Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (686) → Игумен Феофан (Лукьянов): Святая Земля должна быть у каждого в сердце

Игумен Феофан (Лукьянов): Святая Земля должна быть у каждого в сердце

№29 (686) / 30 июля ‘12

Беседовал Александр СергиенкоБеседы с батюшкой

В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». У нас в гостях заместитель начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме игумен Феофан (Лукьянов)


Древние традиции

– Сегодня мы будем говорить о деятельности Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Начать, наверное, стоит с истории паломничества на Святую Землю.

– Паломничество на Святую Землю имеет древние корни. Паломники приходили в Иерусалим еще до рождения христианства – древние иудеи посещали Святой град Иерусалим на пасху и другие праздники. Традиция паломничества перетекла и в христианскую православную среду. Русское паломничество тоже имеет древние корни. С тех пор, как Русская земля стала христианской, православные паломники стали ходить в град Иерусалим. Об этом говорят письменные источники.

– Как возникла Духовная миссия в Иерусалиме?

– Миссия в Иерусалиме возникла по причине того, что православное паломничество было затруднительно. Уже игумен Даниил описывал, с какими препятствиями приходилось проходить святые места. Он описывает, как арабы-мусульмане грабили, отнимали воду у православных паломников. Кроме этого, до XIX века в Святой Земле водились и дикие звери, которые нападали на паломников и загрызали до смерти.

В XIX веке Россия утеряла приоритет в окормлении, курировании святых мест Палестины. Западные державы после турецких войн взяли на себя обязанность поддерживать Святую Землю. Естественно, потекли в Палестину западные проповедники, стали открываться западные миссии, появляться школы. Это вызывало в России и Русской Церкви опасения за судьбу православных, поскольку Православная Церковь была очень слаба и арабы-христиане очень легко переходили в другую веру. Поэтому в Святую Землю направили духовную миссию, которая исполняла бы не только представительские функции, но и функции поддержания и охраны Православия и православных жителей на Святой Земле. Было несколько проектов создания Русской Духовной миссии, и в 1847 году был подписан императорский указ о создании миссии. Он был утвержден и поддержан Православной Церковью.

Не путать с туризмом!

– Как удалось сдержать влияние иных религиозных организаций? Как Русская Православная Церковь укрепилась на Святой Земле?

– Русская Православная Церковь и не пыталась ничего сдерживать. Перед Русской Духовной миссией стояло первоначально две задачи: представительство между двумя Церквами – Иерусалимской и Русской, и поддержание паломничества. Русская Духовная миссия работала и на просветительском уровне: открывались школы, которые обучали местное население основам Православия, издавались книги, оказывалась социальная помощь. Сейчас мы не можем по закону заниматься этой деятельностью, это называется прозелитизмом. Поэтому перед нами стоит цель окормления паломников и представительства в Иерусалимском Патриархате. Все остальные функции поддержания Православия лежат полностью на Иерусалимском Патриархате.

– Стоит объяснить, что такое паломничество…

– Паломничество кардинально отличается от туризма. Суть паломничества – это духовное делание, в отличие от туризма, который является просто экскурсией, приобретением информации. В Евангелии оно не обязательно, поскольку, как говорит Господь, наступят дни, когда истинные поклонники поклонятся Богу в духе и истине. Но мы сейчас уже не можем отделить свою духовную жизнь от паломничества. Оно помогает нам и глубже изучить Священное Писание, и укрепиться в вере. Поэтому, когда человек собирается в паломничество, прежде всего он должен настроить себя на этот путь благочестивого духовного делания, который предполагает и смирение, и особый взгляд на себя, и свое сердечное расположение.

Мы часто видим, что современные паломники очень много требуют и от организаторов паломничества, и от собратьев, с которыми путешествуют. Это говорит о том, что люди очень часто не понимают, зачем они едут и что должны приобрести в поездке. Апостол Павел говорит, что блаженней отдавать, чем принимать. В паломничестве это тоже актуально – мы учимся находиться в семье, друг с другом в мире, в гармонии, в любви. Паломничество – это жертва: мы жертвуем и свои средства, и свое время, жертвуем своими пожеланиями ради паломников и ради себя. Ведь паломники в Святую Землю должны прежде всего подражать краткому трехгодичному пребыванию на земле Христа, которое было исполнено и жертвы, и страдания, и лишения. Если мы не находим в паломничестве желания пострадать, пожертвовать, то паломничество не будет паломничеством, а будет туризмом и будет во вред нам, о чем и говорит святитель Григорий Нисский, который был в паломничестве. И Гоголь об этом пишет: если твое сердце исполнено лукавством, то даже если ты будешь находиться на Голгофе или на Масленичной горе, или на месте Святого Воскресения, ты ничем не будешь отличаться от тех, кто не слышал о вере, не воспринял веру в свое сердце. Идя по паломническому пути, нужно находиться хотя бы на первой ступени тех заповедей Блаженства, о которых говорил Господь.

Паломничество – не самоцель, это средство. Не нужно из паломничества делать цель своей жизни.

Свет Воскресения

– Вопрос из социальной сети, задает его Таисия из Новосибирска: «Как загорается Благодатный Огонь на Пасху в гробнице Иисуса?».

– Это происходит в Великую Субботу, когда в Кувуклию, где находится гроб Господень, заходит Патриарх Иерусалимский; там он совершает специальную молитву на Огонь и потом выносит его через три отверстия. Через два отверстия берут армяне и католики, через центральную дверь Патриарх выносит православным. Поэтому как происходит этот чин, мы не видим, но можем его описать по свидетельствам. Есть свидетельство, что Благодатный Огонь покрывает плиту на самом тридневном ложе Спасителя, то есть гробе Господнем. Зажигаются свечи. Это происходит по-разному. Иногда Огонь сходит снаружи кувуклии. Некоторые описывают, что Огонь стекает по стенам храма, зажигаются свечи у паломников. Некоторые утверждают, что в какой-то год Огонь и не сходит. С древности этот чин был связан с передачей огня зажженной свечи от лампады, стоящей на гробе Господнем.

Когда Огонь выходит от гроба Господня, это означает, что мы получаем свет Воскресения. Но мы не должны этот чин воспринимать как самоцель, как нечто чрезвычайно важное для нас – он не может быть важнее Причастия, сердечной молитвы. Когда человек во что бы то ни стало, перешагивая через моральные рамки, пытается получить этот Огонь, то это приобретает для человека осуждение. Огонь человек должен получить прикосновением Самого Бога в сердечной молитве, в Причастии. Поэтому не нужно делать ажиотажа из-за Благодатного Огня.

– Санкт-Петербург на связи.

– Действительно ли на месте Мертвого моря находились Содом и Гоморра? Православным не благословляется окунаться в Мертвое море?

– Археологическая наука утверждает, что на месте Мертвого моря находились эти города, и до сих пор есть места, которые так и называются – Содом. Само по себе Мертвое море не источник греха, источник греха, как говорит Господь, это то, что исходит из сердца.

Наша духовная миссия не благословляет посещение Мертвого моря не потому, что это источник греха; это не необходимо для паломничества, и, может быть, даже неполезно, так как отнимает время у паломника. Ведь Святая Земля очень обширна, часто бывает, что паломник за свои восемь дней не успевает увидеть все, что полагается. С другой стороны, если турист или паломник посещает Святую Землю, ему ничто не запрещает посетить Мертвое море и, может быть, даже исполниться какими-то благочестивыми чувствами, осуждающими тот грех, который там совершался.

– Следующий звонок – из Челябинской области.

– Можно ли посетить гроб Господень христианину на инвалидной коляске?

– Безусловно, это можно сделать. До сих пор наша паломническая служба принимала людей с ограниченными возможностями. Государство Израиль и Русская Духовная миссия пытаются сделать путь для таких паломников более легким.

– С какими сложностями столкнется паломник, который ни разу не был на Святой Земле? На что нужно обратить внимание при подготовке?

– Человек сталкивается с проблемами уже в аэропорту. Его могут просто ограбить, вытащить кошелек; иногда это происходит в самом граде Иерусалиме.

Одна из первых сложностей – выбор паломнической службы. Ведь от того, кто сопровождает паломника по Святой Земле, во многом зависит качество поездки и ее результаты. Сейчас очень много появилось туристических компаний, которые выдают себя за паломнические службы, успешно организуют эти паломнические туры – успешно с точки зрения бизнеса, но не с точки зрения духовной пользы для паломника. Ведь часто, выигрывая сто или двести долларов, человек теряет в паломничестве все.

Паломническая служба Русской Духовной миссии ставит приоритетом создание духовных условий для паломничества. Это и посещение самых главных мест Святой Земли, связанных с Православием, это подготовка священнослужителей к совершению Литургии. Некоторые паломнические службы не заботятся об этом – священники приезжают на Святую Землю и не могут послужить только потому, что заранее не было приобретено разрешение на служение…

Трудностей бывает очень много. От организации зависит, как проходят эти восемь дней.

– Следующий звонок – из Подольска.

– Вы сказали, что 8–10 дней – это средняя продолжительность пребывания паломника на Святой Земле. Что за это время можно успеть?

– За 8 дней, если не расходовать время на посещение ресторанов и магазинов, можно успеть посетить все основные места. Прежде всего, святыни Иерусалима, окрестности Иерусалима – это и гроб Господень, Голгофа, Елеонская гора, Сион, монастырь Саввы Освященного, Иерихон, Хеврон, и, конечно, более дальние места – Яффа, Галилейские святыни. Если паломничество 10 дней, можно успеть еще и на Синай.

– Вопрос из социальной сети: «Как можно заказать требы в Иерусалиме?»

– Сейчас это очень просто. На нашем сайте Русской Духовной миссии в разделе «Богослужения» вы можете открыть страничку, где подробно описано, как это сделать. Есть разные возможности: разовая записка, сорокоуст, годовое поминовение. Там же описаны и способы передачи пожертвований.

Трудник – это помощник

– Многие интересуются, возможно ли подвизаться или поучаствовать в монашеской жизни?

– Может быть, не сколько можно, сколько нужно. Русская Духовная миссия, живя за пределами родины, часто нуждается в компетентных и благочестивых помощниках. Число паломников увеличивается, наши участки в большинстве своем испытывают нужды в реконструкции и восстановлении. Мы нуждаемся и в простых людях, которые помогают обслуживать паломников, кормить, размещать в паломнических гостиницах, нам требуются специалисты, которые будут обслуживать наши монастыри – это и водители, сантехники, электрики. Мы очень нуждаемся в гидах: не хватает сестер-гидов. Чтобы оформиться, существует служба в Управлении по зарубежным учреждениям, располагающаяся в Даниловом монастыре в здании Отдела внешних церковных связей. Она проводит собеседование с желающими потрудиться. Для этого необходимо запастись автобиографией, или резюме, и рекомендацией от своего духовника или архиерея.

– Можно ли рассматривать трудничество как способ углубления духовной жизни?

– К сожалению, мы сталкивается с такой проблемой, когда трудники с большим трудом понимают, зачем они приезжают на Святую Землю, а ведь труд – это основная обязанность христианина. Он должен трудиться и духовно, и физически. Как в любом православном монастыре, есть время для молитвы, есть время для труда – в гармоничном сочетании труда и молитвы человек совершенствуется.

– Я знаю, что многие всю жизнь мечтают посетить Святую Землю, копят средства. И за всю жизнь им удается поехать всего один раз. Как себя нужно подготовить, чтобы этот «один раз» из паломничества не превратился в туризм?

– Паломничество – это жертва. Это смирение. Если у человека нет смирения, то можно прочитать Священное Писание, все путеводители, можно досконально изучить все археологические места, но не получить духовной пользы.

Христианин, который едет на Святую Землю, идет как Христос на крест. Он должен понять, для чего едет на Святую Землю – если это просто укрепление веры, например, он не верит, что Христос Воскрес, или что Он жил, то действительно некоторые люди, посещая святые места, возвращаются верующими; таких примеров очень много. Если он туда едет, чтобы просто «отметиться», то, конечно, это не паломничество, это магический обряд, суеверие.

– Звонок из Сыктывкара.

– Сын у меня ушел в армию под Новый год с первого курса семинарии. И под Новый год он вернется. Я слушала Вас и думала, что ему спасением будет у вас полгода потрудиться, а не дома дурака валять. Мы народ небогатый, я бы хотела узнать – на какие средства он сможет до вас добраться и в августе вернуться назад?

– Для наших трудников мы не приобретаем билеты. Но мы с них не требуем платы за совершение паломничества, за проживание, питание.

Если вы сможете собрать средства на билет, то этого будет достаточно, чтобы прожить три месяца в Святом граде Иерусалиме и потрудиться здесь. Это тоже ваша жертва. Русская Духовная миссия не располагает средствами, чтобы каждому труднику оплачивать билет. По закону полагается три месяца, но, когда человек посещает Синай в конце своего срока, то на пересечении границы с Израилем срок продлевают еще на три месяца. Но это бывает не всегда.

– Как быть тем, у кого нет возможности посетить Святую Землю и вряд ли получится?

– Расстраиваться не надо, даже наоборот – всегда благодарить. Если Господь не сподобил, если Господь не попустил, если Господь не благословил паломничество, то, значит, уберег от чего-то тяжелого.

Хотел бы пожелать, чтобы Святая Земля для каждого из вас была в сердце, чтобы эта святость делала вашу жизнь осмысленной.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 13.00 (в записи), 22.00 (прямой эфир). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Архипастырь

Архиепископ Егорьевский Марк: «Преображайте мир, в котором находитесь»

Беседовал Александр Сергиенко

– В эфире телеканала «Союз» программа «Архипастырь», у нас в гостях архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, викарий Московской епархии

 
Игры… в жизнь

Православный лагерь отца Сергия

Наталья Николаева

1 июля 2012 года десятый раз открылась смена православного лагеря храма Петра и Павла города Полевского Программа в лагере каждое лето разная – на случай, если кто-то из ребят захочет поехать снова. Так что количество детей ежегодно увеличивается

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс