Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (697) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Любовь к Богу – это когда человек готов всю свою жизнь предать Христу

Протоиерей Димитрий Смирнов: Любовь к Богу – это когда человек готов всю свою жизнь предать Христу

№40 (697) / 22 октября ‘12

Беседовал протоиерей Александр БерезовскийБеседы с батюшкой

На телеканале «Союз» – гость: протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями


Духовное и душевное

– Давайте сразу перейдем к вопросам.

Василий, Новосибирск: «Преподобный Иоанн Лествичник пишет о нечувствии как о страсти. Как бороться с такой страстью и чем она отличается от хронического психического расстройства?»

– Некоторые духовные заболевания очень похожи на заболевания психические. Такие вещи сродни унынию, и для победы над ним требуется усердная молитва и обязательно какое-то рукоделие. Очень помогают даже самые простые труды– уборка своего жилища или починка белья. Это как заржавевшая гайка – нужно обязательно стронуть с места спаявшуюся ржавчиной резьбу, тогда она пойдет гораздо легче.

– Тут, к сожалению, не уточняют, о каком нечувствии идет речь. Многие говорят: молюсь, а не чувствую любви к Богу – как-то сердце не горит к Нему; читаю о слезах, которые должен испытывать человек, каясь перед Богом, – таких слез нет.

– Человек путает духовное и душевное. Это бывает, особенно у женщин. Считают, что пламенеющая любовь сродни влюбленности. Это совсем не так. Пламенеющая любовь – это готовность всегдашняя отдать жизнь за Христа.

Очень часто человек заявляет: «У меня нет любви к Богу». Но если нет любви к Богу, как ты в храме оказался? Что тебя подняло в такой ранний час? Зачем правила почитал, потом ехал час и пришел к семи часам в храм? Человек думает, что любовь к Богу – это когда руки потеют, язык заплетается, все из рук валится и сердце трепещет, как у пятнадцатилетнего мальчика, который второй раз в жизни влюбился. Это совсем не так. Но отсюда постоянная путаница. Человек может сам себя обвинять в нечувствии – нет никаких нечувствий, потому что любовь – это состояние души, когда человек готов сам себя и друг друга и весь свой живот предать Христу.

– Одна раба Божия каялась: уже лет пятнадцать ухаживаю за больной свекровью, но никакой любви к ней не испытываю, хотя все делаю, что нужно, все, что попросит. Батюшка ей говорит, что «вот это и есть любовь».

– Ну да, она думает, что у нее должно быть к ней чувство, как к новорожденному младенцу, – желание потетешкать, все время обнимать, целовать, вот в чем дело-то. А свекрови, за которой ухаживают, что нужно? Уход или бесконечные признания в любви? Слова тоже важны, нельзя их совсем отрицать, но главное все равно не слова, а та энергия любви, которая в ней заключена, главное – постоянное усердие. Проявление любви – цветы подарил и два апельсина, и все? Нет, любовь – это когда изо дня в день.

Молитва от сердца

– Петербург на связи.

– Я слышала в какой-то передаче на канале «Союз», что желательно читать Иисусову молитву в день не менее ста раз, молитву Святой Богородице не менее двухсот раз. Объясните мне, неразумной, как сочетать молитву, идущую от сердца, с учетом количества раз?

– Очень просто. Никакого тут нет противоречия. Если человек ставит себе цель во что бы то ни стало получить нужную цифру, то, конечно, внимание будет обращать на количество, а если человек будет уделять внимание собственному сердцу, то цифра не будет играть для него никакой роли.

Очень давно, никто не скажет когда, больше тысячи лет назад, у людей молящихся появился такой инструмент как четки. Перебирая четки, на которых сто узелков, человек уже не беспокоится о счете, а как дойдет до самого большого зернышка, которое означает начало и конец, то, значит, сто и было. Это самый простой способ, старинный и благословленный. Если сбился – прочти снова или оставь; понятно, что сто одну молитву прочесть лучше, чем сто.

– Почему Иисус запрещает ученикам и злым духам рассказывать, что Он – Сын Божий?

– Очень много на эту тему есть рассуждений. Мне больше всего нравится такое: Господь не хотел, чтобы Его, Сына Божия, исповедовали бесы. А людям запрещал потому, что каждое деяние Божие было направлено непосредственно на этого человека. Часто бывает, что слово священника, сказанное человеку, он как совет передает другому – от этого может быть вред. Как лекарство – прописано одному человеку, а другому оно может повредить.

– Вопрос задает Людмила, Ленинградская область: « Можно ли как молитву произносить такие слова: «Великий Боже, дай мне силы самой закончить путь земной, не быть обузой до могилы, чтобы не мучались со мной. И не лишай до расставанья рассудка, здравого ума, чтоб я за все свои деянья была ответственна сама»?».

– Можно-то можно, но в этих словах, которые вы прочли, есть некоторые странные вещи, там про ответственность сказано… Она и так существует, незачем о ней просить. Поэтому мы обычно используем те молитвы, которые передали святые угодники Божии. Это лекарство будет помогать лучше.

– Некоторые слова в общепринятых молитвах не всем понятны.

– Те слова духовные, а эти – душевные. И постоянное чтение таких душевных стихов может закрыть вообще в человеке доступ к духовному. Останутся только душевные чувства.

– Слова-то вроде все верные.

– Не все. Всегда в доморощенных стихах очень много уделяется вниманию рифме, и ради этой рифмы упускается главное. Слова подбираются не с точки зрения духовной пользы, а с точки зрения рифмы. Поэтому идет дополнительное искажение. От молитвы человек должен назидаться, – так угодно Богу, и так апостол говорит.

– Нередко говорят: когда читаю по молитвослову, часто отвлекаюсь, а начинаю своими словами просить – у меня действительно молитва получается. Можно человеку оставить молитвослов и молиться своими словами?

– Человеку можно все, даже не молиться совсем. Научиться плавать в этом море можно только на волнах того, что создано.

Когда спор бесполезен

– Вопрос Галины из Пензы: «Как убедить брата, что читать он мои мысли не может, что получается клевета длиною в двадцать лет. Молюсь о нем, чтобы он понял, что это его мысли, а не мои. Мне не хочется, чтобы в тот мир он пришел с этим грехом. Ему 67 лет, мне 74, и ничего за двадцать лет я не могу исправить».

– Не нужно ничего исправлять. Когда его душа отойдет от тела, он все прекрасно поймет; этого достаточно, а то, что нам хочется, не всегда возможно. Такой застарелый спор бесполезен, потому что, как правило, люди все очень гордые, человек свое собственное мнение часто считает выше всего. Спорить – только портить отношения, он так думает – и Бог с ним. Клевета? И на Самого Спасителя клеветали. Ничего страшного. Горько терпеть непонимание от собственного брата? Ну и Матерь Божия это терпела, и Сам Господь Иисус Христос сталкивался с тем, что Его ближайшие родственники недопонимали и апостолы, которых Он учил, – у каждого свое на уме (я представляю, как Ему по-человечески могло быть обидно). Поэтому то, что вы испытываете, испытывали Господь и Пресвятая Богородица. И вас Господь сподобил так же пострадать. А то, что молитесь за него, тоже правильно, это не дает сердцу вашему обидеться на него. Обычно русский человек при таких явлениях говорил: «А Бог с ним».

– Раб Божий Сергий (из какого он города, не написал): у них в городе в последнее время все чаще появляются брошюры о неправильном Крещении обливанием. Вопрос такой: «Нет ли необходимости повторного Крещения полным погружением? Священники вроде разъясняют, но люди все равно ищут повторного Крещения, как им можно это объяснить?»

– Никак. Это из той же оперы. Люди свое собственное мнение считают истиной. Это ересь самая настоящая. А всякая ересь возникает исключительно от гордости. Человек считает так, несмотря на разъяснения Церкви. Такой человек готов считать неправым Патриарха, епископов, всех богословов и т.п. Вот как раздаются сейчас по радио, в интернете всякие мнения: «Церковь должна», и какой-то человек, который и некрещен, и в церковь никогда не ходил, рассказывает нам, что церковь должна. Понятно, что человек, принявший в свое сердце беса гордости, иначе и не может поступать. Ну а если человек начинает Церковь учить, это уже не гордость, а гордыня. Вот, эти странные брошюры. Спрашивают, как объяснить? Очень спокойно, кротко, с любовью, если человек не воспринимает – оставь его в покое. И ему сказать – «оставь меня в покое». А если человек начинает сомневаться, значит, у него нет доверия к Церкви. Если у него нет веры в Церковь, он уже не православный христианин, ибо сказано: «Верую в единую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое Крещение во оставление грехов». Если человеку какая-то листовка важнее Символа веры нашего, тогда что с ним говорить? Он уже не православный.

Ввязываясь в бой, оцени свои силы

– Вопрос – крик души: «по призыву нашего Патриарха Кирилла и других батюшек выхожу в интернет против вражьего засилья; невозможно читать, что пишут, от зла и ненависти, что исходят от оппонентов, кажется, монитор в твою сторону выгибается, тем более, что кричат только свое, а другое мнение категорически отвергают. Как быть, если после такого «общения» сам нахватываешь бесов, теряешь полученную после Причастия благодать?»

– Каждый должен поступать по рассуждению собственного ума, как сказал великий апостол Павел. И потому, прежде чем вступать в битву, надо посчитать свои возможности, а чтобы участвовать в этой борьбе со злом, нужно к кому-нибудь примкнуть и совместными усилиями разрабатывать какие-то особые программы, чтобы борьба была эффективной. Контрмеры должны быть продуманные, надо переигрывать по очкам спокойно.

– Как остаться спокойным, слушая и читая всю эту мерзость?

– Мы живем в мире, где все это происходит постоянно, от этого никуда не денешься; нужно вырабатывать иммунитет.

– У нас люди пока не привычны к такой откровенной и наглой лжи, которая обрушилась в последние месяцы на Церковь, на священнослужителей.

– Надо привыкать. Для тех, кто знает историю, это неудивительно – те же слова, те же приемы, что и сто лет назад, как будто вообще ничего не менялось. Руководит-то этим всем дьявол, а он существо нетворческое.

Лучше семейного воспитания ничего нет

– Евгения из Казани, вопрос у нее о воспитании младенцев: «Я молодая мама, старшему сыночку два года, скоро родится второй ребенок. Нужно ли отдавать детей в детский сад или же лучше воспитывать дома, с мамой, или пресловутая социализация все-таки важна для детей такого возраста?».

– Вопрос актуальный. Сам я вырос в детском саду, причем на пятидневке, то есть меня родители приводили в понедельник в детский сад и в пятницу забирали. Если бы меня спросили, как я сам хочу, то я никогда на это бы не согласился. Помню, я был уже школьником, и в пионерском лагере дал себе обет, что когда у меня будут дети, никогда их не отдам в пионерский лагерь, и я это выполнил. В детском саду какое-то время моя дочка была, но она была в группе, где воспитателем работала ее бабушка, поэтому она была, в некотором смысле, как дома. Но и то при первой же возможности мы ее забрали. Бывают такие обстоятельства, что у молодой семьи нет другого выхода, поэтому в детский сад отдавать, конечно, можно, но только в самой безвыходной ситуации. Самая лучшая социализация происходит в семье. Потому что для ребенка самое важное – быть с мамой.

Ребенку находиться в детском коллективе чрезвычайно вредно, эта ситуация стрессовая и совершенно аномальная, потому что редкая семья имеет двух детей одного возраста. А в семье дети разного возраста во главе с мамой, которая регулирует их взаимоотношения, в течение всего их детства учит, как вести себя за столом, как старшие должны относиться к младшим, как младшие должны относиться к старшим, как нужно относиться к своим игрушкам, как застилать кровать, как убирать за собой посуду и как ее мыть и так далее, мама находится все время в педагогическом процессе. А когда папа приходит с работы, он к этому подключается.

Я педагог по первому образованию, и была б моя воля, я бы детей отдавал в школу с девяти лет, не раньше, когда психика ребенка достаточно окрепла. Потому что когда маленький семилетний, а сейчас и шестилетний ребеночек помещается в коллектив из двадцати пяти человек – это ситуация сумасшедшего дома.

Вот мне уже за шестьдесят лет, я пенсионер, и что я помню из детства? Я помню ужас детского сада, помню несколько совершенно ужасных эпизодов, которые мне там пришлось пережить. Не потому, что я такой злопамятный, а потому, что это серьезные шрамы оказались. Так что, умоляю вас, просто умоляю, как человек, сохранивший память о своем детстве, уберегите ваших деточек от этих испытаний.

– Батюшка, тут в продолжение Вашей истории вопрос. Карина, из Симферополя: «С третьего класса оставалась дома одна, родители, бабушки, дедушки, все работали с утра до вечера, большую часть детства и юношества подверглась влиянию внешней среды, школы, улицы, СМИ, всегда зависела от общественного мнения. В четырнадцать лет уже пробовала пить, курить, увидела много плохого, были помыслы самоубийства, и вот к девятнадцати годам своей жизни чувствую разбитость, опустошенность, беспричинное уныние, хотя совсем недавно убедилась, что в жизни есть много прекрасного. Подскажите, как научиться не винить родителей за все, что было, и в своих теперешних грехах, как их простить?».

– Мне никогда в голову не приходило винить моих родителей. То, что они отдавали нас в детские учреждения, было просто жизненной необходимостью. У меня из детства есть три момента счастья. Самый яркий – когда нас не отдали в пионерский лагерь, а мы поехали с мамой на лето в деревню. Я даже четыре года назад съездил в эту деревню – настолько там был счастлив, что мне захотелось опять это пережить.

Все грехи – смертные

– Борис (Ивантеевка) спрашивает: «Что считается смертным грехом, и как не стыдиться исповедоваться в одних и тех же грехах? Стараюсь не грешить этими грехами, а все невольно получается».

– Должен вас огорчить, Борис: все грехи – смертные. Если взять булыжник размером с ведро, повесить на шею и броситься в пруд – утонешь, а если взять мешок с очень мелким песком и повесить на шею – тоже утонешь. Классификация грехов очень условная. По этой классификации, грехи именуются смертными по основным человеческим страстям: гордость, уныние, зависть, блуд, сребролюбие, чревоугодие, печаль. Потом, как не стыдиться? Как только вы перестанете стыдиться, значит, душа умерла. Стыд как раз от грехов во многом и сохраняет. Постарайтесь сохранять его, потому что если вы потеряли стыд, то потеряли одно из фундаментальных свойств человека: им он отличается от животного.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 13.00 (в записи), 22.00 (прямой эфир). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Слово

О колоколах и силе колокольного звона

Проповедь епископа Каменского и Алапаевского Сергия в день Фестиваля колокольного звона – Дорогие братья и сестры, мастера колокольного дела и звона! Я продолжу начатый мной разговор о силе колокольной. Здесь собрались выдающиеся звонари, колокольные мастера и только еще начинающие (как отрок Ваня, который усердно меня фотографирует).

 
Паломничество

Новая Гефсимания

Наталия Шустова, Екатеринбург

В августе этого года группе паломников из Екатеринбурга посчастливилось посетить святые места Центральной России. Сейчас наш рассказ – о Гефсиманско-Черниговском ските, расположенном в Сергиевом Посаде, в трех километрах от обители Преподобного Сергия. Скит был основан в 1844 году

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс