Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с настоятелем храма Тихвинской Иконы Божией Матери в селе Выпуково Сергиево-Посадского благочиния Московской епархии священником Максимом Каскуном в эфире телеканала «Союз»
– Батюшка, что такое феминизм?
– Феминизм – термин, произошедший от латинского слова «фемина», что в переводе на русский означает «женщина». Это движение борется за так называемое освобождение женщин. Началось оно в конце XVIII века, чтобы женщин уравняли в правах с мужчинами в вопросах трудоустройства; тогда действительно не было равноправия в этом.
Сегодня феминизм имеет как бы два течения. Одно консервативное – консервативные феминистки требуют, чтобы женщина была уравнена с мужчинами в правах. Это, в принципе, никто не оспаривает. Чаще говорят о его другой крайней форме, о реакционном феминизме, который считает, что женщин надо освободить от «ярма» материнства, от сексуальной зависимости в семье от мужа, то есть дать ей сексуальную свободу, другими словами – возможность блуда. События, которые произошли в Храме Христа Спасителя, как раз связаны с представительницами реакционного феминизма. Женщины, которые больны такими идеями, проповедуют, чтобы женщина была полностью свободна от всего, была не замужем, имела работу хорошо оплачиваемую, чтобы она жизнь проводила в эгоизме, не приносила никакого плода в материнстве.
Реакционный феминизм сегодня проявляется в конкретной тенденции Голливуда пропагандировать не супермужчин, а суперженщин, которые в одиночку побеждают армию, побеждают государства, вместо того, чтобы рожать детей и заниматься тем делом, к которому их призывал Господь. Реакционный феминизм женщинам навязывает стереотипы, из-за которых женщина, сама того не понимая, разрушает семейный мир.
– Откуда возник реакционный феминизм?
– Есть причины объективные, исторически сложившиеся, есть и субъективные. А есть причина духовная. Я начну именно с духовной причины.
Причина эта называется – сатанизм, подготовка людей к пришествию антихриста. Именно феминизм сегодня разрушает семью. Нет ни одного греха, равного по своей силе феминизму, который бы так разрушал семейное счастье. Зачем все это было сделано?
Нормальная благочестивая семья, где все стоит на своих местах: Бог на Своем, мужчина, женщина, дети – на своих, работа и все остальное на своих, приносит большие плоды. А вместо этого дан хаос, нарушающий законы человечества, жизнь ячейки семейной, где человек естественным образом получает для своей души основы добропорядочности, чистоты и благочестия. Естественно, весь мир разваливается: нет семьи – нет мира.
Посмотрите тенденции, которые присутствуют в современной политической и социальной жизни. Упраздняется категория «отец – мать»: «первый родитель – второй родитель», «первый партнер – второй партнер». Упраздняется святое и вводятся технические термины, которые не возбуждают вообще ничего в детях. Кто такая мать, кто такой отец забывается – соответственно, упраздняется и главный Отец Вселенной – Бог.
– Батюшка, звонок – Валдай на связи.
– Если муж безынициативный, ничего не делает в доме, в огороде, по хозяйству, а жена ему подсказывает сделать то, сделать другое, это феминизм?
– Да, одно из его проявлений. Я никого не хочу обвинять, но пассивность мужчин в настоящее время связана с тем, что многие мужчины вырастают в семьях, где женщины верховодят. Произошел взлом семейной природы, семейного очага, поэтому и получаются бесформенные мужчины, которые сами ничего не делают и не могут делать.
В этом случае женщина должна понимать, что все-таки она призвана Богом к другому – к миру семейному. И поэтому, если что-то мужчина не делает, надо не заставлять его, надо молиться за него, молиться на коленях, с горячими слезами. А сегодня мы просто хотим силою заставить. Да кто я такой, чтобы кого-то заставлять? Я в принципе не могу заставить, я могу только просить, только умолять. Потому что передо мной – образ Божий, как я его могу заставить что-то сделать? В молитве надо приводить человека к вразумлению.
– Вопрос от Дмитрия: «Может ли быть феминизм в церковной среде, когда женщины очень рьяно начинают руководить делами на приходе? Что Писание говорит об этом?»
– Писание говорит: «Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем». То есть жена в Церкви да молчит. Если батюшка матушке какой-то (не обязательно своей супруге, а, к примеру, кому-то из бывших бухгалтеров или начальников ЖКХ, которые пришли в храм) дозволяет так себя вести, то здесь виноват священник, а не женщина.
– Егор из Нарофоминска задает такой вопрос: « Может быть, лучше женщин не уравнивать в правах, а наоборот?».
– Это, конечно же, искушение. Потому что женщины – тоже образ Божий. И, когда Господь творил человека, Он создал ему женщину как помощницу.
Это нужно понять и принять сегодняшним феминисткам: задача Бога была дать мужчине помощника – не мужчину сделать помощником женщины, а женщину помощницей мужу. Для чего? Человеку одному в этом мире тяжело и очень трудно. И если мужчина не будет иметь помощника, а женщины не будет иметь твердую опору, им тяжело будет жить. Мы все – образ Божий, но у нас разное служение. Мужчина – добытчик, женщина – хранительница домашнего очага. Если все это поменять местами, будет то, что мы сегодня видим.
– Послушаем звонок из Воронежской области.
– В Библии написано: «жена должна в муках рожать, муж в поте лица зарабатывать хлеб». Сейчас и жена, по сути, в поте лица зарабатывает хлеб. Мне интересно, должны ли домашние дела распределяться между мужем и женой; большинство скандалов возникает на этой почве. Почему Вы считаете, что это феминизм?
– Полностью вас поддерживаю, но эта ситуация как раз и вытекает из феминизма. Если вы пришли с работы, а вам надо еще прибрать, постирать, приготовить – это кто вас этим наградил? Феминизм.
Не мужчины гнали женщин разгружать шпалы и махать молотом по наковальне – женщины сами на это пошли. А сегодня получается, что невозможно женщине свергнуть с себя домашние обязанности, потому что не каждый мужчина будет варить и стирать самому себе. Он – добытчик по менталитету, а женщина по менталитету – домохозяйка. Женщины – мученицы в этом случае, они стали заложницами ситуации. И поэтому, безусловно, когда оба работают, должно быть в семье хоть какое-то распределение обязанностей.
– Следующий вопрос – из Московской области.
– Скажите, пожалуйста, если я знаю за собой, что я – властная, как мне с этим бороться?
– Спаси Господи. Приятно слышать трезвые слова.
Думаю, что вам начинать надо с того, что, когда возникает желание покомандовать, постараться себя удержать. И через совет с мужем потихоньку себя умирять. А лучше потом, со временем, говорить: «Как ты скажешь, дорогой, так и будет». И через это смирение вы себе приобретете больше мира и покоя – властолюбие не дает человеку мира. Когда человек хочет творить свою волю, именно свою и ничью больше – это противление воле Божией. Поэтому старайтесь себя умирять, советуйтесь с мужем и старайтесь полагаться на его волю. Так же и мужчины делают. Когда он видит, что у женщины есть какие-то проблемы, он всегда с ней советуется. И она, как мудрая жена, дает ему совет. И он сам через некоторое время говорит: «Сделай, как ты сама считаешь нужным, я тебе доверяю».
Через что такое согласие достигается? Мы уступаем друг другу, советуемся друг с другом и понимаем так друг друга.
– Скорее всего, женщина, которая будет возлагать на себя обязанности мужчины, так или иначе не сможет с ними справиться. А как себя вести мужчине, который видит это и понимает?
– Молиться. Я не знаю в жизни такого средства, которое бы до человека лучше всего дошло, как молитва за этого человека. Если человек поставил для себя какую-то установку, надел броню – хоть что ты ему говори, бесполезно. А помолился за него, и смотришь, он вразумился, прислушиваться начал. Мы очень мало молимся друг за друга.
– Сергей из Москвы спрашивает: «Правильным ли будет смирение мужчины в семье, где супруга еще не пришла к вере, и не будет ли это восприниматься ею как признак слабости мужчины?».
– Что касается смирения, оно у всех нас должно быть, никому оно не помешает. Но смирение должно быть обязательно связано с дисциплиной. В семье должны быть заведены определенные порядки, распределены обязанности. Если человек не может нести, его не надо за это ругать, его надо жалеть, за него надо молиться, ему надо помогать осуществлять эти обязанности – в этом воля Божия о каждом из нас.
Конечно, иногда бывает: начнешь смиряться – сядут на шею. Такое случается, потому что мы не даем себе дисциплину. Когда есть дисциплина, то человек начинает требовать: «Нужно сделать так; если ты не хочешь, то давай помолимся об этом». Но это должна быть всегда такая ситуация, в которой четко определено: это должно быть вот так и никак иначе. А когда это так не бывает, то, конечно, мы молимся, мы смиряемся, мы исправляем. Но ни злиться, ни унижать, ни оскорблять при этом не нужно, наоборот, человеку нужно помогать в этом – смирение тут помощник; терпение помогает человеку достигать лучшего, а не сила.
– Звонок из Московской области.
– Батюшка, еще две тысячи лет назад апостол писал, что мужчина должен обращаться с женщиной как с немощнейшим сосудом, и даже Некрасов, когда о феминизме еще не помышляли, сказал: «Доля крестьянская, долюшка женская – вряд ли труднее сыскать».
– Понятно. Женщина – немощнейший сосуд, но чтобы поскандалить, силушки у нее ой сколько. Мужчины всегда должны помнить, что женщина – это немощный, слабый сосуд, ее жалеть нужно, почему мужчине и нужны смирение и терпение. А женщине нужно послушание. Посмотрите закон семейного счастья, который изложен в Священном Писании: «каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да убоится своего мужа». Муж приобретает женщину, приближаясь к Богу через любовь, милосердие, через нежность, терпение, а женщина – через уважение к мужчине. Это самый кратчайший путь, по которому люди могут обрести друг друга и себя для Господа; если женщина не уважает мужчину – все, брака нет, а если мужчина не любит женщину – тоже. Это краеугольные вещи.
– Есть ли женщины, которые не подвержены феминизму?
– Понятное дело, это все не европейские народы; где не было ни сексуальных революций, ничего – где нет демократии, там нет феминизма, я бы так сказал.
Современный феминизм появился в конце XVIII века, но синдром такой, такие феминистические наклонности были даже у жены Сократа – она могла его помоями облить, когда он приходил с базара. Он-то делом занимался, людей к истине приводил, а она его тунеядцем называла, что сегодня и у нас часто происходит. Она вела себе похабно, потому-то и дети Сократа ничего не достигли, ведь они были воспитаны в атмосфере постоянного оскорбления женщиной своего мужа.
Сейчас это все законодательно сложилось, понятное дело, сегодня, куда ни ткни, это везде. Бывает так, что женщина – ученый, там и семья совершенно по-иному складывается, но она должна понимать, что все равно она – хранительница домашнего очага: не будешь этого делать – семьи не будет.
– От проявлений переходим уже к последствиям. Вопрос задает Дмитрий: «Как указать девушке, что она слишком многого требует для себя от своего парня, хотя при этом они еще даже не женаты?»
– Представляю, что будет потом... Я уже неоднократно говорил, что в вашем случае молитва должна содержать два основных прошения: «Господи, если это мой человек, да будем мы вместе». И второе, нужно молиться, чтобы Господь вразумил того человека и дал ему спокойствия в помыслах. Но если вы чувствуете, что ситуация бесконтрольная, то лучше эти отношения не продолжать.
– На связи Брянск.
– Батюшка, я верующий, а жена у меня – нет. Я хочу в отпуск съездить в Оптину Пустынь послушником, а она против. Я у монахов спросил – они сказали, что я могу приехать, а священники говорят, что я могу это сделать только с согласия жены. Как мне быть?
– Я как и священники скажу. Потому что священники – люди женатые и больше понимают, чем монашествующие (да простят меня все монахи и помолятся обо мне). Как говорит профессор Осипов, монахи они и есть монахи, и монах может что-то правильно сказать только когда он святости достиг, а до тех пор в семейных вопросах он не может дать трезвого совета, потому что никогда не был женат. Вам нужно к миру стремиться. Если вы хотите исполнить Евангельскую заповедь, чтобы пренебречь все земное и последовать за Господом, вам надо жене сказать: «Мы с тобой разводимся, и я ухожу в монастырь, я люблю Господа больше, чем тебя». Но, как говорил апостол Павел, «в каком звании призван, в том и оставайся».
Если Господь призвал тебя в семейную жизнь, то тебе спасти жену надо, нужно постоянно молиться за свою супругу, чтобы ей Господь дал веру и преумножил ее. Мы, даже становясь христианами, к своим близким не проявляем вообще никакого милосердия – и хотим, чтобы они стали христианами. А они не могут стать христианами, потому что видят в нас одно безобразие: для монахов мы в монастырях хорошие, для всех батюшек на приходах – хорошие, а дома мы другие, мы расслабляемся, и все страсти наши сразу наружу выходят.
Молитесь за свою жену, спасайте ее, ведь если вы ее приведете к Богу, вам выше всех будет этот подвиг. Ведь это – душа человеческая, которую вам доверил Господь, а она неверующая. И если вы уедете, она и останется такой.
– Батюшка, и все же телезрительницы просят конкретных практических советов.
– Если вы замужем, то нужно учиться слушаться мужа, относиться к нему внимательно и уважительно. Если вы не замужем, то вам нужно себя готовить к материнству: мать – это человек, который полностью посвящает себя детям. Будьте многодетны, и вам будет проще. Потому что в Священном Писании прямо сказано, что жена печется не угодить Господу, а угодить мужу, чтобы в семье был мир. Вы своим смирением, терпением сглаживая ситуацию, не даете злу разрастаться. И своим христианским долготепрением и нравом и молитвой за своего мужа, вы, может быть, приведете его ко Христу и ко спасению. И Господь за это, конечно, воздаст вам великими дарованиями.
Брак – это столкновения двух личностей, каждая из которых полна грехов. И чтобы эти личности смирить, объединить и спасти их для Царствия Небесного, Господь создает нам такие ситуации, когда нам приходится смиряться. Смиряется больше тот, у кого больше и крепче вера.
17 июня – день памяти святителя Митрофана, первого патриарха ЦареградскогоЕго отец Дометий, брат римского императора Проба, будучи христианином, во время гонений на христиан удалился из Рима и прибыл в Византию. Епископ Византийский Тит рукоположил его во пресвитера; по смерти Тита Дометий стал епископом Византийским. После смерти Дометия епископскую кафедру занял его старший сын Проб, а по кончине сего последнего на кафедру был возведен Митрофан.
25 мая Святая Церковь молитвенно почтила праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, – 23 года назад состоялось второе обретение его честных мощей. В сентябре этого года состоится празднование 20-летия перенесения мощей праведника из Екатеринбурга в духовную столицу Урала, Верхотурье
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.