о мытаре и фарисее: как мог заблуждаться человек именно потому, что он был в прелести (от слова «лесть»): он был духом лжи проникнут, все в нем было неправильно. Это общая беда очень многих фарисеев, которые в конце концов и распяли Христа потому что, даже не обличая их словами, Он одним своим видом, присутствием Своим, Своей любовью и милосердием был для них невыносимым огнем, так как разрушал их спокойное самоуверенное отношение к самим себе.

Вот и на страницах пророческих Книг видно, как пророки обычно предсказывают неприятности, а лжепророки, наоборот, приятности. Им, разумеется, верят с большей охотой. В одном эпизоде говорится: «есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, – отвечал Ахав, – но я не люблю его, потому что он не пророчествует обо мне доброго, а постоянно пророчествует худое; это – Михей, сын Иемвлая». А лжепророков звал, потому что они как раз говорили то, что нравится.

Надо понимать, что лжепророки могут быть откровенными лжецами, придворными льстецами или попросту шарлатанами, а могут и на самом деле считать искренне, что именно они и возвещают волю Божию. Так было и в ветхозаветные времена, так и сейчас. Ничего, по большому счету, в мире не изменилось, и сейчас действует дух лжи, и сейчас вполне могут быть лжепророчества и ложные чудеса и знамения. Поэтому и апостолы молились, и Церковь молится, чтобы были люди, которые имеют дар различать духов и отличать, какое пророчество ложное, а какое неложное.


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Духовная жизнь

О феномене «акедия» (уныние)

Александр Александрович Блуд, кандaидат философских наук

Продолжение. Начало в №№ 42–44 Доклад на Международной научной конференции «Церковь и мир: христианизация и секуляризм (к 1700-летию Миланского эдикта)», проведенной 22–23 сентября 2013 года Киевским религиозно-философским обществом.

 
Исследуйте писания

Остаток Израиля

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Закваска Церкви Христовой Продолжаем наше исследование Послания апостола Павла к Римлянам. В 11-й главе апостол Павел вновь обращается к судьбе израильского народа, размышляет, какое место занимает избранный Богом народ сейчас

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс