Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Совсем недавно в Екатеринбурге завершил работу VI научно-практический семинар по разработке теорий трезвенного просвещения, в рамках которого к нам в город приехал протоиерей Александр Пелин – ректор Саранского Духовного училища, кандидат богословия и председатель Отдела Саранской епархии по делам молодежи и отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.
Наша беседа не только о проблематике борьбы за трезвость, но и о взаимоотношениях Церкви и общества.
– Батюшка, Вы приехали в нам в город в рамках семинара, расскажите о Вашем участии в мероприятии.
– Это был учебно-методический семинар, на котором обсуждалась проблематика борьбы за трезвость в широком смысле этого слова. Часто трезвение понимают только как антиалкогольную полемику, тогда как его духовная сущность соотнесена со словами Господа нашего Иисуса Христа «Бодрствуйте и молитесь, ибо не знаете ни дня, ни часа, когда Отец ваш Небесный придет за вами». «Бодрствуйте» – это призыв к действенному трезвению, призыв человеку работать над собой. Именно к этому нас постоянно и призывает Церковь. Вот почему трезвение без церковного участия невозможно, поэтому и никакое кодирование не поможет – даже медикаментозные методики должны закрепиться на духовном уровне, на уровне ценностей.
– В основном все курсы трезвения или организации занимаются с людьми, которые хотят излечиться. А что делать с теми, кто вообще не хочет лечится?
– Основная причина алкоголизма – духовная неустойчивость к негативным воздействиям современного мира. Если человек верующий, он понимает, что есть Бог, и тогда он готов к любым жизненным трудностям, готов их преодолевать. А вот если у человека нет этих высших ценностей, он, что называется, «без царя в голове», то тогда он, конечно же, начнет пить. Но проблема в том, что Церковь и церковные структуры, которые занимаются этой проблемой, не могут отвечать вообще за все. Проповедь должна относиться ко всем, но придет только тот, кто услышит.
На самом деле ответа на ваш вопрос не существует. Вот представьте себе – стоит будка, на которой написано «Не влезай, убьет!» – человек влезает, и его убивает. Вопрос: при чем тут Церковь? Наша задача – заниматься профилактикой и помогать желающим излечится, помогать им адаптироваться к нормальной жизни.
– Батюшка, Вы председатель отделов Саранской епархии по делам молодежи и взаимоотношениям Церкви и общества. Какие на сегодня основные проблемы во взаимопонимании Церкви и общества?
– Взаимоотношения Церкви и общества – это выработка фундамента социальной справедливости.
Российского общества как единого гражданского общества, по моей оценке, не существует. Наше общество слишком сильно разобщено. Что такое гражданское общество? Это общество ответственных граждан, субъектов права, и обязанностей. В гражданском обществе невозможны пьянство, преступления и грязь, которая есть сейчас. В гражданском государстве у человека есть не только права, но и обязанности, он умеет не только получать но и отдавать, а мы все привыкли только брать, но ничего не хотим отдавать – мы не хотим заниматься стариками, не хотим быть волонтерами, и т.д.
У нас, к сожалению, очень сильное расслоение по признаку «бедный– богатый», и на этой почве часто возникает социальная напряженность. Вот это мне кажется существенной проблемой. Если Церковь окажется тем звеном, которое сделает это общество обществом социальной справедливости или хотя бы солидарности, то я буду только рад. Мне кажется, из этой проблемы вытекают все остальные – патриотизма, воспитания, отношения к молодежи.
– А какие пути выхода из этой ситуации?
– В первую очередь нужно, чтобы слова не расходились с делом. Если мы хотим солидарности, то для этого требуется гармоничное сочетание между законом и его исполнением. Это элементарные вещи, но часто так бывает, что именно элементарные вещи и не выполняются. Например, чиновники говорят с экрана – «трезвость это важно», а сами на каком-нибудь приеме наливают себе по стаканчику. Ну и кого мы, спрашивается, обманываем?
– Вы начали говорить, что у молодежи нет примеров для подражания; в свете последних событий, отмечу грустный факт: молодые женщины, которые устроили бунт в храме – «героини» последнего времени...
– Они были абсолютно трезвы, но в духовном смысле – бунт пьяный, да. Это как раз к вопросу о трезвении. Я утверждаю, что эти люди были зависимы от каких-то искушений. Враг рода человеческого соблазнил их и заставил совершать действия, которые несовместимы с нормальным человеческой бытием. Как людей их жалко, – но их грех, безусловно, нужно осудить.
– Их поступок мог стать следствием имеющихся проблем между Церковью и обществом?
– Думаю, нет. То, что выдается за общество сегодня – это просто маргинальные группировки. Это несколько десятков, а может, сотен людей. Скажем, в государстве есть Общественная палата, куда входят несколько либералов. И они пытаются навязать свои взгляды огромному количеству людей. Кто дал им право выступать от имени всего народа? Никто. Я приведу только один факт – опросы ВЦИОМа показывают, что поддержка Патриарха в народе превосходит поддержку многих политических лидеров. К слову, на последнем Архиерейском Соборе было принято много документов, которые важны для всего общества, а не только для нас – например, по ювенальной юстиции наконец высказана точка зрения, что не следует так быстро принимать этот закон. Слава Богу, Президент Российской Федерации, наконец, прислушался к мнению иерархов Церкви.
– Батюшка, возвращаясь к нашей первоначальной теме, – как Вы оцениваете важность и нужность подобных конференций, в рамках которой Вы приехали в Екатеринбург?
– Я считаю, форма работы, которая избрана братством «Трезвение», очень правильная и эффективная. На таких семинарах подробно обсуждаются важнейшие проблемы, по итогам издаются статьи и материалы, – это не пустая болтовня.
– Братство работает не первый год, но я выхожу на центральные улицы и вижу молодежь с пивом – эта картина как два года назад была, так и сегодня остается…
– Вы поймите, работа ведется очень большая и, может, имеет смысл выставить какие-то пикеты, посты трезвости. Я считаю, что вам нужно просто сигнализировать о таких случаях.
– Вы хотите сказать, что ничего не изменится, пока мы просто будем проходить мимо?
– Да. Это очень важный момент: от нас тоже много чего зависит. Понятно, что пока вы одна, вы мало что можете, – но стоит только собрать группу единомышленников и показать альтернативу, я думаю, все изменится в лучшую сторону.
Максим Исповедник. «Главы о любви» «Кроме «Слова о подвижнической жизни», посылаю тебе, честный отче Елпидий, еще и сочинение «О любви» в равночисленных четырем Евангелиям сотницах глав. Оно, быть может, не соответствует твоему ожиданию, но мы сделали все, что в наших силах. Впрочем, да будет известно твоей святости, что данное произведение не есть плод моей мысли
В прямом эфире радио «Воскресение» – передача из цикла «Если болит душа...»Православный врач-психотерапевт Вячеслав Владимирович Боровских, президент Фонда эффективного народосбережения. Идите и научите… – Поступил вопрос на сайт
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.