Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (701) → Священник Димитрий Беженарь: Христианский долг – не сходить со своего креста

Священник Димитрий Беженарь: Христианский долг – не сходить со своего креста

№44 (701) / 19 ноября ‘12

Беседовал Александр СергиенкоБеседы с батюшкой

Ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик храма в честь Ахтырской Иконы Божией Матери села Ахтырка, кандидат богословия священник Димитрий Беженарь.


– Тема нашей беседы – воспитание детей и ошибки, которые мы совершаем.

Не бывает неуслышанных молитв

– Есть вопрос из социальной сети, задает его Елена из Краснодарского края: «Сыну девять лет, в храм я его вожу без особого его желания. Понимаю, что еще год–два, и он вообще туда не пойдет. В храм из всей семьи я хожу одна. Муж и отец сидят дома, сын равняется на них. Как молиться за них и как воспитать сына-христианина?».

– В Евангелии от Матфея, 15 глава, 21–28 стихи, повествуется, как Господь пришел в страны Тирские и Сидонские, и ему навстречу вышла женщина-хананеянка, то есть из язычников, не ведающих истинного Бога, так как молва о великом Чудотворце распространилась далеко за пределы той земли. Подошла и кричала: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня, дочь моя зле беснуется». То есть ее дочь страдает, это горе для всей семьи, но она просит: «Помилуй, Господи, меня», потому что мать, видя свою беснующуюся дочь, по сути, еще больше страдает. Господь сначала ей не отвечал и продолжал идти дальше со Своими учениками, чтобы еще больше показать ее веру. И уже апостолы обращаются и говорят: «Равви, отпусти ее, ибо она вопиет вслед нас» – иными словами, или помоги, или ответь, чтобы она не кричала.

Святые отцы толкуют, что Господь так дал Своим ученикам проявить свою любовь к бедной женщине, свое молитвенное ходатайство к Нему. Господь им отвечает: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Наконец эта женщина перед Христом падает ниц и говорит: «Господи, помоги». Он опять ей отвечает, чтобы еще раз подчеркнуть ее веру и смирение, которых не было даже у богоизбранного народа: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». И она, вместо того, чтобы оскорбиться, обидеться, с глубоким смирением говорит: «Так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».

Вот как должна себя вести женщина-христианка, даже если муж неверующий. И это пример, как надо молиться – забыть про ложный стыд, ложный страх (не беря себя в расчет, как говорит старец Паисий), молиться Богу со слезами, просить, чтобы Господь привел к покаянию и мужа, и детей. Не бывает неуслышанных молитв.

– Следующий звонок – Москва на связи, слушаем вас.

– У меня племянник есть, он еще и крестник мой. Ему восемь лет, отец не занимается воспитанием, я стараюсь ходить с ним в церковь, сестра моя не против. Но все равно большие проблемы, он не слушается. Хотелось бы получить совет от Вас.

– Частный совет духовный отец даст, если он у вас есть (а он должен быть у каждого христианина), а общее правило – надо делать все, что мы можем, а то, что мы не можем, Господь восполнит.

Если у вас есть возможность племяннику что-то рассказывать из библейской истории, из житий святых, возить в храм, брать его в паломнические поездки, надо это делать. Господь, видя ваше старание, восполнит то, что вы не можете.

Все познается в сравнении

– Вопрос из социальной сети задает Татьяна (Санкт-Петербург): «Я замужем уже шесть лет, есть ребенок, почти два года. Осознанно стала членом Церкви только год назад, муж неверующий. Как воспитать ребенка в вере, когда отец настроен против?».

– Ситуация достаточно распространенная. Святой апостол Павел говорит, что муж освящается женой верующей, как и жена неверующая освящается мужем верующим. Жизнь с неединомысленным человеком – достаточно тяжкий крест, но наш христианский долг – не сходить со своего креста. Если взяли такой крест, полюбили человека, сочетались браком и видите, что нет единомыслия в самом главном (а вера это самое главное), с терпением несите этот крест и старайтесь делать максимум возможного.

– Звонок из Московской области.

– Моя племянница начала в этом году заниматься в танцевальном кружке латино-американскими танцами, там танцуют только девочки, без мальчиков. Скажите, не принесет ли ей духовный вред такое занятие? И как объяснить ей, если это действительно приносит вред?

– Я не специалист в танцах, поэтому, может быть, мой ответ не будет компетентен. Все познается в сравнении. Классическая музыка, хоть и не духовная, но на душевном уровне человека обогащает. И поэтому классическая музыка в сравнении с ужасными ритмами рок-музыки, джаза, рэпа и так далее, полезнее для души, для формирования личности подростка, как, естественно, и классические танцы, какие были в XIX веке, – красивые, а не просто тряска, когда человек трясет головой, волосы взлохмачены, глаза бегают в разные стороны, пена у рта. Тут человек не то что образ Божий теряет, теряет даже человеческий. Вспоминаются слова Псалмопевца Давида: «Человек в чести сый, не разуме, приложися скотом бессмысленным и уподобися им». Все познается в сравнении, с рассуждением. Если вы видите, что эти танцы развращают вашего ребенка, то лучше как-то постараться ее уговорить. Не просто запретами, а переориентировать на что-то более полезное и более безопасное для ее души.

– Вопрос из социальной сети, задает его Ольга (Санкт-Петербург): «Шесть дней работай, а седьмой день отдавай Богу. Как проводить воскресный день с ребенком? Утро в храме, а как быть дальше? Муж пять дней на работе, идет строительство дома, часто замечаю, что воскресенье проводим во всевозможных торговых, строительных комплексах».

– Всей семьей?

– Ну, скорее всего да.

– Интересная жизнь у них... Надеюсь, что задавшая этот вопрос смотрит нашу программу. Идеальный вариант – если в субботу вечером и в воскресенье утром всем православным христианам, кто не тяжело болен, не парализован, умеет ходить, быть в храме на богослужении. Еще лучше – всей семьей. Но если хотя бы один член семьи будет в храме в воскресенье, то уже большая польза. Христианам надо, по возможности мягко, стараться поделиться тем сокровищем, которое мы имеем, с теми, кто еще не осознал, в чем сокровище веры. А после службы уже на семейном совете решить, как этот день провести, по крайней мере, без вреда для души.

На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни

– Кристина, город Киров: «А может, нужно учиться у детей, а не их учить? Господь сказал: «Истинно говорю вам: если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное».

– Смотря как понимать «учиться у детей». Сейчас есть такая духовная болезнь, она даже имеет название – дети индиго (индиго – это как бы фиолетового цвета аура над ними, причем эту ауру видят люди, так же поврежденные, которые в детстве были индиго). Как Ирина Яковлевна Медведева – моя хорошая знакомая, известный психолог – говорит, это такая инновация в педагогике, так называемая нерепрессивная педагогика, когда родители и дети меняются местами. И вот эти дети индиго, якобы, должны учить жизни своих родителей.

Это самое настоящее извращение Богом установленного порядка. Родители должны воспитывать своих детей, а не наоборот. Если слово «индиго» перевести на христианский язык – это бесноватый ребенок, одержимый, который страдает за грехи родителей. Не одержимый ребенок должен родителей своих учить жизни, а родители должны максимум усилий, душевных сил приложить, чтобы ребенка исцелить. А та цитата из Священного Писания, которую наша уважаемая зрительница привела, немножко другой смысл имеет – мы должны стяжать, по возможности, такую же невинность, чистоту, простоту, как у детей. Святой апостол Павел поясняет эти слова: «На злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» – как ребенок не злобен, у него нет чувства мести, злопамятства.

– Как врачевать проявления эгоизма в семьях, где один ребенок и родители по незнанию, а может быть, специально, подпитывают эгоцентризм этого ребенка?

– Очень большая ошибка – если родители конфликтуют друг с другом в присутствии ребенка. Еще одна страшная ошибка, которая очень негативно отразится на жизни детей в последующем, – если мама в присутствии детей первое слово говорит, что бы ни сказал отец, «нет». Она таким образом, может быть, даже не осознавая, разрушает авторитет отца. Особенно для мальчика авторитет отца, мужчины имеет огромное значение. И если мама разрушает авторитет отца в глазах ребенка, этот ребенок будет духовным инвалидом.

Я встречался с семьями, где воспитали детей эгоистами, это просто какие-то нравственные чудовища, уж простите меня за такие резкие слова. В присутствии этого ребенка родители буквально трепещут, они готовы исполнять любые его прихоти, готовы подавать сорокоусты во все храмы и монастыри, лишь бы только он уехал и не приезжал никогда, они готовы молиться даже всем богам, лишь бы только он был подальше от них. Сами не понимают: есть большая доля их вины в том, что их ребенок вырос таким.

Не дело детей судить родителей

– Еще звонок – Нижний Тагил на связи.

– Евгения, город Нижний Тагил. Имею ли я право осуждать свою маму за то, что она не расписана с моим отцом? Мне кажется, что грех, который несут родители, несу на себе и я. Правильно ли так думаю?

– Заповедь о почитании родителей – заповедь Божия, ее никто не отменял. Дети не могут быть судьями своих родителей, это извращение Богом установленного порядка – Господь в Евангелии ясно говорит: не судите, да не судимы будете. То есть Господь заповедал не судить, и тем более не осуждать, а тем более – не судить с пристрастием.

Дети должны, видя какие-то недостатки родителя (а недостатки есть у всех), молиться за своих родителей, если мы говорим о верующей семье, по мере сил помогать, и с любовью, со смирением увещевать родителей. А быть судьями своих родителей мы ни в коем случае не должны. В Православной Церкви нет учения, что автоматически грехи одних тяготеют над другими. Сам грех как преступление, как нарушение Закона Божия не тяготеет над потомками, но предрасположенность ко греху, об этом и в Священнописании Ветхого Завета говорится, имеет свойство тяготеть над потомками, и наказание от Бога как некая епитимья может ложиться на детей до четвертого рода. В Ветхом Завете Господь говорит устами пророка Исаии: «Я Господь, Бог твой, Бог Ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня».

– Вопрос из социальной сети: «Мы живем вне брака, моя мама очень переживает, говорит, что грех великий, из-за этого ссоримся. Как быть? Чувствую свою вину».

– Маме надо в ножки поклониться: она правильно говорит, что жить в невенчанном браке (тем более, если люди верующие) – это непорядок. Есть брак, заключение брака в загсе, – если люди верующие, то надо повенчаться и жить по-Божии.

– Они даже брак не заключили.

– Даже брак не заключили? Тогда тем более мама просто молодец, надо ее слушаться.

– Всегда ли можно решить проблемы с воспитанием детей, подходя к этому вопросу только с духовной стороны?

– Духовная жизнь, как говорят святые отцы, это единственно подлинная жизнь. Все остальное – не что иное, как прозябание в служении страстям. Поэтому в любых проблемах наших мы должны постараться видеть духовную сторону. В некоторых ситуация полезно обращаться и к психологам, лучше к православным. Я не хочу обидеть никого из наших телезрителей, но большая беда, когда педагоги, психологи, врачи далеки от веры. Советы таких людей будут только в земной плоскости. Лучше везде искать духовную причину: только с Божией помощью можно уврачевать любые проблемы.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 13.00 (в записи), 22.00 (прямой эфир). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Архипастырь

Право или вседозволенность

Беседовал Александр Сергиенко

Наш гость – викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-западным викариатством епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению.

 
Приход

На общую молитву зовут колокола

Алексей Соловьев

После освящения колоколов отец Александр Сандырев, обратившись к прихожанам и жителям екатеринбургского микрорайона Сортировка, подчеркнул: «Мы слышали слова сегодняшней молитвы, что кампаны, по-русски – колокола, «отгоняют всякое зло». Даже люди науки говорят, что там, где звучит колокол, меньше бактерий.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс