Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (745) → Глас неба

Глас неба

№40 (745) / 21 октября ‘13

Андрей ПечеринКнижная полка

Владислав Горохов. «Из века в век звонят колокола».

Наверное, мало на Русской земле таких людей, которые не хотели бы хоть раз в жизни подняться на колокольню и устроить радостный трезвон. К примеру, на Пасхальной седмице от желающих позвонить в колокола отбоя нет. Так было всегда… Откуда пришел колокол, как его льют, какие бывают названия и формы колоколов, как различаются церковные звоны, рассказывает книга Владислава Горохова «Из века в век звонят колокола».

Автор, используя различные исторические источники (летописные сведения, описи монастырей и церквей, описания несохранившихся колоколов, надписи и орнаменты на тулове и т.д.), прослеживает историю колоколов на Руси, которая обильна и героическими, и драматическими фактами и легендами, знакомит с «биографиями» знаменитых русских колоколов. В поле зрения автора оказываются и иноземные их собратья, и «бытовые» колокольцы. Ниточка истории колоколов протягивается в дохристианские времена – за пять веков до Рождества Христова. Читатель узнает об удивительных мастерах колокололитейного искусства, о чудо-звонарях, о талантливых зодчих, создавших непревзойденные по красоте храмовые колокольни. Завершает же книгу подборка рассказов известных писателей о колоколах.

«Я есть глас жизни; зову вас: молитесь, приходите» – такая надпись стоит на «полуденном» колоколе в Страсбурге. Легенда связывает распространение колоколов в христианской Церкви с Павлином, епископом «Нолы, что в Кампанье», итальянской провинции. Форму колокольчика епископу Ноланскому подсказали цветы. По легенде, он возвращался с богослужения и услышал необыкновенной чистоты звуки, а издавали их прекрасные полевые колокольчики от дуновения ветра. Тогда его и осенила идея создать поющий цветок из металла и использовать при богослужении.

На самом деле, как отмечает автор, где и когда были отлиты первые колокола из меди (вернее, из бронзы), сказать точно невозможно. Все, что касается епископа Павлина Ноланского, Владислав Горохов относит к разряду легенд. А вот о появлении колоколов в России автор пишет следующее: «Более тысячи лет тому назад колокола вошли в русские храмы. К этому времени они уже прошли довольно длительный путь развития в странах Западной Европы. Размер колоколов Древней Руси домонгольского времени соответствовал западноевропейским колоколам романского периода. Примерный вес колокола, фрагменты которого были найдены при раскопках в Переяславле Хмельницком, и датируемого концом XI – началом XII века, составлял приблизительно 180 кг (5 пудов). Минуло несколько столетий, и в XVII веке колокольнолитейное искусство в России достигло самых высоких вершин. Русские колокола стали славиться своей отделкой, неподражаемым звоном», несмотря на то, что изначально наш народ с недоверием отнесся к новшеству.

Прошло время, и отношение к колоколам поменялось кардинально, он стал неотъемлемой принадлежностью православного богослужения и элементом русской народной культуры. Для всех людей, независимо от их положения и состояния, голос Церкви – голос Православия – звучал одинаково. Наверное, потому колокольный звон и стал глубоко национальным явлением. «Во дни торжеств и бед народных» пробуждался «колокол на башне вечевой». Тревожным набатом поднимал народ всполошный колокол – вестник беды. Колокола плакали, молились о Русской земле в годы лихолетий. Торжественный, светлый звон благовестил о великих церковных праздниках, звучал как глас Неба.

Вся повседневная жизнь строилась под церковный перезвон. В народе с гордостью говорили, что в столице «сорок сороков» церквей. Всех приезжающих в город удивляло проникновенное звучание бесчисленных колоколов. «Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный!.. Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей раздается согласный гимн колоколов...», – писал в 1834 году Михаил Юрьевич Лермонтов.

Как отмечает автор, на Руси были «непревзойденные по мастерству звонари-виртуозы, постигшие все тонкости колокольного музыкального искусства». Они «извлекали такие звуки, перезвоны, переливы, создавали такие мелодии, которые проникали в сердце, согревали душу нашим православным родичам. А те, в свою очередь, считали, что звон колоколов – «Божий глас», и благодаря им укреплялась священная связь с Творцом. Русский народ понимал язык колокола – даже по звуку различали их, а по манере узнавали звонаря. К профессии звонаря всегда относились с большим уважением. И раз в год, в Пасхальную неделю – Светлую Cедмицу – любой прихожанин мог попробовать сам позвонить в любой из выбранных им колоколов. Об этом свидетельствуют народные пословицы: «В Светлую Cедмицу кто не звонарь» и «Не все пономари, а редко кто не званивал».

Сегодня заново налаживают для себя люди связь с Творцом Неба и земли. В современной жизни, чрезмерно переполненной достижениями грохочущей цивилизации XXI века, с особым чувством прислушиваешься к прекрасной музыке колоколов. А она доносит до нас живой голос наших предков.


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Плод веры

Станислав Юрьевич Куняев: К свету в конце тоннеля

Беседовал Александр Гатилин

– В нашем разговоре со Станиславом Юрьевичем Куняевым, главным редактором журнала «Наш современник», сопредседателем Союза писателей России, мы затронули очень серьезную тему – восприятие нынешней молодежью советской эпохи.

 
Воспитание

Воспитание детей – дело Божие

Александра Климанова, г. Рязань

Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит – доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, – то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, – к каким нравам: богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс