Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– О том, насколько труден путь иконописца, наша беседа с известным московским художником Александром Соколовым. Как Вы стали иконописцем?
– Мне не трудно было определяться в жизни. Когда я пришел в Церковь в шестнадцатилетнем возрасте, я уже учился в художественной школе. И естественно было свой талант попытаться применить, и мой духовник очень-очень меня поддержал.
– А что послужило толчком к этому шагу?
– Поиски смысла жизни.
– Вы сразу поняли, что это истина, которую Вы искали, или выбрали иконопись потому, что в середине 1980-х годов эта ниша была еще не занята?
– После военной службы мне надо было решить, чем заняться. Я мог пойти на любую светскую работу, но мне хотелось работать в Церкви. Были даже помыслы сан принять, учиться в семинарии, но благодаря моему духовнику я, как мне кажется, пошел своим путем. Он меня просто не благословил в семинарию, сказал, что иконописание – такое же служение, как священническое, и рассуждать, что выше, а что ниже, никак не надо. Важно то, как человек свое дело делает, и если дал Бог такой талант, то попробуй его таким образом использовать. И первую икону я написал, естественно, отцу Анатолию. Это была икона святой Параскевы Пятницы, потому что батюшка наш служил в церкви Параскевы Пятницы, и он же мне дал репродукцию с иконы, которая находится в собрании старообрядческого Покровского собора в Москве. И я с этой репродукции сделал, как мне казалось тогда, вполне добросовестную копию. Это была моя первая икона.
– Дальше Ваш путь шел только в церковной среде? Не было ли увлечений светским?
– Соприкоснувшись с церковным искусством, я понял: это то доброе вино, после которого не хочется уже никакой бражки, никакого суррогата. В церковном искусстве есть все. Да к тому же оно еще имеет особый, я бы даже сказал, высший смысл.
И все-таки эволюция была. Я занимаюсь церковным искусством давно, и только по прошествии лет я стал понимать смыслы, которые в это заложены: это не просто профессия, это образ жизни. Даже, настаиваю, – это путь. Сейчас я рисую и делаю копии икон по памяти. Поэтому они получаются у меня с разным настроением, стилистическими особенностями, хотя иконография одна и та же. Например, на иконе «Неупиваемая Чаша» форму потира я немножко изменил, он у меня стал более древней формы, чем на оригинальной серпуховской иконе, такие потиры были в употреблении в VIII– IX веках в Сирии. Я увидел в музее эту форму и воссоздал ее в иконе.
– Вы только иконы пишете или храмы расписываете?
– Икона – составляющая часть богослужения. На мой взгляд, церковное искусство не должно делиться на отдельные составляющие: архитектура, живопись, утварь – все должно быть цельно и гармонично связано. Храм – единый организм, все в нем должно быть единым, вплоть до облачений и мебели.
– Быт церковного иконописца, его жизнь в семье всегда сопряжены с росписью храма или работой над иконой. Быт находится на супруге, а профессия на Вас? Как это происходит у Вас в семье?
– Нет, не так. С бытом у меня вообще миллион проблем – супруга у меня тоже художник, настоящий. Поэтому она сама работает день и ночь.
– А дети?
– Дети взрослые. Пока они были маленькие, меня и жену очень волновало, что мы так мало времени им уделяем. И наш духовник нас утешил. Он сказал: вы не пытайтесь снисходить до детей, заниматься только их вопросами, вы занимайтесь своим делом, и они к вам потянутся со временем. Ну, кто-то тянется, кто-то не очень тянется, но время еще есть, я думаю, у всех.
– Одно дело – икона для своего духовника, как свидетельство духовного единения с ним. И совершенно другое – конвейер, роспись храма, например. Это огромная работа на огромной площади, и надо все делать очень быстро. Как иконописец что Вы внутренне переживаете?
– Как вы сказали, конвейер... К сожалению, да, работа за деньги, работа в заданные сроки, работа по договорам всегда рискует превратиться в конвейер. Это тяжким грузом лежит на моей душе. Много лет занимаясь большими проектами, с участием большого количества людей, я понимаю, что не под всем сделанным мог бы подписаться. Но нет никакой возможности расписать храм, так сказать, бескомпромиссно. Человек, который стремится к идеалу и не может смириться с тем, что сам он несовершенен, что ему условия не позволяют, просто ничего не сделает. И поэтому компромиссы необходимы; но это делать очень трудно.
– Конечно, вкладывать в каждый проект, в каждую икону частичку души очень тяжело. Может быть, где-то можно сэкономить эмоции?
– Да, соблазн есть всегда, но сам процесс иконописания и вообще все процессы при изготовлении предметов церковного искусства регламентированы. И это очень помогает. Если даже я изнемогаю, малодушничаю или вообще готов халтурить, меня процесс, который сам по себе канонизирован, заставляет выполнять определенные действия в определенное время. Как и священник, который должен служить по тексту: что бы у него ни было на душе, он, следуя Уставу, настраивается должным образом. Поэтому иконописец не может ждать, когда его посетит муза и снизойдет на него вдохновение. Даже в моменты душевного неустройства он должен делась свое дело. И здесь помогает заказная работа, которая дисциплинирует.
– У каждого художника есть всегда внутренний мотив и, конечно же, мечта создать что-то значимое: как у актера – сыграть главную роль, так у художника – написать шедевр; у иконописца этого быть не может по определению – он всегда вливает в определенные формы определенное содержание. Но Вы же художник, всегда творческий человек, который стремится что-то выразить, – картины Вы пишете, хотя бы для себя?
– Нет, не пишу. Картины пишет моя жена, и я имею возможность как-то соучаствовать в ее творчестве. Но мне очень хочется иногда сделать что-нибудь, совсем не относящееся к церковному искусству. Я очень люблю эллинское искусство, вполне языческое (но, будучи языческим, оно сакральное), часто оно несет в себе больше духовного содержания, чем механически, бездушно выполненная икона. Мне не подобает, допустим, заниматься скульптурой или светской живописью, но инода я ощущаю некий дискомфорт, тоскую по эллинскому искусству.
Однажды нас позвали на Кипр, и до сих пор, почти уже десять лет, наша дочь живет на Кипре, родила нам уже троих внучек, и все там очень по-человечески. Киприоты – даже не греки, это был совершенно отдельный, особенный мир. На Кипре греки и турки жили достаточно мирно. И не только греки и турки. Кто такие киприоты? По крови они и греки на сколько-то процентов, и финикийцы, и египтяне. Кипр – совершенно особое явление, я бы сказал, даже в мировом Православии. Там совершенно очевидно до сих пор существует скрытая форма теократии. Для киприотов главные ценности – не демократия, ценности не общечеловеческие, а христианские. Большой духовный авторитет для меня и для многих киприотов архимандрит Симеон, игумен небольшого монастыря, благодаря которому наша небольшая русская колония появилась на Кипре.
– Что делает икону иконой?
– На этот вопрос односложно ответить невозможно. Есть мнение, что надписание. Как только она подписана, эта надпись и освящает икону. Я знаю, что люди грамотные, из духовенства, без этого иконы не освящают: сам чин освящения – достаточно поздний момент при работе над иконой; так вот, надписание делает икону иконой. Но это только один из аспектов. Бывает, и такое случается, что икона ужасно корявая, безобразная, – лучше ее переписать, предварительно стерев надпись, а потом соскоблить лик. К иконе, видимо, нельзя относиться суеверно, все-таки это образ, который через вещество проявляется. А если икона написана механически и бездушно, ее можно и нужно переписать.
История патриарха Авраама(Продолжение. Начало в № 20, 21) Мы начали рассказ о патриархе Аврааме, являвшем несказанную любовь ко Господу и выполнявшем все его повеления, порой настолько суровые, что Авраам стал для нас символом послушания воле Божией.
Виктор Николаевич Николаев, воин-«афганец», майор запаса; многократно ранен, уволен в запас по ранению; кавалер ордена Красной Звезды; в 1987–1988 гг. участвовал в боевых действиях в Афганистане в составе поисково-десантных групп, в 1988–1989 гг. выполнял задачи в нештатных ситуациях в Сумгаите, Степанакерте, Карабахе, Спитаке, Тбилиси и др.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.