Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (701) → Право или вседозволенность

Право или вседозволенность

№44 (701) / 19 ноября ‘12

Беседовал Александр СергиенкоАрхипастырь

Наш гость – викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-западным викариатством епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению.


– Сегодня мы поговорим о справедливости человеческой и правде Божией. Владыка, мы в жизни всегда хотим решать все по справедливости, но руководствуемся нередко законом «глаз за глаз, зуб за зуб». Сразу появляется вопрос – а справедливо ли это? И вообще, что такое справедливость?

– Мы живем в обществе, где есть не только праведники, но и грешники, не только люди законопослушные, но преступающие закон. Современное общество при свободах, которые гарантируются государством, очень разнообразно. Так что сказать, что здесь все должны жить по правде Божией, как это должно быть, – невозможно. Потому и требуются какие-то законы, понятие справедливости – справедливого отношения к человеку, к обществу, к природе, к окружающему миру как к творению Божию, созданному для человека. Необходим закон, защищающий законопослушных людей, которые стремятся в своей жизни сделать больше добра и как можно меньше зла.

Правда Божия – это внутренний закон, который вложен был Богом в человека при сотворении, но грех повреждает нравственный закон в человеке. А человек поступает по запросу голоса совести. Мы же говорим: совесть спящая, совесть сожженная, совесть еще какая-то.

Чтобы пробудить голос совести, голос Божий в человеке, необходима праведность, необходимо, чтобы Бог жил в существе человеческом и говорил с ним через совесть.

Есть определенные нравственные законы, которые Церковь преподает каждому из нас. Если человек стремится к праведности, если голос Божий звучит в его душе, как звучал он в душах праведников, ему закон и не нужен. Но Церковь состоит и из кающихся грешников, то есть для всех – и верующих, и неверующих – требуется определенный миропорядок, а значит – справедливое отношение. Справедливость в обществе нужна.

– Владыка, а справедлив ли Бог?

– Бог справедлив. Мы веруем, что Бог свят, что Бог не может творить зла, Он творит только доброе, и поэтому Бог справедлив.

Но есть еще понятие свободы воли человека. Бог не делает из человека какую-то послушную машину, хорошо управляемую. Бог даровал человеку царственное достоинство – свободу. Этой свободой в полноте обладал Адам, первый человек, который ее и утратил, но Второй Адам – Христос не сотворил греха, то есть Он свободен от греха. И Бог дает человеку возможность самому избирать свой жизненный путь. Потом, когда мы предстанем пред Богом, то дадим отчет за прожитую жизнь, за все доброе и злое, что мы сотворили. Бог сотворил человека праведным, но человек, в силу свободы воли, творит грех и искажает в себе эту праведность, искажает всегда сам; а Бог всегда остается справедливым.

– Бог не вмешивается в нашу личную жизнь. Но бывают же тяжелые ситуации, когда человек не знает, как ему поступить, что делать. Например, все его близкие, родственники, друзья умирают, и он остается один.

– Если бы Бог вмешивался в нашу личную жизнь, тогда за что бы мы отвечали и какая награда человеку? Мы были бы как компьютеры. Мы живем в несовершенном мире, это Бог совершенен. Когда Господь сотворил мир и воззрел на него, Он сказал, что творение это добро зело, то есть очень хорошо было сотворено все. Есть шутливое выражение у богословов: «хорошо, но не отлично», то есть мир предназначен к тому, чтобы постоянно совершенствоваться. И человек тоже. Ведь сказано: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный», то есть нравственное совершенствование человека бесконечно, но никогда мы не сравняемся с тем совершенством, которым обладает Бог.

Господь не насилует человека, Он говорит: «Сыне, дай Мне сердце твое», то есть раскрой сердце твое, сделай так, чтобы Я мог войти твоим соизволением. «Я стою при дверях и стучу, и кто услышит Мой стук и откроет Мне двери, к тому Я войду и буду с ним», – говорит Господь: Он опять же обращается к свободной воле человека.

– Получается, что закон как юридическая категория появился из нашей поврежденности – появилась необходимость регулировать отношения друг с другом?

– Конечно. Ведь есть люди, которые не хотят жить ни по нравственному закону, ни по законам человеческим, они были всегда, есть и всегда будут. В частности, моя работа по тюремному служению как раз связана с подобными людьми. Тюрьмы всегда были, есть и будут, без них никакое государство не существовало и не будет существовать, видимо, никогда. Так что несовершенное общество, бесспорно, нуждается в законах.

– Ответим на звонок – Нижний Тагил на связи.

– У меня вопрос о справедливости для женщины. Женщина тоже родилась со свободной волей от Бога, так почему же в образовании духовном я не могу проявить себя?

– Бог заботится обо всех – и праведных, и грешных. Мы иногда сами не хотим принимать о себе заботу Божию. Что касается духовного образования для женщин, то сейчас достаточно возможностей получить его (может быть, не во всех регионах, не во всех епархиях). Есть епархии, где, допустим, есть женские училища сестер милосердия; это больше профессиональное, но там можно получить и духовные знания. Мы стремимся в епархиях открывать теологические факультеты. В семинарию мы не можем принимать женщин – в семинарии готовят священнослужителей. У нас женского священства нет, там много предметов, которые женщине в жизни просто не понадобятся, как, допустим, литургика или догматическое богословие.

А вот теологический факультет, где программа приближена к семинарской, дает возможность всей интеллигенции, в том числе и женщинам, получить духовное и даже богословское образование. Мы действительно должны думать сейчас, как женщина может получить духовное образование, ведь женщина играет огромную роль в жизни Церкви. Если в вашем регионе в епархии нет такой возможности, то можно поступить на заочное отделение теологических факультетов при университетах, учиться заочно.

– Следующий звонок – из Белгородской области.

– У апостола Павла есть такие слова: «То доброе, что хочу, не делаю, а то злое, что не хочу, делаю». Дальше он объясняет, что, мол, не человек делает злое, а живущий в нем грех. Когда мы человека за убийство или воровство сажаем в тюрьму, то мы наказываем человека, а не грех. Какая ж тут справедливость? Значит, мы не имеем права никого ни сажать, ни судить.

– Грех связан не с природой человека, а с личностью. Личность рождает грех, и эта личность наказывается. Но личность-то – часть человеческой природы. Так что грех, совершенный личностью человека, одновременно творится в теле и телом человека.

Почему мы говорим, что верим во всеобщее воскресение мертвых? Потому, что человек должен предстать на Суд Божий не душой своей только, но вместе со своим телом. Иоанн Дамаскин говорил, что тело человека – это только половина человека, потому что у него есть еще душа, человек – духовно-телесное существо.

Ну как вы грех накажете, оторванный от личности человека? И потом, ведь это же личность становится злой или доброй. Вот дьявол, например, не имеет тела человеческого, но он личность, то есть имеет духовную, пусть и отрицательную, сущность. И как личность, творящая зло, он потом будет наказан, он и сейчас уже наказан, так как частично связан в аду, после того как Христос Воскрес и разрушил двери ада и вывел оттуда праведников.

Многие святые отцы считают, что удерживающий (имеется в виду государство, которое регулирует определенные формы справедливости, гарантирующие свободу жизни нормального человека и изолирующие преступников), необходим.

– Следующий звонок – из Московской области.

– Владыка, как я поняла, Вы несете тюремное служение. Скажите, пожалуйста, почему так давно нет амнистий в нашем государстве? И, по Вашему мнению, нужны ли такие амнистии, когда волей государства срок уменьшается наполовину или выпускаются люди до тридцати лет, которые еще могут создать семью?

– Амнистии должны быть разумными. Бесспорно, нельзя выпускать на свободу преступников, которые, получив ее, вернутся к преступной жизни.

Сейчас идет реформа уголовно-исполнительной системы, стремятся к тому, чтобы, насколько это возможно, улучшить условия содержания преступников, приблизить к западным стандартам. Все-таки в современных условиях тюрьма и заключение не исправляют человека, порой он становится там еще более озлобленным, более закостенелым в преступлении и становится рецидивистом.

Желательно, чтобы наказание было неотвратимо и адекватно совершенному преступлению. Но, в любом случае, человек, который находится в заключении, прежде всего лишается права передвижения и права общения, но не лишается других гражданских прав, которые ему должно гарантировать государство. К сожалению, в современных условиях УИС гарантировать все остальные гражданские права невозможно, нет к этому условий. И амнистии – единственная возможность сократить наказание.

Но я согласен с вами, что амнистия не должна касаться тех людей, которые совершили тяжкие уголовные преступления, опасные для жизни человека.

– Слушаем звонок из Краснодарского края.

– Справедливо ли, что в Церкви отказывают некрещеному четырехлетнему ребенку? Мы ходим с ней в церковь постоянно, она даже молитвы знает. Мы хотели заказать молебен о здравии, сорокоуст, но нам отказывают постоянно. Я смотрела передачу профессора Осипова, он говорил, что некрещеный не может только к Причастию подходить.

– Некрещеный ребенок не член Церкви и не может участвовать в таинствах Церкви. Православная Церковь разрешает Крещение даже младенца, чтобы не лишать младенца или ребенка уже более взрослого таинства причащения – таинства святой Евхаристии. Во время молебна, когда заказывают сорокоуст, имя этого человека в течение сорока дней поминается на литургии, и священник, произнося это имя, вынимает частицу, а в конце Литургии эти частицы опускаются в чашу со словами «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде». Предполагается, что люди, имена которых произносились, крещеные. Это тоже участие в таинстве, поэтому молиться за некрещеного нельзя.

Допустим, у кого-то муж мусульманин или другого христианского исповедования, или родители другого вероисповедания, но вы все равно будете молиться за них – в церкви в личной молитве и дома. Мы обязаны молиться за других людей. Но вот участие в таинствах и определенные обряды, которые связаны с поминовением и погружением частиц, недопустимо.

– Следующий звонок – из Подольска.

– Господь говорит: «Много званых, но мало избранных». Меня это смущает. Что в деле спасения зависит от человека, а что от Бога?

– Много званых, но мало избранных. Видите, всех Господь призывает ко спасению, каждого человека. Но здесь еще по-разному понимают толкователи Священного Писания. Можно подходить очень строго к исполнению заповедей Божиих. Очень строгому человеку видится, что мало кто может спастись, менее строгому – что большая часть людей погибает, а лишь меньшая спасается. Но есть и такая точка зрения, что избрание есть определенный вид служения человека, к которому Бог призывает его – допустим, избрание на священнослужение можем считать избранием Божиим.

Это может быть и в гражданских специальностях или направлениях жизни человека, когда Бог избирает человека стать пророком или служителем государственным. Таких людей не очень много, это действительно много званых, но мало избранных. Но званы все, и от нас зависит результат; если человек хочет спасения, если стремится к Богу, если просит, чтобы Господь ему помог, надежда на спасение всегда есть.

Вера человека – это не просто вера во что-то отвлеченное; это вера в Бога, Которого ты познал, ощутил в своем сердце и доверяешь каждому слову Божию, тому Божественному Откровению, которое Бог дает, стремишься его исполнять. И тогда Бог непременно нам помогает.


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30

 
Церковный календарь

Будем готовить наше сердце для Бога

Протоиерей Евгений Попиченко

27 ноября – память святого апостола Филиппа Родом из Вифсаиды, что близ Галилейского озера, как Петр и Андрей, с малых лет наученный Священному Писанию, Филипп тотчас откликнулся на призыв Господа и пошел за Ним.

 
Беседы с батюшкой

Священник Димитрий Беженарь: Христианский долг – не сходить со своего креста

Беседовал Александр Сергиенко

Ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик храма в честь Ахтырской Иконы Божией Матери села Ахтырка, кандидат богословия священник Димитрий Беженарь.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс