Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Ее голос называют хрустальным. Он звучит в разных уголках России, что есть признак народной любви. Певица, заслуженная артистка России, чей голос называют национальным достоянием, – Евгения Смольянинова.
– Евгения, я очень люблю Ваше творчество. Атмосфера всегда удивительная на Ваших концертах – ты уносишься в надмирное пространство. Скажите, как Вам удается быть такой родной буквально всем? С вами вместе на концерте и поплачешь, и пожалеешь, и признаешься кому-то в любви.
– Я должна рассказывать какие-то необыкновенные вещи о самой себе?
– Да, потому что Вы делаете именно необыкновенные вещи на сцене своим голосом.
– Есть нечто, чего я даже не должна знать, о чем я не должна даже думать. Если я начну анализировать, даже втайне, как здорово я это делаю, это будет мне мешать. Есть какие-то секреты мастерства, но, думаю, такие вещи всегда должны быть тайной. Не надо до времени ничего проявлять, потому что я сама не знаю, что это.
– Вы исполняете русские романсы, народные песни. Как Вы нашли эту нишу, каким был ваш путь?
– Тернистым. Но и замечательным – очень важно почувствовать, когда тебя ведут. Как парус чувствует ветер. Надо так развернуть парус, чтобы точно понять, что из всех дорог эта – твоя! У человека есть потрясающий навигатор – сердце.
– У Вас в роду кто-то пел?
– Да, бабушка, мама. Дедушка, которого я не знала, тоже пел. Какие-то генетически были предрасположенности.
– Какие песни пели в Вашей семье?
– Наверное, дело не в этом. Мне кажется, что каждый человек рождается на какое-то свое дело, и не всем везет это дело сразу обнаружить, а, бывает, обнаруживается, но уже поздно. А у меня все очень ясно было.
– Как началось Ваше существование в потоке народной песни, русского романса? Вы ведь многие русские романсы возвращаете из забвения, воскрешаете своим исполнением.
– Я благодарна исполнительнице народных песен, крестьянской певице Ольге Сергеевой. Я очень много о ней рассказываю всегда, но нужно один раз услышать ее голос, что легко сделать, потому что он звучит в фильме Тарковского «Ностальгия». Для меня очень важно, что Тарковский из всех голосов выбрал ее голос, потому что он обладает, я бы сказала, светоносностью, в нем даже нет этнической окраски яркой, он благороднее, выше, пронзительнее, он попадает в сердцевину человеческую и вымывает из нее все ненужное. Я услышала ее в 1982 году – поет неизвестная певица в какой-то фольклорной программе, тогда еще такие были, и Ольга Сергеева с первой секунды и навсегда, на всю жизнь захватила мою душу. Это знак, не просто знак – значище, как понять свой путь.
– Вы с ней встречались потом?
– Да, она мне пела при первой же нашей встрече. Я жила несколько недель у нее в Псковской области и записывала не только ее песни, а ходила с магнитофоном к разным певицам и записывала их исполнение, а потом она пела эти песни так, как могла только она. У нее всегда был особый взгляд на песню, звучали песни по-особенному. При всем уважении к другим певицам, – но у меня всегда рождался такой сказочный образ из «Царевны-лягушки». Помните, невестки там ковры какие-то делали, пироги пекли, а царевна-лягушка все это делала как-то по-особенному? Вот и в Ольге Федосеевне это было.
Мне всегда казалась, что она только притворяется крестьянской старушкой, а по сути своей это совершенно другое существо, я всегда чувствовала ее необыкновенную высоту, когда она пела. То есть через пение передавалось некое пространство, в которое человек может выходить и в нем существовать, а ты еще не можешь, ты смотришь снизу вверх, а потом, когда вызревает твое собственное мнение, понимаешь, что ты уже над облаками.
Для меня фольклор – это не утварь, которой можно себя окружить и свою жизнь сделать стилизованной. Меня интересовали песни и люди совершенно по-другому, они были для меня проводниками вот в то самое пространство.
Я, наверное, прошла много мимо чего. Бабушки с радостью открывали сундуки и отдавали свои платья, наряды. Потому что отдать некому было, и они очень рады были молодым энтузиастам, которые с удовольствием все брали и в этом еще и выступали. Многие мои коллеги по сцене выступали в таких нарядах, но я этого никогда не делала, мне никогда это не было нужно. Мне казалось, что это все проходящее, ветхое, а то, за чем я гналась, – вечное.
– А Вы как для себя определили это пространство?
– Я не фантазирую на этот счет, понимая – мне нужно это пространство, оно мне необходимо, оно дает свободу моему голосу и возможность обратиться совершенно по-иному к людям, которые меня слушают.
– Можно сказать, что это пространство нас приводит к соприкосновению с вечностью, к законам Божественной гармонии?
– Лет 10–15 назад я бы так пафосно и заявила бы. А сейчас поостерегусь, потому что я не знаю. Но для меня это очень важно – чем больше у меня концертов, чем я становлюсь старше, в конце концов, тем я делаюсь ближе к людям, которые меня слушают.
– Да, Ваше пение просто пронзает сердце, действительно единство ощущаешь с Вами. Вы продолжили потом свои фольклорные экспедиции?
– Специально нет, были случайные поездки, чаще всего снова к Ольге Федосеевне и к тем чудесным бабушкам, которые жили с ней по соседству. Там была абсолютно потрясающая женщина Вера Ивановна Полющенко, она вскорости скончалась, я ее видела последний раз лет 20 назад. Это она пела романс «Ах, Боже мой, что делает привычка, ах, Боже мой, что делает любовь».
– Они жили по заповедям?
– Они верующие, да. Они все в детстве крещены были. Вера Ивановна Полющенко пела на клиросе до какого-то возраста, и первое, что она мне спела, – все тропари двунадесятых праздников. Есть такая запись, она спела все тропари, а потом уже начала петь народные песни. Это больше, чем песни, они раскрывают уклад жизненный, внутренне предстояние человека. Не в смысле, как он корову доит или картошку варит, а вот как он живет внутренней жизнью.
Собственно, мое обучение в этом и заключалось, что я слушала – они все время пели, а я все слушала, слушала, слушала. И мне все время хотелось сквозь внешнюю песню услышать что-то большее, и, мне кажется, я услышала. Услышала, что жить неуспешно – не страшно, безызвестно жить – не страшно, небогато жить – не страшно. Страшно другое – коверкание своей души, коверкание сердца своего страшно.
Вот это я поняла из их песен. Смелость, да, она нужна, мужество нужно, какое-то отречение внутренне от мира сего нужно, необходимо. Это совершенно невозможно все петь, потому что мир не таков, как в этих песнях. Сразу понятно было, что дело не «звездное».
– Евгения, спасибо, что Вы есть, что есть Ваши песни, спасибо, что Вы нас радуете своим голосом.
Летопись жизни и деятельности Благоверной Великой Княгини Елисаветы Феодоровны В третью Неделю по Пасхе, жен-мироносиц, Святая Церковь напоминает нам о высоком призвании женщины-христианки. Сколько было их, святых жен, за всю историю Церкви!
Известным на всю страну благотворительным фондом «Русская береза» руководит его создатель – Оксана Михайловна Гарнаева. С момента создания фонда (2005 год) сделано очень много – Фонд помогает детским домам, храмам, людям, находящимся в местах заключения; ежемесячно более тысячи нуждающихся получают долгожданную помощь.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.