Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Закон, который защищает чувства верующих, вызвал острую полемику в обществе. Между верующими и неверующими в последнее время обострился спор о том, что можно, а что нельзя делать в отношении между людьми разных мировоззрений, между верующими разных религий и конфессий, между атеистами и теми людьми, для которых вера дороже жизни и которые считают, что никто не должен оскорблять связанные с этой верой взгляды, святыни.
Некоторые пытаются сказать, что никакой диалог между верующим и неверующим невозможен, как невозможен диалог, положим, между представителями разных традиционных религий, с одной стороны, и представителями новых религиозных движений, с другой.
На самом деле спокойный диалог, спокойная полемика возможны всегда, и они так или иначе будут присутствовать в нашем обществе, как присутствовали в древности и в течение последующих веков, а особенно в начале XX столетия, когда диалоги между людьми разных религий, между верующими и неверующими, между христианами разных исповеданий и разных взглядов на жизнь были особенно интенсивными. Такие диалоги неизбежны.
В обществе всегда были критики Церкви, Священного Писания. Первая полемика между Христом с Его последователями и теми, кто не верил Ему и Его последователям, имела место уже во время земной жизни и земного служения Спасителя. Об этом ясно говорится в Священном Писании. Практически все святые, которые известны Церкви, за немногими, может быть, исключениями, так или иначе дискутировали с теми, кто не принимал Учение Христово, с теми, кто извращал, искажал его. Очень мало повествований о людях, которые родились бы в нечестивой семье, всю жизнь прожили тихо и спокойно и так же скончались. Даже отшельники, люди, которые уклонялись от общения с большим количеством людей либо полностью прекратили любое общение, вели духовную брань, непростые дискуссии с духами злыми поднебесными, которые пытались совратить, соблазнить, отторгнуть от жизни по заповедям Божиим.
Практически любой христианин ведет некую полемику, некий спор с теми, кто не приемлет Учения Христова. Иногда этот спор происходит в семье, иногда на работе, иногда на тех или иных общественных мероприятиях, иногда просто в быту при контактах с людьми, которые не принимают Христа, но которые, тем не менее, пытаются – иногда с вызовом, иногда исходя из интереса, иногда пытаясь что-то понять – оспаривают те или иные положения Священного Писания, практику Церкви, ту или иную сторону христианского мироучения и христианской жизни.
– Тогда спрашивают, когда пытаются вступить в дискуссию, это на самом деле хорошо. Неслучайно очень и очень многие люди, которые вроде бы являются неверующими или приверженцами учения, отличного от христианского, очень часто своей совестью, если она не сожжена, своим пониманием того, что есть грех и добродетель, подталкиваются к тому, чтобы спрашивать, интересоваться, иногда спорить. Я знаю очень и очень многих людей, которые в 80-е, 90-е годы начинали как гонители Церкви, как ожесточенные критики христианства, а потом становились верующими. Их критический настрой, попытка поспорить, найти противоречия в христианском учении, выяснить что-то, что им казалось абсурдным, – все это на самом деле было отражением определенного процесса, который происходил в совести и сознании человека. Отражением внутренней неудовлетворенности, духовного поиска, стремления понять: а что же там, за пределом веры и неверия, где ответы на вопросы, которые мучают человека, даже если он обладает критическим умом и готов отождествить себя с людьми верующими, многие из которых ему кажутся слишком примитивно мыслящими. Очень многие люди, которые пытливо спорили с верующими, стали сегодня преданнейшими и искреннейшими чадами Православной Церкви, людьми общественно активными и готовыми за свою веру жизнь положить. Почему так бывает? Так бывает потому, что никакой человек, даже объявивший себя неверующим, не свободен от вечных вопросов, не свободен от мук совести, от неудовлетворенности жизнью, где главное – потребление, карьера.
Практически никакой человек не способен удовлетвориться только этим – таким его создал Господь.Именно помня об этом, не нужно бояться говорить с неверующими, вступать с ними в доброжелательные и спокойные споры, пытаться ответить на их вопросы о том, где истина, есть ли противоречия в христианском учении, почему некоторые христиане живут не по Евангелию, в чем смысл общественного свидетельства христианина в современном мире. Нас об этом всегда будут спрашивать, как спрашивали в древности апостолов, как спрашивали христианских пресвитеров, епископов, диаконов, мирян в течение всей христианской истории, даже в самых христианских государствах и даже в самые вроде бы спокойные времена.
Спрашивали люди о том, что же все-таки несет Евангелие, что несет Христос в жизнь человека той или иной исторической эпохи. И не всегда эти вопросы были легкими, и не всегда легко было найти ответ.
(Окончание в следующем номере)
Епископ Белевский и Алексинский СерафимДата рождения: 31 августа 1977 г. Дата хиротонии: 3 сентября 2011 г. Дата пострига: 9 декабря 1997 г.Родился в г. Богородицке Тульской области в семье служащих. Старшеклассником и по окончании в 1993 г. средней школы нес послушание алтарника при Свято-Казанском храме г. Богородицка.В 1997 г., поступил на пастырские курсы при Тульском епархиальном управлении.
Продолжение. Начало в №34 (739) На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед. – Каким должно быть служение пастыря в современных условиях, когда, кроме совершения богослужений, ему приходится заниматься хозяйственными и административными вопросами, миссионерством, благотворительностью
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.