Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель подворья Свято-Введенской Оптиной Пустыни в г. Москве.
– Отец Мелхиседек, сегодня предлагаю такую тему: духовник и духовничество. По моему, очень актуальная...
– Это одна из самых волнующих тем для христианина. Вот человек поступает в школу, и возникает вопрос: я сам могу по учебникам разобраться или все-таки нужен учитель?
Сейчас очень много на институт духовничества нападок. Почему? Человеку постоянно внушают: «во всем разберись сам, надо жить своим умом, надо через все пройти, надо всего добиться самому». И этот светский взгляд на жизнь захватывает и духовную жизнь, особенно подрастающего поколения. И часто задают такой вопрос: у всякого ли христианина должен быть духовник, кто такой духовник, что это за понятие? Духовник – это учитель, наставник, врач, отец, педагог, психотерапевт, молитвенник. И все это должно сочетаться в одном духовном лице, с которым мы, по милости Божией, должны наладить отношения. Это как дети на домашнем обучении – до какого-то момента учитель для них мама или папа. То есть перед ребенком не кладут учебник и не говорят: разбирайся сам!
То же и в духовной жизни, хотя бы на первых порах – как святитель Феофан, затворник Вышенский, сказал: «Как для дитяти требуется воспитание и воспитатель, пестун и пестунство, так и для всякого христианина потребен духовный отец, который бы, взяв его за руку, вел бы его в Царство Небесное по пути спасения». Недостаточно одних только книг, своего рассуждения и Священного Писания, должен быть сторонний судья и наблюдатель твоего возрастания: священник все-таки чуть-чуть больше в Церкви находится, чем ты, имеет образование соответствующее – семинарию, академию. И, естественно, профессионал в своем вопросе. А доверять надо профессионалам.
Бывают люди, которые говорят: «Я сам всего добьюсь». Есть, конечно, самородки, которые берут флейту и начинают сразу играть, но это крайне редко. Обычный путь – ученик и учитель, наставник и наставничество, врач и больной. Самолечением ведь никто не занимается – это может привести к необратимым последствиям.
Очень важно понять не необходимость для каждого христианина иметь более или менее регулярную Исповедь, – важно вымолить у Бога духовника, священника, который бы и стал для нас и учителем, и наставником, и отцом в духовном плане, но в этом должна возникнуть потребность, человек должен почувствовать необходимость этого. Например, есть люди, которые не знают грамоты – и особо об этом не переживают. Так и здесь. Человек довольствуется уровнем, на котором находится, уровнем духовного незнания, и его это может вполне удовлетворять. Он даже не знает про свои болезни (о них не задумывается, и они его особо не беспокоят, пока он не обратился к стоматологу, – а там, оказывается, 5 – 10 дырок. «Ой, а я даже не замечал». Конечно, можно ничего не замечать, и к 40 годам половины челюсти не иметь) – это проблемы самого человека: хочешь быть здоровым? Ты должен лечиться. Хочешь чему-то научиться? У тебя должен быть наставник и учитель.
Вот и ответ на вопрос, должен ли христианин иметь духовника. Это счастье – иметь человека, который бы нас повел за руку и научил бы самому главному: жизни с Богом, пути следования по Евангельской жизни. Особенно если этот человек хоть на какую-то ступеньку находится впереди нас, что-то в жизни духовной понимает. «Все знает» только невежда.
Лучше жить по совету, чем через свое думанье, мол, «я во всем сам разберусь», и попасть во всякие ямы и во всякие приключения. Кстати, о людях, которые говорят: «Я сам», как дети в детском саду, старец Амвросий говорил: «Своеволие учит и мучит, сначала помучит, потом чему-нибудь научит».
Я вспоминаю: человека учат, как рыбу ловить, объясняют: леска так, крючок так, поплавок так. А человек не может даже с этими простыми вещами разобраться. Но есть умные люди, которые подсказали, и все – человек уже научился. Очень важно на этом пути не двигаться по соблазнам: я во всем сам разберусь. Это ошибка современного секулярного общества, и, приходя в церковь, не следует думать: компьютер есть, энциклопедии есть, я все сам решу.
Епископ Братский и Усть-Илимский МаксимилианДата рождения: 16 июля 1971 г. Дата хиротонии: 18 декабря 2011 г. Дата пострига: 18 декабря 2004 г. День ангела: 17 августаРодился 16 июля 1971 г. в Иркутске. Крещен в 1972 г. в храме Воздвижения Креста Господня Иркутска.
– В нашей «Творческой мастерской» – встреча с Еленой Антоновной Камбуровой, певицей, актрисой, режиссером, руководителем Московского Театра музыки и поэзии, народной артисткой России. «Счастливое сочетание вокала, ума и таланта», – сказал о ней Булат Окуджава.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.