Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (682) → Наша единственная стратегия – возвращение к вере

Наша единственная стратегия – возвращение к вере

№25 (682) / 25 июня ‘12

Беседовал Андрей ПечерскийПатриотизм

– Чтобы обозначить тему нашей беседы, приведу слова одного священника, который как-то мне сказал: «У нас в стране почему-то верующих не особенно прибавляется…». То есть мы говорим высокие слова, в храм ходим, свечки ставим, некоторые причащаются… А нестроения в обществе не исчезают, а, может быть, даже усиливаются. Как Вы считаете, что мешает объединению здоровых сил нашего общества и на какой основе это объединение могло бы состояться?

– У русского народа всегда была сверхидея, сверхзадача. Так жили Русь, Россия, Российская империя: «Святая Русь», «Москва – третий Рим», «Православие, самодержавие, народность». А сейчас? Нет сверхидеи, нет сверхзадачи. Нет ничего такого, что бы объединяло русский народ. А если у нас нет такого единения, то у других народов нет и желания идти за нами.

Русским была дана Божественная миссия, но мы ее утеряли в конце XIX – начале XX века и, конечно, в советское время.

Какой выход? Выход я вижу с позиции верующего человека, который уже прожил, наверное, основную часть своей жизни: нужно осознать, для чего появился русский народ. А он появился после Крещения, после принятия христианства. Пока мы, русские, не вернемся к истокам, к нашей вере, ничего не произойдет…

От России, от русского народа требуется прежде всего вернуться к Богу. Не верить в Бога, а верить Богу и верить той миссии, которую Господь для нас определил. Мы же для этого и были созданы. За сто лет до распада Византии через родственное нам болгарское племя именно мы стали получать этот факел веры, этот огонь.. Когда же погибла Византия, уже все было готово: был готов тот народ, та страна, которая факел веры подняла и несла несколько столетий. Поэтому какие бы хорошие идеи мы ни высказывали, без обращения к вере, без покаяния ничего у нас не получится. Покаяние – как пересмотр, осмысление своих жизненных установок, исторического пути страны через призму веры Православной.

Перед нами стоит выбор: или мы вернемся к этому, или исчезнем как русский народ. Поэтому стратегия единственная – возвращение к вере. И вера Богу, а не вера в Бога.

На нас, в том числе с Запада, постоянно накатывались орды. Россия выступала совершенно с другой идеей, нежели идеи Западной Церкви и западного миропонимания.

Мне понравились фильмы Михалкова («Утомленные солнцем»), потому что их главная идея – идея возмездия, воздаяния за все. Да, командарм Котов – симпатичный человек, но он получил возмездие и за то, что монаха зарубил, и за то, что баржу с офицерами утопил в гражданскую войну. За все воздается Господом. Русский народ получил возможность для покаяния после Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, упустил ее… А ведь во многом благодаря тем людям, которые были крещены, которые выросли в церковных или полуцерковных семьях, мы победили в Великую Отечественную войну. Эти люди составляли основную массу солдат, да и офицеров, которые сражались на передовой.

Скажу такую крамольную вещь: комсомольский набор сдался или разбежался в 41-м году. А вот во втором, в третьем наборе пошли люди из глубинки и из Сибири, люди, которые были сильнее и по возрасту, и по духу. В основном все с крестом. Для них было главным не режим спасать, а Родину, Россию. Отечество отстоять. Они были так воспитаны. Тогда мы спаслись именно крестом. И можно было, конечно, из всего этого сделать какие-то выводы, но не сделали и пришли к 91-му году, а 91-й год – это победа западной идеи потребления: «Дайте мне это, дайте мне то. Я хочу это, хочу то…»

Очень тяжело говорить о подлинном возрождении, объединении русского народа. Наверное, предстоят еще какие-то серьезные испытания, чтобы русский народ это понял.

Сейчас говорят, что возросла рождаемость, даже в центральных областях России. Но наблюдения показывают, что рождаемость возросла в основном за счет воцерковленных людей. Вот первый шаг к возрождению.

2012 год – Год истории. Но этот указ прошел как-то незаметно. Мы же дошли до того, что подавляющее большинство населения в возрасте до 45 лет не знает в истории Отечества самых элементарных вещей! Например, в сочинениях школьников можно прочитать, что Петр I – это последний русский царь, что немцы взяли Ленинград и разрушили город до основания... Раньше, в советское время, такое бывало, но подобные ошибки делали единицы, над ними смеялись, а сейчас это становится чуть ли не массовым явлением.

Почему? Потому что основной источник знаний – телевидение и интернет. Обратите внимание – на телевидении нет исторических фильмов!

– Или есть, но псевдоисторические…

– Не будем знать историю – исчезнем постепенно с лица Земли. Раз уж мы отошли от веры, то знание истории, патриотизм, гордость за те или иные страницы нашей истории могли бы хоть как-то держать людей вместе, но и этого нет.

Настала пора раз в месяц по всем программам показывать исторические фильмы, но не такие, как «Турецкий гамбит», в одном из откликов на который я прочитал: «Прекрасный фильм, только непонятно, где и что Россия делала в Болгарии, зачем и почему мы там оказались…». А ведь тогда русский народ совершил величайший подвиг! В Великую Отечественную войну он отстоял страну, но в русско-турецкой войне была еще более высокая степень подвига – народ пошел, чтобы положить жизни за други своя и освободить братский народ, тех, кто страдал за веру. И русский народ положил там 200 тысяч жизней. На болгарской земле стоит 430 памятников нашим героям. А кто у нас знает, кто такой Скобелев или Гурко, или Радецкий, или капитан Калитин? И до сих пор, даже при нынешнем пронатовском режиме, в Болгарии и улицы называют, и памятники продолжают ставить. А у нас никто ничего не знает.

Я всегда говорю: почитайте грамотки Минина. Их можно найти, например, в журнале «Вопросы истории». Мы все думаем, что Минин писал в этих грамотках примерно следующее: «Чужеземные захватчики захватили Москву и Кремль, они поработили нашу страну! Давайте все подымемся и их выгоним…». А в оригинале написано, что русские люди предали Дом Пресвятой Богородицы, погрязли в грехах, грызем друг друга, как звери, живем недостойно Господа нашего Иисуса Христа... И вся грамотка такая. И только в самом конце написан призыв: «Давайте поститься, и после этого идем на Москву и выгоняем силы антихристовы из нашей столицы». То есть совсем другое представление, за что бороться и почему мы оказались в такой ситуации – страна была практически в распаде.

Сейчас ситуация следующая: мы приходим в храм (человек тридцать, пятьдесят, сто), молимся вместе два часа, а выходим мы потом в антихрам. Каждое воскресенье и каждую субботу – из храма в антихрам. Ибо то, что окружает храм, – это все противохрам, это все противно Господу и противно должно быть нам!

И снова возвращаемся к Году истории: пока работы по реализации указа не видно. А ведь в этом году очень много больших юбилеев: и 1150 лет Российской государственности, и 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, и 400 лет выхода из Смуты 1612 года… И такие даты, как 150 лет со дня рождения Столыпина, 70 лет Сталинградской битвы – важнейшие даты. А в начале 2013 года будет 400-летие дома Романовых – объединение государства после Смутного времени. То есть в нашем религиозном, сакральном смысле 2012 год очень важен, потому что он «собрал» юбилеи, представляющие собой выход России из кризиса.

Акцент на Великой Отечественной войне получился потому, что с Запада началась активная атака, дискредитация нашей роли во Второй мировой войне. Тут надо отдать должное нашему руководству, которое в начале 2000-х годов попыталось ответить (и иногда очень успешно отвечало) оппонентам в борьбе с фальсификацией истории Второй мировой войны. Но получился перекос – об остальном вообще забыли, как будто у нас, кроме Великой Отечественной войны, вообще ничего не было. Недавно в одной телепередаче был задан вопрос, кого завел в лес Иван Сусанин: поляков, немцев или итальянцев? И две девушки рассуждали: Иван Сусанин – это, кажется, Великая Отечественная война, а другая говорила – нет-нет, это, по-моему, раньше было – 1917 год… То есть происходит полное разрушение исторической памяти народа.

Проблем много, но они могут решаться только путем воцерковления русского народа. С другой сторон, если будут приходить к своей вере наши братья татары или наши братья на Северном Кавказе, и именно к вере, а не к экстремистским и ваххабитским сектам, то это тоже будет огромным достижением. На данном этапе не важно, к какой из традиционных конфессий относится человек, главное, чтобы мусульмане стали настоящими мусульманами, а не сектантами, экстремистами и террористами. Последнее – это не религия. Это бандитизм.

Это очень важно для России, но прежде всего, конечно, – русский народ. Он государствообразующий народ, по самому факту существования, как правильно написал Путин, потому что он составляет подавляющее большинство населения нашей страны.

Мы часто подчеркиваем, что наша Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна. Но и увлекаться этим подчеркиванием не надо. Дело в том, что практически все страны мира имеют на своей территории представителей нескольких конфессий. И нам нечего бить себя в грудь и кричать об этом. Само слово «многоконфессиональная» тоже для нас не очень подходит. Во-первых, потому что «много» – это пять, семь, десять, а в России, даже по всем официальным документам, их четыре – православные, мусульмане, буддисты и иудеи. Во-вторых, не надо это все время подчеркивать, потому что православные христиане и верующие мусульмане не выступают друг против друга. Борются же атеисты или язычники или какие-нибудь сектанты, а мы прекрасно жили и договаривались друг с другом весь период русской истории после вхождения мусульманских районов в Российскую империю. Мы только говорим, что к Православной вере имеет отношение подавляющая часть нашего населения и в историческом аспекте, и по факту.

То же и насчет многонациональности. «Мы многонациональная и многоконфессиональная страна» – в этом лозунге нет объединяющей идеи. И любой призыв к единству может наткнуться на мнение отдельного человека или группы, или партии, которые скажут, что мы многонациональная страна и у каждой нации есть свой интерес.

Эти термины идут еще из советского времени, когда мы устроили на своей территории кучу государств, флагов, гимнов, правительств. Я думаю, что именно эта модель погубила Югославию и Советский Союз.

Думаю, в обществе есть такое представление о ходе нашей истории: до 1917 года была Российская империя, после 17-го года – Советский Союз, а с 91-го года – демократическая Россия. А я считаю, что до 17-го года было одно государство, а после 17-го и до сегодняшнего дня – другое, потому что принципиальных различий между Советским Союзом и новой демократической Россией мало. Есть различия в материальном плане, например, непонятно, как появившаяся частная собственность, но в духовном, сакральном, мировоззренческом смысле нынешняя Россия – это продолжение Советского государства.

– Леонид Петрович, Вы сегодня озвучили очень много различных аспектов возрождения страны и путей ее развития. А мне хотелось бы вспомнить, что ровно пять лет назад мы вплотную соприкоснулись с чудом (я имею в виду объединение «Русь державная» и ее единомышленников), когда исполнилось 90 лет со дня обретения Державной иконы Божией Матери. Мы провели Крестный ход из Коломенского, где она явилась в день отречения Императора от власти, до станции Дно. И то, что произошло с нами на станции Дно, не поддается описанию: замироточили иконы, одну из них я потом вручил Патриарху Алексию. Это значит, мы прикоснулись на миг к самому, наверное, сокровенному в нашей истории.

– Вы совершенно правильно сказали, что 1917 год и явление Державной иконы Божией Матери были водоразделом. И, мне кажется, учитывая то, что мы продолжаем жить Иванами, не помнящими родства, не знающими своей истории, ни в коем случае не следует забывать знаменательную дату, которая будет в 2015 году, – 1000-летие памяти князя Владимира, крестившего Русь.

В 90-е годы появилась такая красивая фраза – «второе Крещение Руси». Но мне кажется, что мы еще очень далеки от этого. Если и произойдет «второе Крещение Руси», то только после большого труда русских людей. Мне посчастливилось много лет окормляться у известного старца архимандрита Кирилла (Павлова), который неоднократно мне говорил: «Ты знаешь, беда вокруг происходит. Ты даже не представляешь себе – если бы наш народ в большинстве своем хотя бы на минутку поверил в Бога, Господь бы в благодарность все бы изменил в нашей жизни». Если бы эту фразу поняло большинство и если бы люди начали предпринимать какие-то шаги, я думаю, что у нас было бы не все потеряно.

– Вообще проклятие расправы над Царской Семьей висит над нами, и его никак не пробьешь... Люди просто не задумываются, что значит уничтожить Помазанника Божия: это не просто уничтожение, а это переход в совершенно другую плоскость жизни – это отказ от Бога, от веры.

– Я помню высказывание профессора Добренькова на одном из «круглых столов», что мы уже не одно десятилетие живем без государственной идеологии, что назрела насущная необходимость в создании такой идеологии, причем на базе именно духовных, православных ценностей.

Тут и возникает вопрос: для чего мы все-таки живем? Эти вопросы я себе сам задаю и всех своих друзей спрашиваю: что мог бы сделать каждый, чтобы Россия смогла вернуть себе великую славу, статус великой державы?

Делай то, что должно, помогай ближнему. «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся», – любил повторять св. Серафим Саровский. И мы любим, но неправильно это понимаем. Считаем, что если будем поститься, ходить по воскресеньям в Церковь, то мы уже спасаемся. Я своим коллегам часто говорю: жертвуйте, больше жертвуйте, и вы не будете голодать. Ведь вы и по себе знаете – отдал и внезапно получил. Но только отдать надо с чистым сердцем.

Что каждый на своем месте должен делать? То, что ему должно: работать честно. Когда сейчас кричат «За честные выборы, за честную политику!», мне хочется спросить: а вы все, кричащие и стоящие с белыми шариками, вы сами-то во всех своих делах честные? На работе честные, в отношениях с женами, с подругами, с ухажерами?.. Вот, наверное, как надо ставить вопрос. Тогда и выборы будут честные, и политики честные. Если люди с себя начнут.

– Меня один батюшка попросил отвезти его к старцу Кириллу, которому он задал простой вопрос: «Батюшка, а как мне с людьми неверующими разговаривать?». На что старец ответил: «Очень просто. Ты с ними о совести говори. Совесть-то у каждого есть». Простой ответ. Вот если мы будем о совести задумываться, может быть, тогда у нас что-то изменится…

– Совесть – это самое главное. Мне кажется, что прежде чем кричать «долой» и обвинять кого-то, стоит задуматься – а ты сам-то соответствуешь своей совести или нет.

– Открытое предательство…

– Да, или глупость, недопонимание… У человека уже смещена школа ценностей. Для него не существует предательства и совести. Неужели непонятно – ты же идешь в посольство, где люди заинтересованы в тех или иных перестроениях России…

Поэтому сейчас оправдывают и предательство в Великой Отечественной войне.

Я понимаю мотивы людей, которые пошли на сотрудничество с гитлеровцами: они ненавидели коммунистический строй, многие пострадали от Сталина, казаки особенно. Но они должны были понимать, что речь шла не о защите режима, а о судьбе страны перед страшным завоевателем, который шел не свергать коммунистов, а уничтожать Россию. Гитлер даже марионеточного правительства в России не стал создавать. Везде в оккупированных странах оно было, а для русских – нет! Наша страна должна была просто исчезнуть с лица земли.

Я понимаю, что ты был против Сталина, коммунизма и т.д. Но в этой ситуации ты предавал даже не Советский Союз, а Родину, Россию… Гитлер, кстати, называл нашу страну не «Советский Союз» – он говорил «Россия». Вот где наша разграничительная черта. И если ты это одобряешь, значит, ты допускаешь, что можешь, когда почему-то тебе не нравится нынешнее правительство, обратиться к какому-то государству и пригласить его навести порядок в нашем доме… По такому подходу нынешние либералы совпадают с большевиками и Лениным, который кричал о поражении своего правительства, о том, что надо превратить войну империалистическую в войну гражданскую.

Режимы, правители часто попускаются Господом. Они приходят и уходят, а Россия остается. Вот в чем наше различие с Лениным, с власовцами и даже с казаками, которые вынужденно ушли в эмиграцию, а потом пришли с Гитлером «освободить свой родной дом».

– Не все, кстати… Деникин отказался…

– Многие отказались. Я в своей книге «Русский Лемнос» об этом пишу. Многие воевали на антифашистской стороне.

В Послании апостола Павла говорится: «Иисус Христос такой же, как был, есть и будет во веки веков…». Так же и наш патриотизм. Он относится к России, которая была, есть и будет.

 

В других номерах:

№27 (684) / 9 июля ‘12

Патриотизм

Россия! Встань и возвышайся!

Петр Мультатули

№26 (683) / 2 июля ‘12

Патриотизм

Россия! Встань и возвышайся!

Петр Мультатули

№29 (686) / 30 июля ‘12

Патриотизм

Россия! Встань и возвышайся!

Петр Мультатули

 
Уроки Православия

Пока стоит вера Православная, будет жива память о Царственных Страстотерпцах

Ольга Баталова

«Царские дни» в Екатеринбурге не случайно носят такое название: 17 июля Церковь чтит память Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия и Великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, а 18 июля празднуется память еще одной представительницы Дома Романовых – преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

 
Исследуйте писания

Общение по крови

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

(Окончание. Начало в № 24) Дальше, подчеркивая эту мысль, апостол Иоанн Богослов свидетельствует: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» – человек, который начинает с того, что говорит «я не имею греха» (у него нет нужды в чем-либо исповедоваться перед Богом: он совершенно чист перед Ним)

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс