Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (720) → Врач-психотерапевт В.В. Боровских: Без Христа все суетно

Врач-психотерапевт В.В. Боровских: Без Христа все суетно

№15 (720) / 8 апреля ‘13

Беседовала Валентина ЕфремоваЕсли болит душа

В прямом эфире радио «Воскресение» – передача из цикла «Если болит душа...»

Православный врач-психотерапевт Вячеслав Владимирович Боровских, президент Фонда эффективного народосбережения.

Идите и научите…

– Поступил вопрос на сайт: «Уважаемый Вячеслав Владимирович, я ваш коллега, врач-психиатр, психотерапевт, православный. Я отчасти разделяю православную критику различных направлений современной психотерапии, высказанную, например, Дмитрием Александрович Авдеевым в его книгах или на Вашем сайте, не согласен с квалификацией гипноза как магии, например. Если идти до конца, то анафеме следует подвергнуть всю западную, а она вся западная, психотерапию, но что тогда реально останется? Получается, что православная психотерапия превратится просто в морализаторство, проповедь, миссионерскую работу. По своему не очень большому опыту и опыту других вижу, что основной клиент – неверующий, запрос к психотерапевту часто совершенно другого плана – человек требует ответов на вопрос, как ему жить комфортно, безболезненно, без невротических проблем в этом мире. Мне кажется, любой разговор о заповедях, нравственности, таинствах Церкви и прочем вызовет крайнее сопротивление и потерю клиента. Мое желание – остаться профессиональным психотерапевтом и не лишиться шанса на спасение. Помогите разобраться».

– Да, для многих врачей, кто ищет истину, кто пытается приносить пользу своим пациентам, этот вопрос крайне болезненный. Раньше не было никакой психологии, никакой психотерапии и на Западе тоже. А что было? Была Церковь. И все, больше ничего не было потому, что больше ничего и не нужно было – Церковь не только давала ответы на все вопросы, которые возникают у человека по мере его вырастания в этой жизни и даже по мере ухода из этой жизни, но Церковь давала и дает исцеление страждущей человеческой душе – подлинное исцеление. Она не лечит, хотя мы часто употребляем это слово, Церковь исцеляет, исцеляет Господь, Господь делает человека целым.

То, на что распался человек в результате греха, Господь в процессе общения человека с Ним собирает вместе, и в человеке все становится правильным: дух подчиняет себе душу, душа – тело, и человек обретает ясное, здоровое самосознание, мир душевный, становится способным перенести любые трудности и страсти.

Когда Церковь занималась душевным здоровьем народов Европы, ни в какой психологии, ни в какой психотерапии не было нужды. Человек падший, грешный, все, что угодно, – но если он живет и развивается в церковной атмосфере, в сфере благодатного общения с Богом, то это никогда не будет проблемой ни для него самого, ни для общества. Церковь – надежный гарант душевного здоровья отдельного человека и целой нации, исповедующей христианство. А вот там, где Церковь перестает выполнять свою функцию не потому, что она от нее отказывается, а потому, что люди отказываются от Христа, выбирают для себя другую систему координат, о душевном здоровье говорить не приходится.

– Тут еще мысль, что «любой разговор о заповедях, нравственности, таинствах Церкви вызовет крайнее сопротивление, потерю клиента».

– Само слово «клиент» мне крайне не нравится, то есть я к этому человеку уже не смогу относиться как к страждущему. Клиент – это человек, который принес мне деньги, я его должен обслужить за деньги. Это особый вопрос, и тоже очень болезненный. Христианство, как и Сам Христос, с самого начала у каких-то людей вызывали сопротивление, и Самого Христа распяли.

Они избрали себе другую систему ценностей. И с западным миром произошло то же самое, – западный мир от Христа отказался, хотя вроде бы мы видим внешнее проявление того, что какая-то христианская жизнь в Западной Европе есть. Вот недавно смотрели на выборы нового папы, люди заполнили площадь перед собором Святого Петра, ждали, когда совершится это все. Но за этим внешним проявлением приверженности к христианству в общем-то ничего уже нет. Мы знаем, что христианская жизнь в том виде, в каком она должна быть, в Европе давно отсутствует.

А потребности-то душевные остаются, вопросы насущные бытия. Опора человеку в жизни необходима, он должен обрести радостную, светлую надежду, он должен знать, что ему делать, когда события в жизни развиваются не так, как ему хочется, он должен знать, как ему относиться к собственным болезням, которые неизбежно будут у него возникать, и самое главное – он должен правильно относиться к неизбежной для него смерти. И если отказаться от Христа, от христианства, то тогда человек полностью теряет почву под ногами. Это вызывает бесконечные страхи, тревоги, панические атаки, жизнь превращается в бессмыслицу. Как говорят святые отцы: без Христа все суетно. И эту суетность, то есть бессмысленность, человек обязательно (если он психически здоров более или менее) увидит. Где выход искать, где найти утешение, где обрести почву под ногами, спасение, наконец?

Здесь, правда, спасение понимается не в христианском смысле, это стремление просто успокоиться, утешиться здесь, на земле. Тогда-то человек изобрел психологию, а вместе с ней и психотерапию, появилось очень много направлений. Да, автор письма прав – эти направления все западные: психология и психотерапия. И до поры, до времени у нас в России в этом не было нужды, лишь относительно недавно мы сами почувствовали в этом нужду. Русский народ всегда жил идеей – большой, грандиозной, она придавала его жизни смысл, ради этой идеи русский человек был готов действовать, жить, жертвовать собой, покорять пространство, был готов изучать науки, развивать ремесла, культуру и искусство ради идеи. Тысячу лет этой идеей было Православие. Она и сейчас существует в России.

– Почему этот автор пишет, что если подвергнуть психотерапию анафеме, то получится, что психотерапия православная превратится в морализаторство, миссионерскую работу?

– Очень просто. Если человек воспитан изначально в западной системе ценностей и получил образование первичное как психотерапевт на основе западных психотехник и сейчас сам говорит: я – православный, значит, он пытается сопоставлять то, что он знает и умеет, с тем, к чему тянется его душа, он понимает, что технологии, которые изобрели люди в отношениях самих себя, просто не нужны. И если от них отказаться, как он пишет, «предать их анафеме», то тогда останется проповедь Христа.

– А он называет это морализаторством.

– Он называет это так, как это называется в западной психологии. Но, простите меня, мы к этому призваны, если мы становимся христианами – Христос сказал: «Идите, научите все народы всему, чему Я вас научил», а для этого мы сами должны знать и уметь.


Слушайте программу «Если болит душа...» на радиоканале «Воскресение»: понедельник 17.20. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№10 (715) / 4 марта ‘13

Если болит душа

Где начинается покаяние, там все меняется

Беседовала Валентина Ефремова

 
Церковь и общество

Протоиерей Александр Пелин: От нас тоже многое зависит

Мария Заостровных, г. Екатеринбург

Совсем недавно в Екатеринбурге завершил работу VI научно-практический семинар по разработке теорий трезвенного просвещения, в рамках которого к нам в город приехал протоиерей Александр Пелин – ректор Саранского Духовного училища, кандидат богословия и председатель Отдела Саранской епархии по делам молодежи и отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

 
Крещеный мир

Вера делает свободными

Мы под Мюнхеном, в доме, где живет семья покойного Глеба Александровича – вдова Софья Васильевна, дочь Ксения, к ним в гости приехал сын Дмитрий. Всего Глеб Александрович вместе с Софьей Васильевной вырастили и воспитали в Германии шестерых детей, все они православные, любящие Россию и говорящие по-русски люди. А один из них, Михаил, стал священником и сегодня служит

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс