Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в № 36 (741)
23 сентября исполнилось 13 лет монастырю Святых Царственных Страстотерпцев. Накануне праздника наместник монастыря Cвятых Царственных Страстотерпцев архимандрит Пимен дал развернутое интервью для сайта обители.
– Вы сказали, что Вас постригал Владыка. А насколько это было Вашим желанием? Было ли предчувствие монашества в Вашей жизни?
– Все молодые юноши и девушки, пришедшие в Церковь в возрасте созревания цветка, переживают определенный религиозный романтизм. Начитавшись святых отцов, читая утренние и вечерние правила, совершая первый– второй пост в жизни, начинают думать о монашестве. Находясь в таком состоянии, считаешь, что только ты можешь быть настоящим монахом, должен непременно стать молитвенником и жить где-нибудь в пустыне. Наверное, через это проходит каждый. Со временем кто-то расстается с мыслями о монашестве, у кого-то они трансформируются в лучшую сторону. Некий юношеский романтизм был свойственен и мне. Мне очень нравились книги «Ольховский монастырь», «Отец Арсений»… Я от них был в таком восторге, что уже не думал ни о какой семейной жизни, хотя до этого был убежден, что женюсь обязательно, что у меня будет много-много детей… А в определенный период появилось равнозначное стремление к разным полюсам: и жениться, и стать монахом. Сказать, что принятие решения о монашестве мне далось с болью и мукой, было бы неправдой. Во время семинарского обучения, серьезного чтения святых отцов, я стал не то чтобы понимать, а именно чуять необходимость монашества. Понял, что это мой путь. К Владыке я приехал еще мирянином. Устроился в духовное училище преподавателем и еще спокойно жил полгода, не задумываясь о дальнейшем. Все шло само собой. В один прекрасный момент меня познакомили с девушкой. Она мне очень понравилась, и я поехал к одной старице, чтобы взять совет: нужно ли мне дружеские отношения делать более серьезными. И вот я только приоткрываю к ней дверь, а она с порога мне уже «отвечает»: «Что же ты придумал! Какая женитьба! Хотел монашества, вот и иди этим путем!» Я и вопроса не стал задавать, взял благословение и уехал. И после никаких сомнений и душевных терзаний не было.
Но мне еще нужно было взять благословение у мамы, а у нее кроме меня больше нет детей. Молился и переживал, как ей сказать. Взял благословение у Владыки съездить домой. Думал: может, не стоит говорить? Принять постриг, а маму перед фактом поставить? Но приехал, сел и стал с ней разговаривать: «Я понимаю, что лишаю тебя внуков, но моей душе так будет полезнее». Мама отвечает: «Благословения не дам никогда. Хочу, чтобы ты был женатый, чтобы у тебя была семья». Не знаю как, но мне удалось найти слова, которые заставили ее передумать: «Хорошо, я женюсь, но учти: сделаю это только по благословению. Я буду жить в браке, но всю жизнь буду самым несчастным в мире человеком». Эти слова ее так затронули, что она заплакала и сказала: «Хорошо, благословляю тебя на монашество». И это самые дорогие и главные слова в моей жизни. Теперь я, как священник, у которого есть в том числе прихожанки бабушки, ее чувства особенно понимаю. Женщины, воспитавшие детей, которые дали им внуков, заботятся о малышах с огромной радостью и любовью. Эта радость дает им утешение в жизни, новую возможность любить и быть любимыми. Принять тогда благословение на монашество от мамы – человека мало воцерковленного, в принципе не знающего, что такое монашество, церковный уклад, церковная жизнь, – это дорогого стоит. Я ехал в Тулу с благословением матери, сердце волновалось, может, были какие-то последние сомнения, но сказать, что мне было тяжело и я страдал от этого – нет. На сердце была радость.
Но во время пострига слова, которые я произносил, монашеские обеты, были до того пронзительны, что невозможно было удержаться от слез. И только произнеся их, я понял, что меня прежнего уже нет. Есть новый человек, который будет за свою жизнь давать ответ Богу. Сейчас в монашестве я не испытываю скорби и уныния. Некогда унывать, много других забот: церковных, общественных, просто много общения с самыми разными людьми. И когда ты вникаешь в их проблемы, свои скорби не то что уходят на задний план, а их просто не видишь.
– Вы человек «в возрасте без седины», насколько сложно Вам руководить другими? Ведь Вы являетесь и секретарем епархии, и благочинным монастырей Екатеринбургской епархии, и наместником монастыря. Откуда берется опыт, понимание того, как именно нужно исполнить то или иное послушание?
– Тому человеку, который несет возложенные на него послушания, не отказывается ни от чего, Господь дает силы. Те послушания, которые несу, я несу только потому, что принимал их без ропота. То воспитание, которое Владыка мне дает, помогает мне их исполнять. Я не задумываюсь: сложно ли делать то или иное, просто делаю. Если бывают ошибки, то и получаю от Владыки. Прежде – обижался, но потом думал: правильно, так опыт и приобретается. Владыка учил: если тебе доверено дело, не нужно бояться ответственных шагов. Это не значит, что нужно делать все самовольно и без благословения, но нужно уметь брать на себя ответственность, пусть даже ошибиться, получить за это наказание, но приобрести в результате жизненный опыт. Тот, кто не обжигался, тот не поймет, что значит горячее. И, если что-то не получилось, нужно искать причину в себе.
– Вы уже более полутора лет являетесь наместником монастыря на Ганиной Яме. Что было самым сложным для Вас за это время?
– Самым сложным было стать монастырским монахом. Я принял постриг в монастыре, но потом все мои послушания были связаны с миром. Был настоятелем приходов, помощником Правящего Архиерея по церковно-приходской деятельности, благочинным в Ярославской епархии, но жизни в монастыре у меня не было. А жизнь в миру накладывает свой отпечаток. Очень трудно в миру молодому монаху заниматься главным деланием – молитвой.
Владыка так провел меня по жизни, что я послужил где только можно: был настоятелем сельского храма в самом глухом селе Тульской области – в Ченцово в храме Александра Кипрского. Это в 9 километрах от железнодорожной станции. Путь к селу лежит через лесок, поле, а на протяжении 3 километров вообще нет дороги. В селе жили-то всего три человека, я пришел четвертым. Это один опыт. Был настоятелем поселкового храма, городских приходов, настоятелем кафедрального собора – и это другой опыт. Был преподавателем в семинарии, в училище духовном, был благочинным, а вот монашеского делания, монашеской жизни в монастыре у меня не было. Придя в обитель на Ганину Яму, я это воспринял как благословение Божие. Этому тоже нужно научиться, потому что монашеству, молитве надо учиться. Как монах, как христианин, как священнослужитель я делал до этого все, что мог, но монастырь несет нам иной взгляд на жизнь. Жизнь в монастыре особенна. Вот этому я и учился полтора года, и еще нужно учиться много лет, чтобы и на эту ступенечку вскарабкаться перед Богом.
(Продолжение следует)
Окончание. Начало в № 35, 36 Опекает монастырь не только тех, кому еще раскаиваться и раскаиваться, но и тех, кто еще не успел сильно загрязнить свою душу. Господь сказал: «кто примет одно дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф.18:5).
И сокрушение должно быть правильнымЕсли мы обратимся не к житию святого праведного Иоанна Кронштадтского, а к биографии протоиерея Иоанна Сергиева, то в ней найдем подтверждение слов святителя Игнатия.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.