Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Гость программы «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз» – руководитель центра реабилитации для алко- и наркозависимых в Нью-Йорке священник Вадим Арефьев.
– Сегодня мы поговорим о страсти блуда. Страшная страсть, которая сейчас все больше захватывает население, особенно молодое поколение. Что это такое?
– Страсть блуда – это одна из глубинных страстей, основанная на тех добрых позывах, инструментах, которые заложил Господь в душу и тело человека.
Есть потребность в пище, а есть страсть объедения. Здесь то же самое: доброе семя, заложенное в устроении человеческого существа, способность человека воспроизводить себе подобных, потомство из поколения в поколение преумножать, извращается, и человек концентрируется на плотских удовольствиях. Бесовская атака настолько усиливается, что полностью захватывает человека, делает его рабом желаний – как любая страсть.
Мы видим на примере своих близких, батюшки – на примере своих прихожан, как человек может постепенно падать и, упав достаточно глубоко, уже не может выбраться.
Вообще, человек – существо многогранное. Мы не можем в этом премудрейшем кристалле, созданном Творцом, выделить одну грань и сказать, что остальные грани не существуют. Святые отцы учат, что если человек впадает в одну из страстей, то все остальные непременно потянутся следом. Если человек борется, то, избавляясь от одной страсти, ему легче избавиться от второй и третьей.
На мой взгляд, существует принцип духовной спирали: наше существо – дух, душа и тело – как некий шар; мы, как по спирали, с огромными усилиями, ведь сопротивление существует сил и внешних, и внутренних, толкаем себя вверх и проходим спиралевидные круги все выше и выше. Проходя те же страсти, побеждаем их, вскарабкиваясь выше. Проходя следующий круг, мы останавливаемся на этой же страсти, но уже в ином виде. Если раньше человек каялся в беспутных связях своих, то на следующем этапе он будет каяться в мысленном своем блуде.
Точно так же обратно этот шар катится, по тем же спиралевидным тропинкам: если человек попускает себе, «расслабляется», что сейчас в мире очень модно, то открывает двери своей души и впускает бесовскую атаку, которая захватывает все уголки души. И оказывается, нет уже той страсти, в которую человек бы не впал.
Конечно, совесть всегда вопиет. Особенно в первое время. И человек что делает? Он ее прожигает и ходит по земле с сожженной совестью.
– То, что нас окружает, в большей степени развращает нас или дает возможность бороться с этим?
– Человек сам лепит свой внутренний и внешний мир. Творец нам помогает в этом всячески, когда мы его начинаем сами в правильную сторону лепить. Человек и во времена Святой Руси мог найти себе «дырочки» в общей брани общества и быть развратником, алкоголиком, вором, убийцей. Но общество было направлено на то, чтобы помочь человеку спастись. Современное общество направлено на то, чтобы помочь человеку умереть для вечной жизни.
Вот мы говорим, что Россия воцерковляется. Но посмотрите статистику. До сих пор, по-моему, Россия занимает первое место по абортам – это же ужас! И это наше государство, которое выросло из Святой Руси. Только среди воцерковленных людей мы видим, что количество абортов вроде бы стремится к нулю. Люди реально борются со своими страстями во всех отношениях.
Но какой процент общества воцерковлен? Мизерный. Мне кажется, наша задача – помочь тем, кто нас сегодня слушает и смотрит и стремится в Церковь, к ним обратиться сегодня и сказать: «дорогие, мы же реально гибнем» – человек гибнет без Церкви, и страсть блуда этому замечательный пример. Современный человек разделяет новоявленную ересь, что тело принадлежит ему самому. Мы, священники, часто слышим: «Что вы проповедуете? Это же мое тело. Я верю в Бога, Он мне это тело дал. Но я что хочу, то и делаю с ним». Мне кажется, что здесь правильный ответ будет такой: «Чадо дорогое, тебе Господь даровал это тело как храм души. Вступая в блудные отношения, человек попирает ногами храм этой души».
Вспомните, как жили наши предки. Жених и невеста только чувствовали, что кого-то им Господь послал, и молились: «Господи, даруй мне того, кого Ты хочешь даровать». А родители спрашивали Божия Промысла у Владыки или батюшек. Владыки сразу не говорили, а шли и молились, служили Литургию, причащались, и если чувствовали, что есть Божия воля, говорили родителям, даже не видя молодых, что Бог благословит. Любовь как таковая приходила уже после Венчания.
Помню, иподиаконом присутствовал на Венчании будущего батюшки и матушки. Там присутствовал замечательный богослов из Принстонского университета. Он произнес маленькую речь: «Вы слышали Евангелие от Иоанна, как Господь простую воду сотворил вином, а что это за символ такой? Ведь это символ человеческих отношений. Вино издревле воспринималось как некое бурление чувств, а вода – это ровные взаимоотношения между мужчиной и женщиной. И вот Господь из воды делает вино вечной жизни». Богослов пожелал, чтобы сейчас и эта пара была соединена таким чудным образом.
В современном мире изменились центры тяжести. Часто люди искусственно порывают в себе эти отношения и вступают в физическую близость задолго до брака. Даже православные. И лишают себя таинственного превращения обычных отношений в это бурление. Человек, вступая в телесные отношения до брака, отсекает себя от части благодати. Мы верим, что если он покается искренне, то Господь ему все простит, – но требуется огромная работа и молитвенный труд, чтоб вернуть поток благодати, которая тебе даруется, если ты в девстве пережил Венчание. Потом удивляемся, откуда у нас такое количество разводов.
В Америке очень часто в Церковь приходят некрещеные люди. Крестится одна супруга, например. И она спрашивает, что ей, разводиться со своим мужем-язычником? Нет, неси крест свой, как апостол Павел говорит. Если он придет, крестится, тогда вы сможете повенчаться. То, что люди светским браком закрепляют свой союз, это первый этап семьи – они перед людьми дают клятву, что будут верны друг другу всю жизнь. А дальше обязательно нужно прийти в храм.
У нас был чудный пример с насельником Дома трудолюбия, который пережил зависимость, жил на улице, но тем не менее оставался чудным русским поэтом – Никита Поленов. Попал в тюрьму, пьяный кого-то ударил. Посадили на три месяца – просидел три года. Его Америка пыталась депортировать. Вот он приходит к нам в Дом трудолюбия, просит быть насельником. А потом в откровенной беседе спрашивает, а что дальше? Монастырь – не тот путь, из братства выйти – начнутся атаки слабого пола. Надо бы мне венчаться, но нет никакого кандидата. Я ему посоветовал подойти к иконе Петра и Февронии, покровителей брака православного, и искренне помолиться. Брат Никита помолился. Буквально через три дня заходит девушка. Вид у нее явно неправославный. И говорит, что написала литературное эссе об Иисусе Христе, и нужно, чтобы кто-то оценил. Я говорю, что у нас есть выпускник Литературного института, поэт Никита Поленов. Начинает читать, и я понимаю, что это ересь безумная. Я попросил брата Никиту почитать внимательно и девушке все разложить по полочкам в богословском смысле. Через две недели они приходят с просьбой помочь сестре принять святое Православие (она из иудейской семьи), а потом повенчаться. Я пришел просто в духовный восторг.
Могу свидетельствовать, что до Венчания люди пронесли отношения брата и сестры во Христе. Это одна из лучших пар, что я знаю. Чувствуется, что в их союзе присутствует Христос. Это пример, как нам, православным, бороться со страстью блуда.
Общаясь с нашими зависимыми ребятками, мы поняли, что схемы борьбы с любой страстью очень похожи. Во-первых, нельзя остаться наедине со своим помыслом. Если ты вступаешь с помыслом в диалог, ты принимаешь этот помысел. Бес блестяще знает слабые места в нашей броне. Если чувствуете помысел такой страшный, первым делом бегите к иконе. Нет иконочки – хоть нательный крестик возьмите. И искренне помолитесь от всего сердца. Если есть возможность, попробуйте положить несколько земных поклонов.
– Как бесы проникают в души детей? Может, получится перекрыть источники?
– Казалось бы, мы можем взять и обрубить все информационные потоки. Это надо, конечно, пытаться делать. Если дома стоит компьютер, его надо блокировать, чтобы ребенок не попал на всякие бесовские сайты. Компьютерные игрушки вызывают у детей не просто привязанность, а зависимость на уровне наркотической. И сама логика большинства игрушек сексуально ориентирована – полураздетые дамочки принимают участие в каких-то войнах. Это все не для детского сознания. А родители говорят, что это развивает ребенка и его реакцию. Это не развивает, это заставляет ребенка деградировать.
Вот телеканал «Союз» – это добрый продукт. Я захожу в дома православные, освящаю их и вижу, что постоянно включен телевизор. Это страшная икона XXI века. Кстати, в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле в 1950-е (может быть, в сороковые) годы приснопамятный митрополит Киприан расписывал сцены Страшного суда и изобразил людей, стоящих перед черным квадратом. Паломники часто спрашивают, что это такое. Все поясняют, что отец Киприан изобразил икону XXI века – телевизор. Сюда можно отнести и компьютер. Мы даем свои детям некий карт-бланш. А дальше – хуже. Многие родители говорят: «ну что страшного, что у моего сыночка 16-летнего появилась девочка? Он с ней ночи проводит – ничего страшного, лишь бы в сторону однополых браков его сознание не подвинулось». Когда батюшки слышат это от православных родителей, то всегда в шоке: мы же боремся за настоящие ценности духовные, за ребенка, который пронесет их все и войдет девственником в свою семью и своих детей попытается сохранить. Меня удивляет, что многие этого не понимают и не хотят понимать, считают это каким-то мракобесием: «Вы, что, батюшка, живете в XVIII веке?». Да если осколочек XVIII века, а желательно – Святой Руси, придет сейчас в нашу жизнь, как это будет замечательно!
Охранительством души ребенка родители должны заниматься. Важно входить в его духовный мир в качестве друга. Когда родитель воспринимается неким карающим фактором, возникает барьер: где-то там родители, а я буду заниматься самовыражением. Это немыслимо казалось еще 50 лет назад. Идет эта волна от Европы, от Америки. Западное мышление считается модным сейчас в России, но к чему эта мода приводит –кошмар.
– Кстати говоря, про опыт Запада: ничего положительного оттуда нельзя взять?
– И на Западе есть семьи с патриархальным укладом – протестанты (об их извращениях в вере мы говорить не будем). Есть протестантские общины, которые живут очень патриархально. Жена, например, не может надеть наряд без благословения мужа – меня это поразило. Обязательно юбки очень длинные. Почти православный внешний вид. Головной убор у женщины. Дети обычно ходят в униформе – такие серенькие костюмчики.
Сейчас в храмы люди заходят в русских рубахах, в сапогах. У кого-то это вызывает улыбки, а у меня глубокое уважение. Думается мне, это внешнее сочетается с внутренним. Кстати говоря, если американцы приходят в Православную Церковь (что в последнее время все больше и больше происходит), они становятся более русскими, чем русские. Для американца, ставшего православным, немыслимо, например, зайти в храм без длинной юбки для женщины, для мужчины – без рубашки с длинным рукавом, обязательно застегнутой до конца (русский парень приходит – у него по пояс расстегнута рубаха); детки одеты особенно чистенько, не обязательно дорого. Девочки в юбочках, даже самые маленькие, в платочках все. Они нас учат очень многому, сразу выбирают самое ценное. И это используют как охранительство от остального американского общества, которое глумится над ними: «Подожди, Джон, ты стал Ваней? Почему ты не сидишь как нормальный американец, не пьешь пиво и не смотришь футбол? Почему это тебя Всенощное бдение увлекло?». Они должны стоять за свое Православие; этот опыт духовных баррикад бесценен.
Мне кажется, очень важно объяснять понятие о любви. Сейчас, как в миксере, перемешаны святость любви Христовой и то грязное понятие, которое мир именует любовью. Нужно называть вещи своими именами – блуд это блуд, а если мы говорим о любви мужчины и женщины, она должна строиться на любви Христовой. Ведь брак благословил Христос – это основа, камень, на нем основывается семья православная, а мы его выбрасываем. В Америке, к ужасу своему, я вижу, в массе российских семей есть какие-то страшные понятия, что ты уже в браке и живи, как хочешь; люди открыто говорят о своих любовницах, особенно люди состоятельные. Дальше – больше: люди приводят в семьи проституток. Среди русских вообще неслыханно было это свинство. Куда мы катимся?
– Мы говорим, что родители должны фильтровать информацию, это понятно; но ребенок уходит в общество – как его защитить?
– Задача номер один – воспитывать иммунитет. А это невозможно без доверия. Я своим малышам всегда говорю: ребятки, вы же воины, к вам в любой момент подойдут и скажут – ты не хочешь выпить, ты не хочешь уколоться? Все это будет обязательно. Если у тебя не возникнет стержня внутреннего, если ты не испугаешься сказать «я православный христианин, я жизнь отдам, но в это не впаду», то ты обязательно впадешь не в одну ловушку, так в другую.
– Как блудная страсть поражает людей пожилого возраста?
– Помню такой страшный пример. Я помогал своему духовнику, который ездил по старческим домам, узнавал, где православные старички – греки, русские. Однажды он вошел к русскому дедушке, который лежал в доме престарелых, довольно хорошо обеспеченный дом престарелых, там было всего три кровати. Рядом с ним был старый американец, который увешал порнографией полкомнаты. Батюшка поперхнулся и говорит: простите, я здесь причащать болящего не могу. Он обратился: «брат дорогой, вы уж простите меня, зачем вы эту всю бесовскую грязь взяли и вылили на стены свои? Православный собрат с вами старенький лежит. У него иконочки, он молится». На что этот американец поднял палец и сказал, что «это свободная страна, вы не имеете права мне ничего говорить». И воистину, это свободная страна, где свободно можно отдать душу дьяволу; и Россия в этом плане абсолютно свободна – нет такой страны, где мы бы не имели этой свободы. А вот получить свободу высшую, как Господу послужить, – это задача, за это надо бороться с кровью... Можно сказать, что блудная страсть не оставляет людей до последней секунды. Люди продолжают каяться, что атакует бес блуда. Для этой страсти нет пределов.
– Говорят, что все мы родом из детства. Может, для детей нужно устраивать то самое доброе детство?
– Нужно всячески пытаться. В современном обществе мы практически лишены возможности жить при устоях XVII века, когда молодой человек не мог помыслить остаться наедине с девушкой. Сейчас у православных грузин такое есть. Помню, я пригласил своего друга-грузина, он даже не крещеный, но уклад патриархальный у него остался. Я подъезжаю к своему дому и вижу, что он сидит у ворот. Я спрашиваю, почему ты не вошел, тебя бы женушка уже напоила чаем. «Нет, я не могу, – говорит он, – твоя женушка одна дома, без мужа, это запрещено»...
Детям нужно создать добрый мир настоящего православного детства.
Наш гость – епископ Бронницкий Игнатий, викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете г. Москвы. Внимания к молодым много– Я знаю, нередко прихожане говорят, что молодежи уделяется мало внимания на приходах. Можно ли с этим согласиться?
О совести Продолжаем беседу по Первому соборному Посланию Иоанна Богослова – напомню, что мы исследуем третью главу его. В прошлый раз мы остановились на (таком непривычном для нас) разделении на детей Божиих и лукавых.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.