Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (691) → Или любишь, или убиваешь

Или любишь, или убиваешь

№34 (691) / 3 сентября ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

О совести

Продолжаем беседу по Первому соборному Посланию Иоанна Богослова – напомню, что мы исследуем третью главу его. В прошлый раз мы остановились на (таком непривычном для нас) разделении на детей Божиих и лукавых.

Все созданы одним Богом, Творец у нас один. Речь идет о человеческой воле: чей дух она принимает за семя, c которого начинает созидать свою собственную жизнь, свое собственное бытие – Божий или лукавый? Этот выбор всецело в воле человеческой. Предлагается два семени, и человек выбирает, какое семя ему посадить в землю своего сердца, но своим выбором окончательно и бесповоротно человек предопределяет свое посмертное бытие. Если он не хочет принимать воли Божией, естественно, он не хочет принимать и Царства Божия.

Иоанн Богослов пишет: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».

Мы любим братьев, именно любим, а не просто хорошо ко всем относимся? Если мы любим братьев наших во Христе, то, значит, перешли в иное состояние... Любим братьев, потому что они братья во Христе – они могут быть иного социального положения, принадлежать к иной нации, к иной расе, могут иметь иные языки, традиции и обычаи. Но теперь мы «одним миром мазаны», одним Духом живем, одна кровь течет в наших жилах. Если мы во всем чужого человека любим, будто он для нас самый близкий и дорогой, то через это мы понимаем, что достигло нас Царство Божие.

Хотелось бы обратить внимание и на продолжение мысли апостола: «…всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца…». Каждый из нас испытывал – не раз и не два – это состояние. Однако в нем мы ни за что не признаемся, разве что Богу, священнику на Исповеди. Но всякое раздражение на другого человека, всякий гнев на другого человека – семя ненависти. Часто по разным обстоятельствам (в меньшей степени по нашей воле) нам не удается развить это раздражение в убийственный поступок, действо, которое бы разрушало жизнь другого человека; до этого доходят очень немногие, но доходят очень часто. Большинство из нас испытывают раздражение и гнев, но мы не говорим, что это ненависть: так, обиделись, поссорились, поскандалили...

Но если мы вчитаемся в слова Нового Завета, постараемся понять святых отцов, поразмыслим над словами Иоанна Богослова или над тем, что говорит Христос в Евангелии, то признаем, что действительно всякий, кто гневается на брата своего, уже человекоубийца – если мы допустили гнев до нашего сердца, этот гнев нужно тут же вырвать: если мы не раскаялись в нем, не вырвали из нашего сердца, он останется в нем, как семя лукавого, то, что не даст возможности вселиться в нас семени вечной жизни. Отражая эти закономерности духовной жизни, Христос, а вслед за ним и все апостолы, говорит: молитесь за врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите обижающим вас, – делайте что-нибудь, чтобы не дать гневу или ненависти возрасти в вашем сердце.

Если нас обидели, и мы обиделись, а утром проснулись и не ощущаем обиды, это ничего не значит – стоит немножечко какой-то искре вспыхнуть, и обида станет глубже. Мы ничего не чувствуем, мы не злимся – нам просто неприятно смотреть на лицо этого человека, мы просто не хотим смотреть ему прямо в глаза, не хочется нам с ним разговаривать. Нет, мы не злимся на него, мы не желаем ему зла; нам просто неприятно быть с ним вместе. Но если христианин говорит о другом: «я его не люблю, он мне не нравится», то он признается, что лучше бы того человека не было. Это все равно что признать: «Я не хочу быть с ним в Царстве Божием, я не люблю того, кого любит мой Отец. Я не люблю брата моего».

Но мы призваны к любви! Мы призваны именно этим переживанием любви к брату нашему удостоверять свою причастность Богу и Отцу. А если мы не любим, мы свидетельствуем, что мы вне Бога, вне Царства Божия. Может быть, где-то на пороге, но никак не можем сделать шаг, который введет нас в область богообщения. Но сделав этот шаг, вслед за ним мы должны обязаться любить каждого человека, которого посылает нам Бог – хоть душу вывернуть наизнанку, но любить всякого человека, который вместе со мной молится в храме Божием, кто вместе со мной исповедует веру во Христа. Даже если «он совершенно никчемный человек».

Даже если он человек, который разрушает мир, разрушает Церковь. И к такому человеку я тоже не должен иметь ненависти. Я и такому человеку не должен сказать: «я не люблю тебя» – не имею права. Я могу его наказать, если мне дана на это власть от Бога, я могу призвать его к ответственности, судить по суду и по правде, но и тогда я не смею сказать «я тебя не люблю». Ты наказан и отвержен Богом за такие-то дела, но милость Бога для тебя открыта – покайся, и сердце Бога, и мое сердце примут тебя!

Пока человек ненавидит Отца нашего, братьев своих, он должен быть под наказанием. Но в сердце человеческом, если это сердце христианина, ненависти быть не должно.

Старец архимандрит Софроний (Сахаров) в последние годы своей жизни оставил один завет, который, мне кажется, ценен для каждого человека без исключения. Всякий раз, когда мы испытываем к кому-то раздражение или кого-то, забывшись, осудили, не подумав о последствиях, просто увлеченные духом недоумения, гнева, негодования, всякий раз надо прийти и помолиться за этого человека, вознести одну, две, три молитвы, но от всего сердца помолиться, чтобы Бог просветил, умирил человека. Попросить Господа дать любовь к этому человеку.

Если мы будем так делать, то мало-помалу сердце наше будет умягчаться, и мы увидим, как оно станет меняться в отношении к людям. Мы увидим, что оно приобретает способность... еще не любить, но хотя бы не раздражаться, не гневаться, а находить в себе силы быть милостивым к каждому человеку. Это не так просто, как может показаться, но и не так сложно, как исполнять те слова о совершенной любви, которые мы читаем у аввы Исаака Сирина или у Симеона Нового Богослова. Это то, что доступно любому человеку в любой самой обыденной повседневности.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Беседы с батюшкой

Священник Вадим Арефьев: Храм души должен быть чист

Беседовал Александр Сергиенко

Гость программы «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз» – руководитель центра реабилитации для алко- и наркозависимых в Нью-Йорке

 
Читаем Ветхий Завет

На избранничество посылает Господь

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О чудесах Тема эта в определенном смысле более многих других относится к жизни всякого христианина. Охватить глубину осмысления исхода израильского народа из Египта чрезвычайно сложно.Люди более или менее знают, кто такой Моисей, что он с помощью чудесных явлений вывел свой народ из Египта.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс