Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (688) → А.И. Осипов: Пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение

А.И. Осипов: Пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение

№31 (688) / 13 августа ‘12

Беседовал Сергей ЮргинСлово миссионера

(Продолжение. Начало в № 26, 27)

В прямом эфире телеканала «Союз» состоялась очередная встреча с профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым


– Вопрос от Валентины из Нижнего Тагила: «Правда ли, что все, что происходит в Русской Православной Церкви, это зеркальное отражение происходящего в нашем обществе? Все священники и чиновники отвечают обтекаемо, я не чувствую искренности в их речах, только полное равнодушие и отсутствие чувств. Что Вы можете сказать по этому поводу?».

– Здесь взаимоотражаемость. То, что происходит в мире, налагает сильную печать на церковную жизнь, и наоборот, духовное состояние Церкви ой как определяет жизнь в нашем обществе. Обратите внимание, как много написано, например, о событиях 1917 года, но вы там нигде – я говорю о церковных историках – не найдете, какова же была основная причина этой катастрофы. Пишут о всяких заговорщиках, о жидомасонах, о врагах и злодеях, о западных агентах, только об одном никогда не пишут: о духовном состоянии нашей Церкви – тех, кого называют народом Божиим. И очень жаль, ибо вдвойне опасен нарыв, скрываемый от глаз, загоняемый внутрь. А если бы почитали, что писали, например, в XVIII веке Тихон Задонский (христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерство); что в XIX веке – Игнатий (Брянчанинов) о состоянии хотя бы монашества (как весенний снег, сверху, кажется, надежный, плотный, а чуть наступил и провалился в воду, – а он-то прекрасно знал монастыри); что Феофан Затворник (еще одно-два поколения, и Православия у нас не останется); что Иоанн Кронштадтский (кровью обливается сердце мое, когда я вижу, что происходит с нашим христианским народом). И таких примеров можно привести множество.

Как видим, духовное состояние Церкви к началу ХХ века оказалось в тяжелом положении, и это при внешнем процветании, при наличии множества монастырей, храмов, духовных школ. Наша богословская наука, по сравнению с западными университетами, была на высочайшем уровне, это был блеск научного богословия. А духовная жизнь какова? Дошло до того, что высшее общество принимает с почтением французских оккультистов Филиппа, Папюса и прямо-таки молится на Распутина, а Иоанна Кронштадтского и Оптинских старцев даже и не замечает.

Это, прежде всего, духовное состояние христиан, при всем внешнем блеске церковной жизни, и привело страну к трагедии. Ибо Церковь – закваска всей жизни народа. Но в ней интенсивно развивался тот процесс, о котором с такой горечью писали, как видим, многие наши святые и который называется омирщением. Что это такое? Это полное поглощение сознания чисто внешней церковной деятельностью, а духовная жизнь рассматривается как личное дело, понятное каждому. Глубокое заблуждение!

Духовная жизнь, ее законы, критерии истинности в ней, опасности, стоящие на ее пути, необходимые средства ее осуществления и правильное ими пользование и масса других важнейших вопросов, – все это целая наука, которую святые называли наукой из наук и искусством из искусств. Приведу один простой пример – молитва. Призывы к ней слышим постоянно. Но она, оказывается, может как спасти человека, так – при неверном к ней отношении – и погубить его! Поэтому, когда вопросы духовной жизни не рассматриваются в общецерковном масштабе и их верное понимание не доводится до самого широкого круга верующих, то происходит духовная деградация Поместной Церкви. И это самым негативным образом отражается на духовной и нравственной жизни всего общества.

Но, с другой стороны, и в Церковь приходят люди не с какой-то другой планеты, а от нас, из нашего мира, из нашей жизни. А мы знаем, в каком духовном и нравственном состоянии она сейчас находится. Посмотрите, куда ее направляют, что делают с нашей молодежью, что творят, как извращают, развращают, превращают в овечье стадо, рабски послушное всем повелительным крикам западного образа жизни. А они, бедные, часто даже не понимают этого, не знают страшного дьявольского девиза, направленного на человечество: «разнуздать, чтобы взнуздать». Так вот, из этого мира приходят люди в Церковь, часто чисто внешне принимают Крещение, поступают в духовные школы, входят в духовное сословие. И если у этого человека нет особого стремления к познанию сути христианства, а не просто узнавания внешних правил церковной жизни и кое-каких вероучительных истин, то он, приходя в Церковь и становясь священнослужителем разных уровней, привносит туда страсти и страстишки, нравы и привычки, вкусы и интересы мирской жизни, которые самым негативным образом влияют на церковную жизнь. Потому очень важно понимать и помнить, что Церковь это мы все – все те, кто считает себя христианами, а не только Патриарх, архиереи, священники и монахи.

Итак, взаимно влияют Церковь на мир и мир на Церковь.

– Следующий вопрос звучит так: «Алексей Ильич, подскажите, есть ли возможность жить как неверующий и колеблющийся большую часть жизни, а потом истово бить поклоны в храме, причаститься, исповедаться, получить все блаженства и попасть в рай? Разбойник-то ведь спасся».

– Это просто самообман. Как дьявол иначе называется лукавым, так и здесь то же самое лукавство: сейчас поживу без совести, а потом стану святым. Кто так лукаво мыслит, тот во веки веков не покается. Одно дело, когда человек по незнанию живет не по-христиански, и совсем другое – когда он не хочет бороться со своими страстями, лукаво надеясь, что когда-нибудь покается.

Почему правый разбойник покаялся, а распятый с левой стороны поносил Христа – видите, какая разница в их духовном состоянии? А в чем дело? Нет сомнения, что правый, хотя и грешил, но внутренне страдал об этом, переживал за свои преступления. И Бог, видя его внутреннее состояние покаяния, дал ему время, хотя бы на кресте, для покаяния. А у левого разбойника ничего подобного не было в душе, потому и умер без покаяния. Поэтому заниматься самообманом, обольщаться подобными лукавыми мыслями избави Бог.

(Продолжение следует)


Запись эфира от 13 мая 2012: часть 1, часть 2, часть 3

 

В других номерах:

№4 (709) / 21 января ‘13

Слово миссионера

Алексей Ильич Осипов. О вечной участи людей

Ведущий Сергей Юргин

№27 (684) / 9 июля ‘12

Слово миссионера

Профессор А.И. Осипов: Плачущий о грехах выше воскрешающего мертвых

Беседовал Сергей Юргин

 
Читаем Ветхий Завет

12 сыновей – кто из них достоин благословения?

О потомках Иакова Со сватами пришли царь с сыном. Иакову, конечно, не понравилось, как поступили с дочерью, но против он не был; хотя Иакову не хотелось выдавать дочь за языческого царя, возражать он не возражал. И они практически договорились, что свадьба будет.

 
Крещеный мир

Христианские святыни Парижа

Андрей Полушин

Франция... Париж... Символ беззаботности и изящных искусств. Но есть другой Париж и другая Франция, древних святых и великих святынь Рассказывает епископ Корсунский Нестор:– Франция приняла Крещение в V веке, V–VI века – это время, когда уже можно говорить о христианских правителях

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс